Если спросить участников киевского майдана, что же всё-таки вывело их год назад на улицы, то, наверное, подавляющее большинство ответит: невыносимый разгул коррупции. С тех пор прошло время, режим сменился, но коррупция на Украине не то что не уменьшилась - она разрослась и стала поистине тотальный. Украинская коррупция – это явление, которому в мире нет аналогов. На смену старой иерархической коррупционной системе, в которой были свои правила и ограничения, пришла не знающая границ стихия, когда разобраться в том, кто берёт, за что и сколько, уже невозможно. Берут все, кто может. Модернизация коррупции – единственный вид модернизации, осуществлённой новым украинским режимом. И почему-то никто не рвется снимать репортажи из хоромов новых правителей страны, которые выглядят настоящими дворцами на фоне намозолившей всем глаза резиденции В. Януковича в Межигорье, большой, но безвкусной и, в общем-то, заурядной деревянной избы.
Британская The Guardian в статье под названием «Добро пожаловать в наиболее коррумпированную державу Европы» пишет, что, согласно индексу восприятия коррупции Transparency International, Украина занимает 142-е место, рядом с Угандой. А в последнем рейтинге страна опустилась ниже Нигерии. Ещё ниже - только первобытные племена. «Начиная с 1991 года чиновники, депутаты парламента и бизнесмены создают сложные и высокодоходные схемы с целью воровства из государственного бюджета. Эти хищения изуродовали Украину. Если на момент обретения независимости ее экономика не уступала польской, то сейчас она составляет лишь треть от нее. Уровень жизни у рядовых украинцев не меняется, а кучка олигархов стала миллиардерами».
Народный депутат от «Блока Петра Порошенко» Сергей Каплин говорит, что практически в каждом министерстве есть «смотрящий». Эти «смотрящие» собирают деньги. 80% всех схем, которые работали при старом режиме, сохранились. Продолжают существовать налоговые ямы (перевод из безналичных денег в наличные). К этому добавились новые махинаторские цепочки в таком количестве, что отследить их уже невозможно. Каплин констатирует: «Правительство Яценюка побило коррупционные рекорды правительства Азарова».
Война при всем её трагизме - это еще и гигантская прачечная по отмыву грязных денег. Если вчитаться в украинские правительственные отчеты о том, какие гигантские количества боевой техники и иных материальных ресурсов были направлены в зону боевых действий и сравнить их с непрестанными жалобами солдат и офицеров на жестокую нехватку всего и вся, нетрудно понять, что всё это где-то пропадает. Может быть, и с самого начала направляется лишь на бумаге, а на самом деле остаётся на складах или следует туда, где это можно выгодно продать. О том, что находчивые фирмы-посредники брали бесплатно с военных складов разукомплектованную технику и втридорога продавали ее волонтёрам, писалось уже не раз. В свою очередь компании "Укрспецэкспорт", "Укринмаш" и др. занимаются поборами с оборонных предприятий, требуя от них откаты плюс комиссионные свыше 10% за «консультационные услуги» и т. п.
Вот опять в Киеве на самом верху заговорили об увеличении армии на треть, до 250 тыс. человек. Это сколько же денег еще можно будет наварить! Похоже, в новых условиях, только в неизмеримо больших масштабах, повторяется афера бессмертного Чичикова с мёртвыми душами! У персонажа Гоголя нашлись на родине автора умелые продолжатели.
Основным выгодополучателем, пожинающим кровавую жатву с войны, является государственный концерн "Укроборонпром", объединяющий более 100 предприятий и спецкомпаний. Его нынешний руководитель, херсонский автодилер Роман Романов - всего лишь «зиц-председатель». Теневым куратором концерна считается владелец многопрофильной корпорации «Богдан» Олег Свинарчук. От него нити контроля над украинским ВПК тянутся выше - к компаньону и личному другу Свинарчука, формально передавшему ему контрольный пакет акций «Богдана», президенту Украины Петру Порошенко. В результате выборочной проверки, проведенной прокуратурой в середине 2014 года на 17 предприятиях "Укроборонпрома", была установлена нехватка 189 единиц автомобильной и бронетанковой техники и разукомплектование 440 единиц авиационной, артиллерийской и иной техники. Виновных не обнаружили. Странное впечатление оставляет и недавний визит многолюдной делегации украинских оборонщиков во главе с Порошенко (личный интерес?) на международную выставку вооружений в Абу-Даби. Президент объявил, что там он якобы договорился о поставках из ОАЭ оружия, необходимого для «ведения АТО». Арабы крайне удивились и опровергли это заявление, поскольку до сих пор считались импортерами подобной техники, а никак не её экспортерами. Резонно предположить, что и на этот раз речь шла не о закупках, а о продаже «излишков», образовавшихся в ходе этой самой АТО. Иначе для чего бы вообще президент Украины ломал свой перегруженный график?
Ещё одним нашумевшим достижением "Укроборонпрома" является закупка значительной партии архаичных британских броневиков «Саксон» образца 1960-х гг. «Саксоны» совершенно не приспособлены к ведению боевых действий на открытой местности. К тому же их вообще никто не видел на фронте, в то время как вполне приличные деньги в оплату их поставки из государственного бюджета кому-то ушли. Эксперты убеждены, что «Саксоны» еще долго не попадут на фронт: ведь теперь понадобились большие деньги на их доукомлектацию. И в "Укроборонпроме" есть люди, которые не без выгоды для себя готовы этим заняться.
В свою очередь кураторами премьер-министра Арсения Яценюка считаются Андрей Иванчук, имеющий интересы в спирто-водочном бизнесе, и Николай Мартыненко, у которого бизнес в топливно-энергетической сфере. В пользу первого Яценюк распорядился приватизировать стратегическое предприятие "Укрспирт", что может лишить страну серьезных налоговых поступлений. А вот с Мартыненко, который уже четвертый созыв подряд остается бессменным главой комитета Верховной рады Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности, Яценюк затевает дела, грозящие уже не просто большими финансовыми потерями, но техногенными катастрофами. Подконтрольный Мартыненко госконцерн "Энергоатом" в конце января 2015 года подписал в Брюсселе документ о дополнительном соглашении к контракту на строительство Централизованного хранилища отработавшего ядерного топлива (ЦХОЯТ) в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС. Условия украинско-американского контракта сохраняются в тайне. Известна лишь его стоимость – 300 млн долларов, которые украинское госпредприятие должно уплатить компании Holtec за поставку оборудования и технологий обращения с отработанным ядерным топливом до 2020 года. Как выяснили журналисты, стоимость контракта завышена почти втрое, а условия контракта – не только кабальные, но и не гарантируют Украине безопасность. Эксперты считают, что за этим неизбежно последует увеличение цен на электроэнергию для конечных потребителей, а «завуалируют» это требованиями МВФ о доведении тарифов на энергоносители до рыночного уровня. Повисла в воздухе и многомиллионная афера с поставками на Украину южноафриканского угля.
Примеров дикой и беспощадной коррупции на Украине множество. И один из самых ярких - «добровольный» уход из жизни одного за другим двух руководителей Фонда государственного имущества Валентины Семенюк и Михаила Чечетова. Оба были хорошо осведомлены о схемах обогащения украинских чиновников и олигархов за счёт государственной собственности.
К этому надо добавить засилье в правительстве Украины на многих ответственных постах, связанных с имущественными отношениями, иностранцев, в основном из Грузии и Прибалтики. Кому-то из них в своих странах предъявлены обвинения в коррупции. А Михаил Саакашвили, объявленный в Тбилиси в розыск за финансовые злоупотребления, считается одним из претендентов на пост председателя Национального антикоррупционного бюро Украины. И одновременно он же выступает главным лоббистом по закупкам для Украины вооружений за рубежом. А вообще, что могут сделать в кабинете Яценюка иностранцы, когда вконец разбалансированная украинская экономика управляется не по общим экономическим законам, а в ручном режиме, требующем знания местного теневого бизнеса? Всё, на что такие пришельцы способны, - это помочь получше спрятать за рубежом остатки национального богатства Украины.
Известный украинский публицист Олесь Бузина вопрошает: «Так за что погибла «Небесная сотня»? За ЭТО? За успешно проведенную олигархическую революцию, в результате которой вместо донецкого клана к власти пришла самая борзая часть днепропетровского в лице бородатого господина с тремя гражданствами, контролирующего добрую половину парламента? И где, кстати, золотой батон Януковича, которым «кормила» зрителей год назад «свободная пресса»? Кто его съел?»