В Госдуме предлагают взыскать с Украины многомиллиардные долги, если Киев не прекратит войну.
Депутаты Государственной Думы Валерий Рашкин и Сергей Обухов предложили объявить Украине ультиматум. Либо киевские власти беспрекословно выполняют все условия Минских соглашений, прекращают в стране политические репрессии, восстанавливают аккредитацию российских журналистов и берут под контроль националистические организации, либо Москва требует немедленного возвращения всех долгов.
Предложение наших парламентариев перейти к жестким мерам можно назвать вполне обоснованным. Россия, Германия, Франция и Белоруссия приложили немало усилий, чтобы остановить боевые действия в Донбассе. Украина хоть и согласилась с условиями Минских соглашений, но выполнять их не спешит. Если ополченцы уже отвели от линии фронта всю тяжелую технику, то Киев этого пока не сделал. Более того, на отдельных участках украинские военные продолжают обстрелы населенных пунктов и позиций ополченцев. Националистические организации и добровольческие батальоны и вовсе заявляют о том, что не подчиняются официальным властям и намерены вести войну до «победного конца».
Да и действия Киева в политической сфере сложно назвать нацеленными на мир. В понедельник из Москвы был отозван посол Украины, а президент страны присвоил звание Героя Украины Надежде Савченко, которая обвиняется в пособничестве в убийстве российских журналистов Игоря Корнелюка и Антона Волошина.
В этой ситуации экономический механизм принуждения к миру может быть наиболее эффективным. По гособлигациям, проданным нам в 2013 году, Украина должна 3 млрд. долларов. Еще 2,44 млрд. должен «Нафтогаз Украины» «Газпрому». Задолженность украинской стороны российским банкам и предприятиям оценивается в 25 млрд. долларов. Если потребовать незамедлительной выплаты всех долгов, то Украина практически стопроцентно окажется в состоянии дефолта.
С другой стороны, требование долга только усилит в украинском обществе антироссийскую истерию. Да и чем хуже положение в экономике, тем больше нужна будет киевским властям война. Ведь удержаться они могут только под лозунгом «Всё для фронта!», так как решать социальные проблемы объективно не в состоянии.
– Я не уверен, что нужны какие-то ультиматумы. Независимо от справедливых требований России прекратить безобразия силовиков в Донбассе, Украина всё равно должна рассчитываться по долгам, и по займам, и по облигациям. Дело не в ультиматумах. Киевская власть должна просто навести порядок в своей стране, – считает
директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов. – Если говорить о некоем «воспитании» соседнего государства, то надо говорить не об ультиматумах, а просто взять и предъявить долги к оплате, которые согласно подписанным договорам Киев обязан отдать.
— Как заставить Украину выполнить Минские соглашения?
– Для этого и существует «Нормандский формат», который зарекомендовал себя положительно. Собственно, Минские соглашения и стали возможны благодаря «Нормандскому формату». Соответственно, установление мира на Украине это не только дело России. Это дело чести всех участников «большой европейской тройки». Франция, Германия, Россия должны принудить Украину, эту страну в центре европейского континента, выполнить Минские соглашения.
— Но в Европе обычно не замечают срыв соглашений со стороны Киева.
– Механизмов принуждения много. Если все члены «большой европейской тройки» заинтересованы в установлении мира в центре Европы и прекращении гражданской войны на Украине, то, как я считаю, совместными усилиями можно принудить Украину выполнить взятые ею в Минске обязательства. Причем, независимо от желания или нежелания заокеанских «друзей» Киева.
Доцент кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ Александр Гущин отмечает, что требование выплатить долги действительно может быть эффективным:
– Вряд ли когда-то Россия будет говорить языком ультиматумов. Если Россия и пойдет на то, чтобы взыскать все долги с Украины, то такая мера будет увязана с целым пакетом требований, как экономического, так и политического характера. Требовать немедленной выплаты долгов из-за того, что Киев не может обуздать националистические организации, Москва вряд ли будет.
Хотя экономический рычаг в качестве одной из мер принуждения Украины к миру может быть вполне эффективным. Другое дело, что информационная подача применения этого финансового механизма не должна быть такой «плоской», как ультиматум.
Проблема в том, что ситуация начинает опять обострятся. Только что Киев отозвал своего посла из Москвы, якобы для консультаций, но истинные причины трудно угадать. Одновременно Порошенко присвоил Савченко звание Героя Украины.
Так что экономические методы воздействия на Киев надо использовать. Помимо поддержки ополченцев, это главное, чем Россия сейчас может воздействовать на Киев. Просто не надо в публичной сфере увязывать напрямую требование долга и неподконтрольность официальным властям националистических организаций.
— Возможно ли в принципе добиться от Киева выполнения Минских соглашений в полном объеме?
– Что касается техники, то ее Киев, может, отведет. Но сложнее судьба политической части Минских соглашений. Я говорю про контроль над границей, проведение выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, как записано в соглашениях. Думаю, что для выполнения этих пунктов существует много серьезных препон, и к концу 2015 года, как сказано в документе, окончательного решения не будет.
— Как на неисполнение Минских соглашений могут отреагировать Германия и Франция?
– Пока миротворческий процесс еще не сорван. Пока общими усилиями надо постараться, чтобы Украина отвела вооружения. Далее будет идти политический процесс. Думаю, что Меркель и Олланд понимают сложность политического урегулирования до конца этого года. Главное, что миротворческий процесс запущен.
Если Минские соглашения будут выполняться, то роль Европы в урегулировании кризиса будет возрастать. Это выгодно и России.
Хотя американцы, скорее всего, Украину «не отпустят». Сейчас уже обсуждается отправка на Украину трехсот американских военнослужащих. Украинская армия всё равно будет иметь поддержку от США, пусть не напрямую, а через третьи страны. Скажем, недавно был визит Порошенко в Объединенные Арабские Эмираты. Надо внимательно смотреть, какие контракты будут подписаны. Ведь поставка оружия может идти не напрямую из Соединенных Штатов.
— Может ли Киев долго соблюдать режим прекращения огня в условиях экономического кризиса?
– Я довольно скептически смотрю на ситуацию, хоть и с элементами надежды. Вряд ли кто сегодня предложит соглашения лучше, чем разработал Минск-2.
Но украинское общество действительно сейчас консолидировано. В нем чувствуется элемент некоего подъема национального самосознания. К сожалению, этот подъем замешан на крови, на войне, на отторжении соседнего государства. Но приходится признать факт, что народ Украины накален. И это важный момент национального строительства, как к нему не относиться. Сейчас реализуется другой национальный проект, нежели в «девяностые» годы.
С другой стороны, общество начинает уставать от постоянного напряжения. «Внешняя опасность» поэтому играет важную роль для власти. Иначе часть общества начнет задумываться об экономических проблемах. Если военные действия и не будут вестись, что киевская власть будет делать всё для того, чтобы образ России был негативным.
К тому же, МВФ предоставляет Украине кредиты на 17 миллиардов долларов. На этом Киев сделает большой пиар и использует этот факт для консолидации украинских граждан.
Стоит учитывать и то, насколько коалиция в Верховной Раде будет крепкой. Сейчас уже есть информация, что «Батькивщина» и Радикальная партия недовольны рядом процессов. Нынешняя большая коалиция в Раде была создана под влиянием внешнего фактора, «агрессии России», как считают депутаты. А вот в более-менее мирной ситуации мелкие партии начнут между собой серьезную борьбу. И совершенно неизвестно, как будут взаимодействовать Блок Петра Порошенко и Народный фронт Яценюка.
Возможно, мирное урегулирование заставит уйти в оппозицию мелкие партии. Кстати, той же Тимошенко находиться в оппозиции будет комфортнее. И это может сплотить коалицию. Но возможно, что сформируется новая коалиция из мелких партий, тогда устойчивого большинства ни у кого не будет. Это плохо и для Яценюка, и для Порошенко.
Не исключено, что в меньшинстве останется Блок Петра Порошенко. И будет попытка смены президента. Сейчас есть информация, что у американцев есть замена для Порошенко, а Яценюк, как известно, со Штатами связан очень тесно.
Поэтому позиция президента сейчас не такая и прочная. И в перспективе она зависит именно от того, насколько Порошенко удастся поддерживать во внутренней политике военный тренд.