Прогнозы о вероятности раскола Украины звучат достаточно давно. Особенно часто мы их слышим в последний год. Можно даже сказать, настолько часто, что практически перестали им верить. Однако вероятность распада некогда одной из самых развитых советских республик сегодня велика как никогда. И будет лишь нарастать, несмотря на активное противодействие многих сторон конфликта. Президент Порошенко попал в поистине уникальную ловушку, которую ему одновременно расставили и Запад, и Москва. Самое необычное в нынешней ситуации то, что эта ловушка не является плодом чьего-либо сговора или плана, а возникла сама по себе. К ней ведёт сама логика конфликта, которая действует независимо от всех планов разной степени хитрости.
Нынешняя постмайданная Украина полностью держится на шатком авторитете действующего президента, как Украина домайданная держалась на авторитете Януковича. Военные поражения на фронтах и переговорные уступки для ДНР и ЛНР, путь и чисто виртуальные, раз за разом подтачивают этот авторитет у разогретого военной истерией населения. «Особый статус» для «сепаратистов», опять же чисто виртуальный, вызывает приступы ярости и закономерные вопросы со стороны жителей западных и центральных областей: если особый статус есть у Донбасса, то почему его не может быть у нас. И чем хуже будет чувствовать себя экономика, тем чаще начнут раздаваться призывы сперва к обособлению, а затем и к независимости.
Буквально за один год на Украине была проведена полная деиндустриализация, которая является непременным условием «евроинтеграции». То, чем гордые республики Прибалтики занимались почти 20 лет, их южные братья по разуму завершили всего за год. Разовые финансовые вливания со стороны Вашингтона и ЕС направлены почти исключительно на обслуживание выплат Киева по внешним долгам. Малая часть от траншей идет на войну с Донбассом или расходится по карманам. Многомиллиардные кредиты МВФ, которые с неумеренным оптимизмом анонсировали украинские власти, будут выданы под очень жёсткие условия, включающие резкое сокращение расходов на население при одновременном удорожании газа и отопления. Но если Запад мало волнуют проблемы украинских туземцев, которые будут буквально выброшены в нищету, то Порошенко и Яценюк не спешат выполнять требования МВФ, прекрасно понимая, чем это может грозить им лично. В конце концов, Обама далеко, а Майдан рядом. В лучшем случае урезание заплат, пенсий и различных социальных выплат при одновременном удорожании коммунальных услуг приведёт к тому, что люди массово перестанут за них платить, что повлечет за собой закономерное банкротство коммунальных служб.
Поскольку войну никто не отменял, армии будут продолжать требоваться ГСМ, лекарства многое другое, закупаемое на валюту. С поставщиками постдефолтное правительство не сможет уже расплатиться даже долговыми расписками, и вынуждено будет перейти к экспроприациям. Принудительный отъём, при всей его привлекательности, имеет один существенный недостаток — его можно провести только один раз. После этого наученные горьким опытом поставщики просто откажутся от всякой деятельности внутри страны и спрячут остатки капиталов, а автозаправки, магазины и аптеки опустеют.
В условиях коллапса какой-либо финансовой помощи из центра неизбежно начнут нарастать центробежные тенденции, когда Киев бросит на произвол судьбы не только отдельных людей, но и целые регионы. И элиты регионов неизбежно начнут задумываться о ельцинском «взять столько суверенитета, сколько смогут проглотить».
Первыми автономию потребуют области Западной Украины. Сперва именно автономию, а не независимость, и автономию в первую очередь экономическую. Вторым пожелавшим особые права окажется днепропетровский каганат Коломойского. Получив экономические рычаги, региональные элиты неизбежно придут к необходимости закрепления нового статуса политически, чтобы Центр не смог отнять права так же легко, как и подарил.
Вот тут-то и пригодятся многочисленные территориальные батальоны, заботливо выращенные Коломойским и другими олигархами. Регионы, имеющие собственные армии (нонсенс в любой нормальной стране), могут потребовать от столицы широкие права самостоятельности и Порошенко, уже ведущий одну войну, никак не сможет этому воспрепятствовать. Здесь, собственно, и начинается федеративная, вернее конфедеративная Украина. К не получающим месяцами зарплату командирам ВСУ на местах, начальникам СБУ и другим силовикам в один прекрасный день придут хорошо одетые люди с простым предложением. Мол, зарплаты из Киева нет и не будет, но есть вариант поработать на Днепропетровскую (Херсонскую, Винницкую и. т.д.) республику. То есть, как и в случае с СССР, начнётся захват власти на местах, через национализацию местных силовых структур и наиболее лакомых кусков имущества.
Параллельно новые государства практически сразу откажутся от долгов украинского правительства через простое объяснение: «Киев брал, пусть он и платит».
Активнее всего к независимости будут стремиться именно те регионы, которые имеют возможность получить валютную выручку через продажу своих товаров на внешний рынок, например сталь и, особенно, зерно. Достаточно посмотреть статистику, какие регионы являются житницами Незалежной. В минувшем году Украина получила богатую валютную выручку за счёт продажи зерна, но это стало возможно лишь благодаря «кровавому наследию» Януковича, при котором фермеры могли кредитоваться для посевной на относительно приемлемых условиях. В нынешнем году условия кредитов гораздо более жёсткие, а значит, и посевные площади окажутся куда скромнее. Меньше посевов — меньше валютной выручки, не говоря уже о внутренних нуждах. Для России неожиданное выпадение соседки из всемирного зернового рынка окажется благом: возрастут общие цены и освободится доля рынка.
Усугубить ситуацию может и внезапное наступление ДНР/ЛНР, у которых своя логика. Гигантские города и предприятия Донбасса разрушены и на их восстановление нужны средства. Такие средства могут дать лишь новые территории, ещё не разорённые войной. С примерно такими же шансами весной начнётся и очередное наступление ВСУ, которое будет идти по принципу «пан или пропал». Если ополчению удастся разгромить его (а вероятность такого исхода высока), то очередной политический кризис в Киеве имеет все шансы перейти в острую фазу.
Итог неутешителен. Свержение Януковича привело к отделению Крыма, появлению ДНР с ЛНР и началу гражданской войны. Свержение уже Порошенко может окончательно уничтожить Украину как единое государство, ибо новые киевские власти авторитета не будут иметь вообще никакого и могут быть свергнуты любой точно такой же бандой. Каждый провозглашённый таким образом и.о. президента Украины окажется с фактическими полномочиями сакрального мэра Киева, да и то лишь в дневное время суток и не во всех районах. Любая же попытка вернуть стране единство приведёт к столкновению с регионами, уже почувствовавшими вкус собственной «незалежности». Вернуть их под Киев можно будет лишь путём силы и жесточайшего террора. А это, в свою очередь, гарантирует новую войну, которая окончательно превратит некогда благополучную страну в европейское Сомали.
Таким образом, пути выхода из кризиса может быть лишь два.
Путь первый. Конфедерация, если не по форме, то по сути. В ней регионы будут больше связаны с соседними государствами, чем друг с другом и Киевом.
Путь второй. Полный распад. Фрагментация государства не по большим регионам, как Новороссия или Галиция, а по административным единицам в нынешних или немного изменённых границах.
Для национальных интересов России выгоден именно такой сценарий так как он:
1) Окончательно решает вопрос с Крымом. Если нет субъекта, претендующего на полуостров, то вопрос его принадлежности решается автоматически.
2) Открывает широкий простор для дальнейшего собирания земель. Небольшие государства в границах областей едва ли будут жизнеспособны.
Одновременно этот сценарий не выгоден российскому олигархату, который имеет на Украине финансовый и идеологическую солидарность с олигархатом украинским. Не говоря уже кровной завязанности на Запад, которому любой ценой нужно сохранить единство Незалежной, как анти-Россию. Поэтому мы и слышим с самых высоких трибун рассуждения о «единой Украине». Однако инерция событий может в который раз отправит в корзину даже самые хитрые планы. Арест бывшего главы "Партии регионов" Александра Ефремова и заявления Порошенко о возможности введения военного положения ставят крест на нынешнем перемирии не менее верно, чем обстрелы городов Донбасса.
Сейчас на Украине мы наблюдаем такое же системное нарастание кризиса, что было и в СССР. Он может длиться несколько месяцев, а может растянуться до двух-трёх лет. Но финал неизбежен, хоть сейчас абсолютно не ясно где та точка невозврата, за которой начинается разрушение всего и вся. Толчком к этому фатальному пути может стать всё что угодно, а сценарий для предотвращения самой его возможность лишь один — жесточайшая диктатура против любых проявлений недовольства уже не только на востоке страны, но и в центре и на западе. Но, может статься, что время для создания такой диктатуры уже безвозвратно упущено.
Задержать, но не остановить обрушение украинского государства может лишь военная победа над ДНР и ЛНР. Такая победа повысит рейтинг и влияние Порошенко, однако, она же неизбежно поставит его перед исполнением обещания вернуть Крым, за которым стоит уже война с Россией. Также распад попытаются предотвратить американцы, которые надавят на региональные элиты с целью сохранить единство Украины для грядущей войны с РФ. Но одновременно сепаратизм западных областей, вероятно, поддержит Европа, которой потребуется буфер против «гуляй-поля» на остальной Украине.
Несмотря на совместные усилия большинства глобальных игроков, государство Украина неминуемо движется к распаду. Пётр Порошенко не является творцом ситуации, а несется по её волнам в направлении, заданном в Вашингтоне. Свернуть с этого американского курса на войну «шоколадного короля» смерти подобно, поскольку когда рухнет Украина, останется бежать лишь на Запад.