Весь украинский т.н. политикум после парламентских выборов внезапно оказался перед сложной дилеммой.
Андрей Ваджра, публицист, главный редактор сайта «Альтернатива» Как известно, дилемма это – мучительное положение, в котором находится тот, кто должен сделать выбор между двумя одинаково неприятными вещами.
В украинском варианте необходимо выбирать между двумя парламентскими коалициями. Причём кто именно должен делать этот выбор до сих пор не ясно.
Поэтому это уже не просто дилемма, а дилемма парадоксальная. Фактически на данный момент в Верховной Раде по результатам выборов сложилось два полноправных центра формирования парламентской коалиции. «Народный фронт» набрал наибольшее количество депутатских мандатов по партийным спискам.
Поэтому он по праву претендует на почётную миссию формирования коалиции с возможностью распределения портфелей в будущем Кабинете министров. Но вот незадача, «Блок Петра Порошенко» на прошедших выборах набрал абсолютное большинство депутатских мандатов, опередив своих политических конкурентов в мажоритарных округах.
И, в связи с этим, он так же заявил о своём праве формировать коалицию и распределять высокие должности в правительстве. И ведь каждая из сторон по-своему права.
В связи с этим Арсений Яценюк уже успел сделать заявление, сообщив о том, что «Партия «Народный Фронт» заняла первое место и готова начать формирование коалиции. Текст соглашения, который мы предлагаем — на 2,5 страницы.
Еще столько же занимает перечень 36 законов, которые нужно принять до конца года. Я предлагаю название коалиции «Европейская Украина». При этом он добавил: «я обращаюсь к БПП, как основному партнеру, и предлагаю к официальному и публичному формированию (коалиции – авт.) Юлии Тимошенко и «Самопомичи» Андрея Садового». Однако в «Блоке Петра Порошенко» на этот призыв никак не отреагировали.
Лишь президент гордо сообщил общественности: «мне приятно, что моя политсила одержала убедительную победу — фракция будет иметь более 130 депутатов». И – точка! А, как известно, самая большая фракция и формирует коалицию. То есть не она к кому-то присоединяется, а кто-то присоединяется к ней. Логично!
А чтобы ни у кого не возникало сомнений, кто в доме хозяин, БПП практически мгновенно опубликовал заранее заготовленные 48 страниц коалиционного соглашения. Очевидно, в НФ ознакомившись с его содержанием, схватились за голову, и по дороге на пресс-конференцию Яценюк набросал своё коалиционное соглашение, более правильное с точки зрения украинского премьера.
В итоге страна имеет двух победителей парламентских выборов с двумя коалиционными соглашениями и одинаково амбициозными претензиями на большую часть «властного пирога». Как говорится, Украине нужно коалиций много и разных!
Интересно то, что коалиционное соглашение БПП по своей сути напоминает проект поглощения своих политических конкурентов под видом единения во имя всего проевропейски и продемократически хорошего.
Чтобы никто не сомневался в ведущей и направляющей роли украинского президента, коалиция, по версии БПП, должна быть создана сугубо для реализации президентской стратегии развития страны «Украина – 2020″.
Безусловно, за окончательную и бесповоротную победу евроинтеграции борется не только Порошенко, но и каждый, кто сейчас в Украине надеется на хорошую должность. Но одно дело, когда ты находишься во главе этой борьбы, а другое дело, когда ты лишь рядовой боец. Отсюда и конфликт.
Кто же будет командовать парадом победоносного движения в Европу? Именно поэтому Яценюк тоже ставит в качестве главной цели имплементацию Соглашения об ассоциации с ЕС и создание условий для членства Украины в ЕС, но без руководящей и направляющей роли украинского президента и его администрации.
Нынешний премьер склонен к демократизму во всём, уравнивая роль каждого борца за европейское будущее страны. Однако если судить по тексту коалиционного соглашения БПП, в планы украинского президента входит превращение Верховной Рады в некий технологический придаток президентской канцелярии, который должен автоматически одобрять голосованием всё, что будет приходить из Администрации президента.
Во-первых, Совет коалиции, по мнению президента, должен состоять из представителей фракций на пропорциональной основе – по одному представителю фракции от 15 фракционных депутатов.
Если учитывать, что фракция БПП самая многочисленная, а денег у Порошенко достаточно чтобы прикупить мелких фракционных сателлитов и скупить мажоритарное «болото» «независимых» депутатов, то не трудно понять, кто будет «рулить» коалицией.
Именно поэтому Яценюк против использования пропорционального принципа в формировании Совета коалиции. По его мнению, он должен состоять из глав фракций, вошедших в коалицию, и дополнительно – по одному члену от каждой фракции. Такой вариант лишает БПП доминирующих позиций в Совете коалиции, уравнивая всех её членов в правах независимо от размера.
Не менее страшно для Яценюка (который уже себя видит новым премьер-министром) выглядят жёсткие положения коалиционного соглашения БПП относительно контроля коалиции за Кабинетом министров.
Похоже, что при любом раскладе, лидер «Народного фронта» никогда не согласится на то, чтобы в коалиционном соглашении была ограничена свобода действий премьера и его министров чётко выписанными причинами отставки.
Поэтому крайне сомнительно, что Яценюк согласится подписать президентское коалиционное соглашение, по которому министры и иные представители исполнительной власти могут легко слететь со своих кресел, а Кабмин в целом не менее легко улетать в принудительную отставку. Не за это Яценюк стоял на Майдане.
А причин для подобных отставок в президентском соглашении тьма.
Во-первых, – невыполнение членом Кабмина коалиционного соглашения наказывается его отставкой. Во-вторых, – невыполнение Кабмином коалиционного соглашения, наказывается отставкой Кабмина или отдельных министров, а также назначенных коалицией представителей исполнительной власти.
В-третьих, если ВР принимает закон, увеличивающий затратную часть бюджета вопреки позиции Кабмина, Кабмин также обязан уйти в отставку. В-четвёртых, если Кабмин не сможет согласовать с коалицией основные макроэкономические показатели и показатели госбюджета, Кабмин опять-таки уходит в отставку.
Крайне сомнительно, что Яценюк захочет во время своего очередного премьерского взлёта, заложить под себя такое количество мин замедленного действия и превратить своё премьерство в сплошное ожидание отставки. Именно поэтому в его варианте коалиционного соглашения взаимодействие коалиции с Кабмином и уж тем более список причин отставки правительства, напрочь отсутствует.
Кроме того, маловероятно, что лидера «Народного фронта» устроит положение коалиционного соглашения, в соответствии с которым законопроекты должны вноситься в Верховную Раду исключительно Кабинетом министров и президентом. Дело в том, что при таком раскладе, реальным, ничем не ограниченным правом законодательной инициативы будет обладать только президент.
Ведь все законопроекты, подготовленные Кабмином, могут попасть в парламент лишь после того, как их подпишет глава государства. А депутаты вообще превратятся в высокооплачиваемых «говорилок» и «кнопкодавов». А как же они тогда смогут «отбить» потраченные на выборах деньги и пролоббировать интересы своих спонсоров?
Ведь все коррупционные схемы окажутся централизованными, а финансовые потоки начнут течь исключительно через личную «кассу» Петра Алексеевича. Сомнительно, что это кого-то может устроить.
Именно поэтому коалиционное соглашение НФ игнорирует какую либо регламентацию взаимодействия коалиции с Кабмином, представляя собой в целом звонкую декларацию, ни к чему не обязывающую подписантов.
Коалиция во главе с БПП и его коалиционным соглашением для Яценюка равносильна медленной политической смерти и большим финансовым потерям.
В данном случае дело даже не в каких-то амбициях, а в новом перераспределении власти, от которого зависит не только финансово-экономический гешефт участников будущей коалиции, но и их политические перспективы.
Арсению Петровичу необходимо не просто кресло премьер-министра, а максимальное количество министерских портфелей и полная независимость правительства от президента, Петру Алексеевичу необходим не только управляемый парламент и основные министерские портфели, но и механизм контроля над правительством, с возможностью его отставки.
Именно поэтому БПП и НР фактически являются недоговороспособными сторонами. А это, вероятнее всего, одну из них отбросит в оппозиционные ряды. И Порошенко, и Яценюку выгоднее находиться в оппозиции к парламентскому большинству и Кабинету министров, чем быть «свадебным генералом».
Исходя из этого, можно предположить, что лидерство в будущем парламенте будет определено тем, к кому присоединяться мелкие фракции и «безхозные» мажоритарщики. С учётом сложившегося расклада сил, сформировать большинство имеет шанс как БПП, так и НФ.
При этом мало вероятно, что эти две политические силы окажутся в коалиции, если они не придут к серьезному компромиссу по целому ряду важных вопросов. Вероятнее всего решающую роль в разрешении данного конфликта интересов будет играть американское посольство, мнение которого на данный момент в Украине является решающим.
А с учётом сложившейся политической ситуации, можно предположить, что американцы быстро успокоят разыгравшиеся аппетиты украинского президента, принудительно уравновесив политический вес Яценюка и Порошенко.
http://rian.com.ua/columnist/20141101/359019711.html
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 5
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментарий 1221
Рейтинг поста:
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 153
Рейтинг поста: