В Киеве очень надеялись, что в результате переговоров между Обамой и Порошенко украинские власти получат не только общие заверения в дружбе и поддержке, но и практическую помощь. Прежде всего – военную. Именно на это упирал в своем выступлении перед конгрессом США П.Порошенко: «Нужно больше вооружения, как летального, так и нелетального... Поймите, мы не можем выиграть войну с простынями».
Однако, несмотря на театральные овации и заверения в дружбе, сопровождавшие появление Порошенко в Вашингтоне, «летальной» военной помощи Обама ему не обещал. Предоставить Украине особый статус «партнёра – не члена НАТО» в Белом доме тоже не согласились. Всё это говорит о том, что к Петру Порошенко в администрации Обамы продолжают присматриваться, взвешивая, возможно, не заменить ли его (за новым переворотом дело не станет, желающих произвести его в Киеве сейчас прибавилось) на более удобную для американцев фигуру.
Отметили скудость результатов визита и американские СМИ. «Реальность такова, что украинский президент покинул Вашингтон с риторической поддержкой администрации Обамы, но, собственно, смог мало что привезти в руках из того, что могло бы помочь ему защитить свою страну», - писала в редакционной статье The Washington Post. Иронизируя над «нелетальной помощью Украине», газета указывала, что сумма в 46 млн. долл. - это в лучшем случае объем «небольшой ошибки в округлениях бюджетов Пентагона». То есть сумма помощи символическая. Если не за гранью, то на грани приличия. При этом американские издания публикуют материалы, которые отчасти проливают свет на решение Обамы. The New York Times, например, даёт серию статей о гуманитарной катастрофе на востоке Украины. «Да мне все равно, в какой стране жить. Я просто хочу мира», - приводит газета слова одного их жителей Луганской области.
В Киеве согласие Порошенко на перемирие и скромные результаты его переговоров с Обамой добавили ему врагов. Резкой критике инициативы украинского президента подвергли практически все ныне известные украинские политики. Ю.Тимошенко прямо заявила: «Я не верю в мирный план президента Украины, а трехсторонние переговоры в Минске считаю обманом. Минск — это обман, чтобы обезоружить армию, сделать так, чтобы Европа и Америка ослабили санкции против России или совсем их отменили».
Пока сдержан в своих высказываниях Яценюк, которого называют одним из руководителей «партии войны» (выражение очень неточное, так как в Киеве, если не считать выброшенных на обочину, нет «партии мира»). Скорее всего, до окончания выборов в Верховную раду Яценюк будет аккуратно лавировать между Порошенко и его противниками, создавая видимость «консенсуса» в украинской верхушке. Предполагают, что Вашингтон придерживает Яценюка в качестве фактора последующего давления на Порошенко. На украинском Олимпе не осталось больше политиков, не находящихся под плотным контролем посольства США. Порошенко это не только понимает, но и ощущает на себе.
Стратегическая задача США в отношении Украины не изменилась: максимальная дестабилизация страны с целью сковать Россию на других внешнеполитических фронтах. Поэтому и в вопросе «мирного урегулирования» США дают Порошенко ровно столько помощи, сколько необходимо для поддержания конфликта в перманентном состоянии, но чего не достаточно для его прекращения. Захочет ли, а главное, сможет ли украинский президент, теснимый растущей ратью противников, найти политический ход, при котором конфликт, разрывающий страну, будет преодолён и исчерпан, а не отложен на годы (что сейчас наиболее вероятно), - не ясно. Во всяком случае при оценке перспектив Украины следует исходить из того, что самостоятельных действующих фигур в украинской политической элите на сегодняшний день не осталось. Различия в степени зависимости от США, скажем, Турчинова или Гриценко, с одной стороны, и Порошенко - с другой – это такие нюансы, которые на общее положение дел не влияют.
Кроме того, надо учитывать, что в обойме Вашингтона не только те украинские деятели, которые уже фактически отработали своё во время майдана, госпереворота и «антитеррористической операции», но и люди, так сказать, нового призыва, ещё несколько месяцев назад совершенно никому не известные. Например, наиболее медиараскрученный из карателей, подготовленных на деньги Коломойского, командир батальона «Донбасс» Семён Семенченко. Любопытно, что он находился в Вашингтоне тогда же, когда и Порошенко и, как сам Семенченко похвалялся в «Фейсбуке», побывал в Пентагоне в Управлении специальных психологических операций, а также договорился об обучении офицеров карательных батальонов «мобильными группами инструкторов США, в настоящее время не являющимися действующими военнослужащими». Как утверждает Семенченко, американцы будут готовить своих украинских подопечных «по системе традиционной подготовки, системе подготовки «морских котиков» и deltaforce». Одним словом, всё ещё впереди.
* * *
Уже давно пришла пора спросить тех, кто, выходя на майдан прошлой зимой, требовали смены режима: они действительно желали Украине стать марионеточным государством, чьи действия определяются волей, навязанной извне?