Предвыборная кампания на Украине вызвала обострение борьбы между силами, пришедшими к власти в результате государственного переворота в конце февраля 2014 года.
Усиление разногласий и углубление противоречий в стане «западников» вполне естественно, ибо уподобившаяся шагреневой коже украинская экономика просто не может удовлетворить в равной степени интересы всех олигархических кланов, стоящих за политическими партиями и блоками, идущими на выборы.
Внеблоковый статус и Донбасс
В то же время есть вопрос, в котором все «майданотворцы» демонстрируют единство взглядов. Конкуренция сохраняется и здесь, но приобретает некий дружески-клановый характер – кто первым успеет застолбить и оседлать процесс. Речь идет об отмене внеблокового статуса и вступлении Украины в НАТО.
В самом конце августа премьер Арсений Яценюк внес на рассмотрение парламента страны законопроект об отмене внеблокового статуса Украины и предложил запретить членство в Евразийском союзе. «Правительство Украины вносит на рассмотрение парламента законопроект об отмене внеблокового статуса Украинского государства и о восстановлении курса Украины на членство в НАТО», - заявил 29 августа Яценюк. Так же мыслят и в «Народном фронте», который премьер возглавляет в походе за депутатскими мандатами.
Первоначально предполагалось рассмотреть законопроект 16 сентября. Творцы украинской политической моды справедливо полагали, что голосование в один день за отмену внеблокового статуса и ратификацию Соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом – это звенья одной цепи, «гармонично» дополняющие друг друга.
Однако буквально в последний момент с отменой внеблоковости пришлось повременить. Дело в том, что в тот же день, в рамках минских договоренностей по Донбассу, надо было проголосовать законопроекты «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» и «О недопущении преследования и наказания лиц - участников событий на территории Донецкой и Луганской областей».
Ясно, что на фоне отмены внеблокового статуса эти законопроекты оказались бы выстрелом в молоко - их не восприняли бы ни в Донецке, ни в Луганске. Однако воевать разложившаяся деморализованная серией тяжелых поражений украинская армия больше не в состоянии. Между тем вооруженные силы двух республик с каждым днем становятся все более боеспособными и перед заключением перемирия в Минске серьезно потеснили украинских военных и отряды боевиков-националистов на всех направлениях.
Продолжение военных действий означало бы выход войск ДНР к Перекопу и создание сухопутного моста из материковой России в Крым. Перед киевским режимом замаячил призрак не только военного, но и политического краха. Поэтому с отменой внеблокового статуса было решено повременить.
Референдум от Тимошенко
Коньком «Батькивщины» Юлии Тимошенко также является вступление в НАТО. В «белом братстве» решили пойти по пути референдума. Однако 15 сентября ЦИК Украины отказала в регистрации инициативной группы по проведению референдума, который планировалось провести 26 октября одновременно с внеочередными парламентскими выборами. «Во время образования инициативной группы по всеукраинскому референдуму по народной инициативе на собрании граждан Украины… нарушен определенный законом порядок» (на собрании не было представителя ЦИК), - говорится в постановлении Центризбиркома.
Но Тимошенко не унывает. Обозвав ЦИК «пятой колонной Кремля», она объявила сбор подписей за проведение референдума. Для этого надо получить 3 млн. подписей граждан Украины. В условиях, когда большинство населения получает информацию только по украинским телеканалам, собрать их – дело техники и денег. По данным соцопросов, в начале войны на Донбассе за вступление в НАТО высказывалось примерно 50% респондентов. Сейчас, вероятно, несколько больше.
Явно заказное решение ЦИК не означает, что остальные друзья-соперники Юлии Тимошенко против вступления в НАТО. Наоборот! «Нужно признать, что в определенных обстоятельствах НАТО является единственной возможностью защитить Украину... В краткосрочной перспективе НАТО не готов принять Украину, но, как говорится в Библии, если стучать в двери, то они откроются. Поэтому мы решили стучать», – заявил в развитие своих прежних мыслей премьер Арсений Яценюк на 11-й ежегодной встрече Ялтинской европейской стратегии (YES) в Киеве.
С ним соглашается президент Петр Порошенко. На последнем саммите альянса он заявил, что Киев поднимет вопрос о вступлении в НАТО, однако произойдет это, когда страна будет соответствовать критериям членства в организации. Иначе говоря, вопрос будет поставлен тогда, когда в НАТО скажут, что уже можно не только стучать, но и поворачивать дверную ручку.
Узнать больше о планах «старших товарищей» Порошенко мы сможем по итогам его официального визита в Вашингтон, встречи с президентом Бараком Обамой, выступления на совместном заседании обеих палат конгресса, участия в заседании Атлантического совета. Он, видимо, изложит свое видение того, как США и трансатлантическое сообщество могли бы помочь Украине защититься от «проникновения чужих вооруженных сил» на свою территорию. Словом, поводов изложить свои чаяния и узнать позицию США и НАТО в отношении Украины будет немало.
НАТО и хочется, и колется
В штаб-квартире военного блока, после того как Россия поставила национальные интересы во главу своей политики, а ее экономика продемонстрировала устойчивость перед санкциями Запада, об устремлениях Киева не забывают. Генсек альянса Андерс Фог Расмуссен 1 сентября заявил, что НАТО готова обсуждать шаги по дальнейшему сближению с Украиной, если Киев изменит свой внеблоковый статус. Однако с определением конкретных сроков не спешат. Даже о том, когда Украине может быть предоставлен ПДЧ, пока не говорят. По крайней мере, вслух. Становится понятным, что в вопросе об Украине в НАТО и хочется, и колется. А колется вот почему.
«Дискуссия о вступлении Украины в Североатлантический альянс - исключительно внутриукраинская, и она пришлась очень некстати для альянса и его основных членов, – пишет 15 сентября влиятельная немецкая газета Sueddeutsche Zeitung. – НАТО продемонстрировало крайне вялую реакцию на желание украинского премьера Яценюка покончить с тем, что Украина долгое время не участвовала в каких-либо блоках, и попросить помощи у альянса в ответ на российскую агрессию. Идея не вызвала воодушевления на саммите НАТО в Уэльсе: несмотря на все заявления о солидарности с Украиной, НАТО не готово подпустить к себе украинское пожарище».
Иное дело, что украинский кризис можно использовать в стремлении НАТО, прежде всего США, еще более прочно закрепиться в Восточной Европе. «На нынешнем саммите (4-5 сентября) НАТО решило разместить в странах Восточной Европы передовые отряды быстрого реагирования. Это делается в целях оказания незамедлительной поддержки странам — членам альянса на случай, если последние подвергнутся нападению (???). При этом НАТО также объявило о своём намерении предоставить Украине новую помощь в области командования, связи и тыловой поддержки. Все эти меры нацелены на дальнейшее сдерживание России и нанесение ударов по антиправительственным вооруженным формированиям на востоке Украины», - отмечается в комментарии агентства «Синьхуа».
Одновременно, китайский эксперт высказывает сомнение в способности альянса «достичь ожидаемых результатов в ходе выполнения данного решения». Тем более что НАТО уже «не в силах противодействовать рискам, возникающим благодаря сопротивлению России. Поэтому блоку приходится действовать сугубо осмотрительно». В любом случае, уверен автор комментария, «альянс не намерен рисковать собой ради Украины».
Зато альянс делает то, чего не хотят понять до сих пор политики в Киеве. НАТО азартно рискует Украиной, вплоть до ее распада и ликвидации государственности. Послушаем в этой связи профессора Пьера Герлена Девене из Университета Нантер: «… следует анализировать силовые линии геополитики, чтобы понять суть нынешнего конфликта. Геополитика указывает на то, что существует борьба между Западом и всеми иными силами, которые противостоят ему в Европе, и что Запад выбрал Украину в качестве места этого противостояния».
***
Позиция России в отношении пронатовских намерений киевских властей не зависит от политической конъюнктуры и продолжает оставаться неизменно последовательной. Уже после начала событий на Донбассе министр иностранных дел РФ Сергей Лавров говорил: «Мы убеждены, что Украина, сохраняя законодательно закрепленный внеблоковый статус, должна быть не пространством для геополитического противостояния, а связующим звеном между Россией и Западной Европой, обеспечивая то самое продвижение, в пользу которого высказываются и Россия, и руководство ЕС - продвижение к формированию единого экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана».
Согласившись на роль «мальчика для битья», киевские власти выступили не только против такого пространства, но и против коренных интересов народов стран Европы, включая Украину, Белоруссию и Россию. И если дверь в НАТО закрыта, то Петр Порошенко, выступая 18 сентября в конгрессе США, попросил предоставить Украине особый статус вне альянса: «Я всецело поощряю США в том, чтобы дать Украине специальный статус союзника, который отражает высокий уровень взаимодействия». А поскольку карательная операция на Донбассе была представлена им «войной украинских солдат за свободный мир», то и попросил дать Украине «больше военного оснащения. Летального и нелетального».