16 сентября ожидается ратификация Европейским парламентом и Верховной радой Украины Соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом. Соглашение войдет в силу с 1 ноября этого года. Однако это относится только к его политической части.
Отложенная экономическая часть
Что касается экономической части соглашения, Украина, ЕС и Россия договорились отложить его применение до 31 декабря 2015 года. Об этом объявил 12 сентября еврокомиссар по торговле Карел де Гюхт по итогам переговоров между представителями России, Украины и ЕС, которые прошли в Брюсселе.
Ранее в тот же день президент Украины Петр Порошенко после встречи с главой Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу попросил ЕС об отсрочке снижения таможенных пошлин для европейских товаров при доступе на украинский рынок. При этом Порошенко подчеркнул, что отсрочка понижения таможенных пошлин не противоречит соглашению об ассоциации.
Глава Минэкономразвития России Алексей Улюкаев заявил, что Россия не будет вводить пошлины для Украины до декабря 2015 года. «Пока мы нашли такую форму: 15 месяцев мы будем продолжать диалог, будем предлагать наши аргументы, наши коллеги будут отвечать своими аргументами», — пояснил министр экономического развития России Алексей Улюкаев. По его словам, в случае если данная договоренность будет нарушена, Россия применит защитные меры.
Министр напомнил, что Москва ранее предлагала Украине хотя бы временно отказаться от либерализации наиболее чувствительных позиций, которые составляют 27% импорта из Украины в Россию (144 тарифные линии в сфере пищевой промышленности, химии и нефтехимии, машиностроения и др.). Также Россия настаивала на том, чтобы украинские предприятия имели право выбирать между европейскими стандартами и стандартами СНГ.
По словам Улюкаева, у России есть также предложения в сфере санитарного и фитосанитарного контроля, таможенного администрирования и энергетики. «Мы хотели бы, чтобы соглашение не затрагивало интересы сторон, которые уже заключили контракты между собой», — сказал министр.
Экономическая катастрофа на Украине
Почему Киев пошел на более чем годичную отсрочку введения в действие экономической части соглашения? В памяти украинского истеблишмента, разумеется, отложился опыт «успешного» вступления в ВТО, когда все спорные вопросы решались не в интересах Украины, а ради иррационального стремления стать членом этой сомнительной организации раньше России.
В результате среднеарифметическая ставка конечного связанного уровня украинских тарифов составляет 11,6% для сельскохозяйственных продуктов и 4,85% для промышленных товаров, являясь самой низкой среди стран-членов ВТО. Отказалась Украина и от других разрешенных ВТО протекционистских мер: субсидирования сельского хозяйства, тарифного и нетарифного регулирования, сертификации и т.д. Поэтому не стоит удивляться, что за шесть лет пребывания в ВТО потери Украины достигли 20 млрд. долларов.
Еще одна причина – критическое состояние экономики Украины. Развязанная киевскими властями полномасштабная война против жителей Донбасса и сворачивание по указке Вашингтона экономических отношений с Россией, на которую приходится почти три четверти экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости, вызвали экономическую катастрофу.
Экономические оценки текущего года выглядят мрачно даже в самых розовых очках. По оценкам Министерства экономического развития и торговли, падение ВВП в 2014-м составит 4,7%, оценки Всемирного банка указывают на 5%, а прогноз МВФ еще тревожнее – 6,5%. Дефицит бюджета за январь-июль приблизился к 3 млрд. долларов.
Ситуация на Донбассе, где украинская армия применяет все виды оружия, в т.ч. неконвенциональные, сильно напоминает время его освобождения от немецко-фашистской оккупации в 1943 году. Индексы промышленной продукции в июле 2014 года обвалились на 30% в Донецкой области и на 56% – в Луганской. За январь-июль спад объемов производства зафиксирован во всех производственных отраслях региона. Наиболее сильно пострадали легкая промышленность – спад на 46%, химическая отрасль – на 41%, машиностроение – на 34,4% и фармацевтика – на 19%. Очень многие предприятия не работают вообще. А те, которые еще «дышат», уменьшили объемы производства от 15 до 50%.
В плачевном состоянии находится угольная отрасль. Многие шахты обесточены. Горняки не могут откачивать воду, и шахты затапливаются. Региону грозит экологическая катастрофа сродни взрыву на Чернобыльской АЭС. Добыча угля сократилась на 23% и составила минимальные за последнее десятилетие 2,4 млн. тонн в месяц. При этом удельный вес угля в топливном балансе вырос до 50%. Украинские ТЭС в последние годы в среднем потребляли 30 млн. тонн угля в год, а шахты региона обеспечивали более половины всей угледобычи страны. Киев вынужден обратиться к закупкам угля в ЮАР.
Интерес Евросоюза
В отсрочке заинтересован и сам Евросоюз. Вспомним, что украинский президент заявил о согласии на отсрочку после встречи с главой Еврокомиссии. В ЕС озабочены отрицательной реакцией России на предложенную к ратификации версию соглашения. Игнорировать веские аргументы Москвы сейчас Брюсселю просто не с руки, поскольку европейцы уже понесли ощутимые потери после принятия Россией ответных мер на западные санкции.
В Брюсселе также встревожены непродуманными шагами Киева в вопросе транзита газа в Европу. Впереди зима, и всякое может сложиться в условиях, когда в Киеве подталкиваемая Госдепом партия войны во главе с премьером Арсением Яценюком набирает силу. Даже страшно подумать, на какие новые антироссийские провокации, представляющие опасность для ЕС, может пойти Киев, если после парламентских выборов появится правящая коалиция «Народного фронта» Арсения Яценюка и Радикальной партии Олега Ляшко. Ведь Ляшко – это партия нациствующих люмпенов. А во «фронте» Яценюка представлен как раз тот капитал, который охотно их подкармливает.
Учитывая экономические и политические тревоги, исходящие от плохо прогнозируемого Киева, Евросоюз пошел на диалог с Россией по вопросу изменения/изъятия тех положений соглашения об ассоциации, которые Москва не может принять. Список товаров, которые Россия предлагает изъять из режима свободной торговли между Киевом и Брюсселем (20%), показывает, что опасения России в отношении потенциальных угроз собственному рынку и других стран Таможенного союза в случае ратификации документа без учета российских интересов небеспочвенны.
Этот процесс может длиться довольно долго – не обязательно заявленные 15 месяцев, но и гораздо дольше. Многое будет зависеть от способности Киева мыслить трезво и рационально, в чем и в Москве, и в Брюсселе откровенно сомневаются. Поэтому вполне возможно, что случится «Азовское сидение» Украины у экономических врат Брюсселя. Если так произойдет, будет лучше для всех участников процесса.
Шансы и риски
Ведь зона свободной торговли с ЕС, вводимая соглашением, привела бы к краху важнейших секторов украинской экономики под наплывом более конкурентоспособной продукции из Евросоюза. Ситуация ещё более усугубляется понижением до минимума или полным обнулением таможенных пошлин для товаров из ЕС. Кроме того, принятие технических регламентов Евросоюза, что необходимо для выхода на рынок ЕС, требует огромных затрат и, по сути, реиндустриализации на качественно новой технико-технологической основе. Для этого надо иметь, как отмечал еще премьер Николай Азаров, хотя бы 150 млрд. евро. Цифра для Украины, особенно в условиях войны, совершенно фантастическая.
Денег же Европа давать не хочет – на «своих» вроде Греции или Испании не хватает. Хорошо об этом сказал 12 сентября в Киеве экс-глава МВФ Доминик Стросс-Кан: «Никто в Европе не хочет умирать за Украину, даже денег вам не хотят давать. Вы в этой битве сами за себя». Политик и финансист отметил, что, несмотря на многочисленные заявления лидеров западных стран о поддержке Украины, эта поддержка фактически не заходит дальше разговоров. «Здесь много говорилось о солидарности с Украиной, но у меня вопрос: где деньги? Разговоры – это только слова», – отметил экс-глава МВФ.
Зато восстановление экономических связей с Россией, кооперация в ряде новейших производств – это вполне реальная задача, решение которой положительно бы сказалось на экономиках обеих стран.
Европа сегодня далека от единой точки зрения по поводу выхода из ситуации. Однако среди части ответственных политиков присутствует понимание того, что ситуация эта возникла не без участия еврокомиссаров, которые не раз и не два говорили об эксклюзивности украинско-европейских отношений, обещая Киеву «печки да лавочки» после введения в действие соглашения об ассоциации. Теперь, когда пришло понимание того, что экономическая катастрофа на Украине стала реальностью, лишняя ответственность Брюсселю ни к чему. Еврокомиссия нового состава под началом прожженного прагматика Жана-Клода Юнкера мягко попеняет уходящим комиссарам и займется неторопливыми переговорами-уточнениями с Москвой. Киеву же только то и останется делать, что прислушиваться к точке зрения «старших товарищей».
К тому же в Брюсселе немало умных людей, которые, хотя и молчаливо, но признают, что санкции против России – это очередная пакость Вашингтона против Евросоюза. Ведь товарооборот России с ЕС равен 410 млрд. долларов, а с Соединенными Штатами – только 29 млрд. долларов. Понятно, что при таком раскладе санкции, направленные против России, приобретают одновременно и антиевропейский характер. Экономика ЕС, до сих пор не преодолевшая последствия финансово-экономического кризиса 2008 года, снова замедляется.
В этих условиях, чтобы избежать еще больших неприятностей, в ЕС решено переговоры с Россией продолжить. Тем более что понимают: если в Москве заговорили о переориентации на Восток, а в Пекине к этому призывают вполне официально, то таскать и дальше каштаны из огня в чужих интересах окажется для экономики Евросоюза небезопасно.
Один из тех, кто это понял, – уходящий со своего поста комиссар по вопросам расширения ЕС и политики соседства Штефан Фюле. Он, наконец, согласился с тем, что «настало время… для официальных связей на высоком уровне сотрудничества Европейского союза с Евразийским – Таможенным — союзом: Россией, Белоруссией, Казахстаном… Я думаю, что нам нужно начать переговоры по соглашению о свободной торговле между ТС и ЕС».
***
Рано или поздно количественные изменения приводят к новому качеству, и не обязательно лучшему. Более 20 лет Украина шаг за шагом сползала в пропасть экономической катастрофы и политического хаоса. В последний год новейшая история Украины словно взорвалась – до ухода в геополитическое небытие осталось совсем немного. Такова историческая судьба многих государств, руководство которых избрало путь превращения из субъекта в объект международных отношений. Опять-таки – новое качество…