Согласованное 5 сентября контактной группой в Минске прекращение огня на Донбассе стало фактически первой мирной инициативой, признанной всеми заинтересованными сторонами. Это важный положительный результат, но по ряду причин вероятность полного прекращения боевых действий по-прежнему остается низкой.
* * *
Хотя после подписания протокола по результатам встречи контактной группы в Минске, где были согласованы режим перемирия, вопросы обмена пленными и доставки гуманитарной помощи, руководство ДНР и ЛНР, с одной стороны, и П.Порошенко – с другой, дали приказ о прекращении огня, всеобщим в первые сутки после подписания Минского протокола оно не стало. По сообщениям ополченцев ДНР и ЛНР, а также жителей Донбасса, обстрелы карателями городов продолжались. В социальных сетях читаем: «Горловку продолжают обстреливать, а также Макеевку. В Дзержинске бои в городе. Такое перемирие». По состоянию на 00.00 часов 6 сентября, через 6 часов после объявленного прекращения огня, «по данным штаба ополчения, артиллерийский удар был нанесен по Макеевке, в районе шахты № 88 очевидцы видят густой черный дым. Жители Петровского района Донецка сообщают о звуках артиллерийских взрывов. Информацию об обстрелах подтверждает сайт городской администрации Донецка».
Возможность контроля со стороны П.Порошенко над «частными армиями» вызывает серьёзные сомнения. Так, лидер неонацистского «Правого сектора» Д.Ярош, отметив, что он выполнит приказ главнокомандующего, тут же заявил: «Мы принимаем и готовим молодые пополнения, формируем новые подразделения, обучаем экипажи танков и БМП, минометные расчеты... Украинский Донбасс и Крым будут освобождены от оккупантов. Иного не дано! Мы хотим победить. Мы можем победить. Мы победим! Слава Украине!» А рупор национал-радикалов журналистка Е.Белозерская прямо объявила: «Он же (Порошенко) нас не легализовал до сих пор... Если хотят, чтобы мы выполняли их приказы, пусть сперва нас легализуют. А пока нет официального статуса - мы де-юре НВФ (незаконное военное формирование), обычная банда, и можем делать что захотим».
Эта милитаристская риторика в свою очередь вызывает недоверие у руководства ДНР и ЛНР. Премьер-министр Донецкой народной республики Александр Захарченко подчеркнул, что Новороссия согласна на прекращение огня только в том случае, если все вооруженные формирования Украины пойдут на аналогичный шаг.
Кроме того, прекращение огня связано с выполнением других договоренностей, в частности с обменом пленными и статусом самопровозглашенных республик. Лидер ЛНР И.Плотницкий говорит, что решение о прекращении огня принято исключительно с целью прекращения кровопролития, но не означает изменения курса ЛНР на суверенитет вне Украины. В свою очередь П.Порошенко заявляет, что украинский суверенитет и территориальная целостность «не являются предметом переговоров». Пока никто не объяснил, как можно сблизить диаметрально противоположные позиции. Ни на какие компромиссные варианты не согласна и влиятельная пока еще Ю.Тимошенко, объявившая мирный план В.Путина, который стал основой минских договоренностей, «способом превращения Украины в Приднестровье».
Обращает на себя внимание и состав контактной группы, в которой нет полномочных представителей Украины, а также то, что согласованный (вроде бы) текст протокола до сих пор не опубликован. Это открывает широкие возможности для дезавуирования украинским правительством всех договоренностей в любой момент.
* * *
На выполнении мирных договоренностей самым прямым образом скажется ход внутриполитической борьбы во время осенней кампании по выборам в Верховную раду. Заражённое милитаристской пропагандой украинское общество в лице своих наиболее крикливых представителей требует крови. Характерно, что наряду с требованиями расправиться с «предателями» и «агентами Кремля» усиливается и антиевропейская риторика. Так, во время состоявшейся в Киеве 5 сентября акции протеста ее участники потребовали перекрыть транзит российского газа в Европу. Звучало это буквально так: «Они не выполнили свои обязательства, а почему мы должны выполнять? Теперь пусть они дадут нам три атомных бомбы или выполняют свои обязательства». При всем идиотизме формулировок ход мысли очевиден.
Распространённость агрессивных настроений ставит «партию мира» П.Порошенко, рассчитывающую убедительно победить на парламентских выборах в октябре, в довольно сложное положение. Провал «антитеррористической операции» позволяет политическим конкурентам обвинить в проигрыше главнокомандующего. В стремлении направить недовольство в другую сторону П.Порошенко уже приступил к наказанию «стрелочников». Кабинет министров освободил от должности первого заместителя министра обороны Б.Буцу, которого обвиняли в ненадлежащем обеспечении армии. На очереди другие увольнения из вооружённых сил.
Прекращение гражданской войны может оказаться невыгодным для президентской партии и по социально-экономическим причинам. Тяжёлая ситуация в экономике, рост внешнего долга, истощение золотовалютных резервов, падение промышленного производства и курса национальной валюты, повышение стоимости коммунальных услуг, угроза срыва отопительного сезона и падение уровня жизни населения пока ещё как-то списываются на военные действия. Окончание же «войны с Россией» поставит власть перед необходимостью объяснить грядущий экономический коллапс. Во время предвыборной кампании для власти это смерти подобно.
Угрожает президенту и отсутствие единства в президентской команде. Комментируя заключение минских договоренностей, премьер-министр А.Яценюк уже заявил, что «мир должен быть установлен, но не на основании плана российского президента, а на основании плана украинского президента, который должен быть поддержан Соединёнными Штатами и Европейским союзом». Если речь идет о пресловутых «15 пунктах» Порошенко, являющихся, по сути, ультиматумом о капитуляции Донбасса, то это - полное дезавуирование результатов минских переговоров и продолжение войны. В свою очередь, Ю.Тимошенко в рамках предвыборной кампании инициировала проведение референдума о вступлении Украины в НАТО, а еще один оппонент блока П.Порошенко О.Ляшко заявил, что в перемирии враг только усилится, российские войска увеличат свое присутствие, а патриотов ждут рабство и позор.
Осаждаемый требованиями продолжения войны, П.Порошенко, похоже, не может позволить себе прекратить военные действия, не столкнувшись с угрозой очередного государственного переворота. Ведь в случае отвода украинских войск с Донбасса многотысячная толпа вооруженных и озлобленных людей неминуемо двинется на Киев, где их услугами уже готовы воспользоваться сторонники решения вопроса о Новороссии силой.
* * *
Международная обстановка также не во всём благоприятствует долгосрочному мирному урегулированию. Прошедший в Уэльсе 4-5 сентября саммит НАТО фактически объявил России новую холодную войну. В итоговом документе альянс потребовал от России, «чтобы она соблюдала международное право и свои международные обязательства и обязанности, прекратила свою незаконную оккупацию Крыма, воздерживалась от агрессивных действий против Украины, вывела свои войска, остановила идущий через границу к сепаратистам поток оружия, техники, людей и денег и прекратила разжигать напряженность у границы с Украиной и по другую сторону этой границы». Украине обещаны 15 млн. евро помощи для укрепления вооруженных сил, а также поставки высокоточного оружия.
На саммите НАТО принято решение о наращивании вооруженных группировок в Восточной Европе, о создании нового совместного экспедиционного корпуса сил быстрого реагирования из представителей Великобритании, Дании, Латвии, Эстонии, Литвы, Норвегии и Нидерландов «по борьбе с угрозой агрессии со стороны России». Необходимо отметить, что европейские члены альянса одобрили подобную милитаризацию на границах с Россией лишь после того, как Вашингтон максимально акцентировал тему «российской угрозы».
Для Белого дома сейчас особенно важно продемонстрировать европейским партнерам реальность нагнетаемых страхов. А для этого война должна продолжаться. Говоря о заключении перемирия, Барак Обама заявил: «Мы скептически относимся к тому, что сепаратисты его выполнят и Россия прекратит нарушать суверенитет Украины и ее территориальную целостность». Такая риторика, а также угрозы Вашингтона ужесточить санкции против России и разговоры о предоставлении Украине защиты НАТО прямо толкают к продолжению конфликта.
Обращает на себя внимание, что требования о переговорах стали раздаваться на Западе лишь после полного провала «антитеррористической операции». ЕС и США даже согласились на завуалированное признание ДНР и ЛНР в качестве равноправной стороны переговоров. В свете обещанных Украине поставок оружия, финансовой и военной помощи велик риск того, что прекращение огня будет использовано Киевом как необходимая передышка для концентрации сил и средств перед началом нового военного наступления.