Дмитрий Коротков
Резюме: Разговор президентов по телефону дал пусть небольшой, но шанс на окончание войны в Донбассе. «Вести» разбирались, каковы могут быть условия
Возможность перемирия в Донбассе второй раз в течение этой недели оказывается главной темой. Вчера пресс-службы Банковой и Кремля синхронно выдали информацию о телефонном разговоре между Петром Порошенко и Владимиром Путиным, который может дать старт процессу окончания войны. Правда, информация об одном и том же разговоре оказалась разной.
В версии Кремля, стороны «обменялись мнениями относительно того, что нужно сделать в первоочередном порядке для скорейшего прекращения кровопролития», и «точки зрения президентов двух стран... в значительной степени совпали». В версии Банковой, «результатом разговора стала договоренность о постоянном прекращении огня в Донбассе» и «было достигнуто взаимопонимание относительно шагов, которые будут способствовать установлению мира».
Хотя точки соприкосновения в сообщениях были, киевская его версия не могла удовлетворить Москву, поскольку в ней Россия выглядит как одна из сторон, прекращающих огонь. Соответствующая реакция Кремля была мгновенной: «Президенты... не договаривались о прекращении огня на Украине, поскольку Россия — не сторона конфликта. Но они обсуждали, как решить конфликт». Банковая в ответ откорректировала сообщение, но не так, как хотели в Москве, — заменив слова о «постоянном прекращении огня» на «режим прекращения огня».
Отреагировали на «переписку» двух столиц и в ДНР: руководитель «политотдела Минобороны» Владислав Бриг сообщил, что никаких договоренностей с ними не существует, и войска «республики» не прекратят огонь до тех пор, пока в «Новороссии» остаются силы АТО. Причем осталось неясным, подразумевается ли под «Новороссией» только Донбасс или весь юго-восток Украины.
Так или иначе, вчерашняя активизация виртуального поиска мира могла бы выглядеть как очередной обмен пропагандистскими ударами, если бы не несколько фактов, свидетельствующих об обратном. Во-первых, заявление Порошенко в Брюсселе, сделанное пять дней назад, о том, что ситуация в Донбассе близка к «точке невозврата» и что он ожидает «реального прогресса» в достижении мира уже в начале сентября. Во-вторых, понедельничный вброс в российских СМИ якобы со стороны ДНР/ЛНР с предложением сохранения Донбасса в составе Украины в обмен на привилегии для региона. Учитывая тот факт, что ведущую роль в этом сыграли ИТАР-ТАСС и РИА «Новости», не приходится сомневаться, что вброс был инспирирован либо Кремлем, либо близкими к нему кругами. И, наконец, общие фразы в сообщениях Киева и Москвы о вчерашнем разговоре президентов также свидетельствуют не только об обоюдном желании сторон прекратить войну, но и об определенных договоренностях, которые либо касаются пока первой фазы мира — условий перемирия, либо являются более глобальными, но выдаются в эфир дозированно.
Первую такую «дозу» Путин выдал вчера. Как сообщил он журналистам по дороге в Монголию, перемирие возможно на таких условиях: прекращение наступления ДНР/ЛНР, отвод сил АТО от городов Донбасса, контролируемых «республиками» (прежде всего, видимо, Донецка и Луганска), на расстояние, исключающее возможность обстрела артиллерией и системами залпового огня, международный контроль за прекращением огня, запрет бомбардировок авиацией, обмен пленными всех на всех, гуманитарные коридоры для беженцев и грузов во все города Донбасса, направление ремонтных бригад в пострадавшие города для их восстановления.
Это предложение Кремля, и реакция Банковой на него окончательно не ясна. Хотя вчера вечером президент, не вспомнив о предложениях Путина, тем не менее сказал: «Первая задача — это мир. Сегодня в 5 утра, в связи с разницей во времени, мы говорили с президентом Путиным о том, каким образом мы можем остановить ужасные процессы. Нельзя отрицать то, что люди должны перестать гибнуть». И добавил, что надеется на мирное урегулирование уже в пятницу в Минске.
А вот реакция Арсения Яценюка оказалась крайне негативной: он назвал «семь пунктов Путина» «планом спасения российских террористов». Премьер ожидает введения «неминуемых» санкций со стороны Евросоюза и неких глобальных решений саммита НАТО 4–5 сентября в Уэльсе, которые «остановят агрессора». Впрочем, не исключено, что воинственность премьера объясняется предвыборными мотивами — в Раду Яценюк идет отдельно от Порошенко, а потому и стремится показать, что он куда более радикальный в отношении «врагов Украины», чем президент, который говорит о мире.
Выгодно ли Порошенко перемирие
Путинские предложения к перемирию были в штыки восприняты не только Арсением Яценюком и другими представителями партии войны вроде Олега Тягнибока, но и теми, кто не светился в первых рядах «ястребов», к примеру, Виктором Балогой. Основная причина массового осуждения — безусловно, приближение выборов, на которые большинство национал-патриотов собирается идти с лозунгом войны до победного конца. И эта причина может стать главным препятствием для президента, в последние два месяца примыкавшего к партии войны.
Однако последние рейтинги показали, что ситуация далеко не так однозначна. Как мы уже писали, по результатам опроса УИСИ имени Яременко и «Соцмониторинга», 57% украинцев выступают за прекращение АТО, и лишь 34% — за ее продолжение (причем это цифры до начала контрнаступления сепаратистов и массовой гибели украинских солдат под Иловайском).
При этом из 57% противников войны лишь около 10% поддерживает Партию регионов и другие потенциальные «партии мира». То есть остальные почти 50% либо уже поддерживают партию президента, либо не определились. Причем конкуренция в борьбе за эти 50% будет гораздо слабее в силу слабости регионалов и коммунистов, чем за 40% сторонников войны, которых будут окучивать и Яценюк, и Тягнибок, и Тимошенко, и Ляшко.
Опасения, что мирный выбор президента не поддержат СМИ, преувеличивать не стоит: уже в ближайшее время следует ожидать переориентации «Интера» и «Украины» с военной риторики на мирную в силу того, что нынешние и бывшие регионалы будут вынуждены работать на свой электорат.
Все это только электоральные преимущества «мирного» выбора для Порошенко. А ведь есть еще перспектива остановить экономическое падение, которое в случае продолжения войны предсказывается правительством Яценюка и на 2015 год. Есть перспектива остановить падение гривны, напрямую зависящей от состояния экономики. Есть перспектива направить деньги, затрачиваемые на АТО, оказавшимся за гранью нищеты бедным слоям населения. Наконец, есть перспектива договориться с русскими о газе, чтобы избавить украинцев от замерзания в квартирах и европейцев от постоянного страха тоже оказаться в неотапливаемых домах. Остается вопрос: что выберет президент?
Три возможных варианта компромисса
1. Автономный Донбасс
Вариант, который был озвучен через государственные российские СМИ от имени якобы ДНР/ЛНР. Он предусматривает сохранение Донбасса в составе Украины в обмен на особый статус региона: широкую автономию, контроль за силовыми структурами, всеобщую амнистию для всех тех, кто боролся с украинским правительством с орудием в руках, право на углубленное сотрудничество с Таможенным союзом. Судя по всему, на данном этапе именно этот вариант больше всего нравится Кремлю. Теоретически он может устроить и Киев (все-таки территориальная целостность страны сохраняется), но психологически на него трудно будет пойти Киеву — как жить в одной стране с теми, кого сейчас называют террористами. Да и в ДНР/ЛНР от такого плана не в восторге по тем же причинам.
2. Нейтральная Украина
Еще один вариант был на днях озвучен пока еще главным европейцем Германом ван Ромпеем: Украина отказывается от евроинтеграции (не говоря уже о НАТО), и конфликт исчерпывается. Хотя и в данном случае за скобками остается проблема Крыма, во всем остальном ван Ромпей не далек от истины — Путин может согласиться на такой вариант даже без какой-либо автономии для Донбасса. Данный план подразумевает возвращение к Украине времен многовекторности: когда страна поддерживает ровные отношения и с ЕС, и с Россией, получает от обоих финансовую поддержку, а от России — еще и не очень дорогой газ.
Такой вариант, кстати, устроил бы и значительную часть украинцев (особенно жителей юго-востока и Донбасса), поскольку подразумевает улучшение экономической и, как следствие, социальной ситуации. На него может даже согласиться Евросоюз, но в жесткой оппозиции окажутся США, а также майданное сообщество, на которое ориентируется большая часть украинской власти. По-хорошему, для реализации этого плана нужно тотальное обновление нынешней правящей элиты, что вряд ли возможно без каких-либо серьезных потрясений. И, опять же, непонятно, как будут уживаться в одной стране Ярош и Губарев.
3. Большое Приднестровье
Самый худший вариант мира, но в условиях неприятия многими и в Украине, и в Донбассе компромисса, может оказаться наиболее реальным. В мире уже не раз бывало, что линия фронта превращалась в демаркационную линию перемирия, а та застывала на десятилетия из-за того, что политики не могли договориться о компромиссных условиях. Так было в Корее, Абхазии и Приднестровье. Смысл простой: в какой-то момент времени стороны просто устают воевать и при посредничестве иностранных государств заключают негласное перемирие. Чтобы оно соблюдалось, на линию фронта вводятся миротворческие войска или силы ООН, которые и фиксируют разделение территории. Война прекращается, а Донбасс становится еще одной непризнанной республикой типа Приднестровья (хотя возможно и его присоединение к России по крымскому пути).
Впрочем, затишье может быть ненадолго, учитывая, что ни у Киева не отпадет желание вернуть Донбасс, ни у сторонников «Новороссии» — присоединить к себе юго-восток (а то и всю остальную Украину до Збруча). Но как временный вариант прекращения огня он вполне может сыграть.
Ранее президент РФ Владимир Путин заявил, что для прекращения кровопролития и стабилизации обстановки на юго-востоке Украины обе стороны конфликта должны согласовать и осуществить ряд действий.
В то же время сообщалось, что президенты Украины и России Петр Порошенко и Владимир Путин договорились о постоянном прекращении огня на Донбассе. Соответствующая договоренность была достигнута в ходе телефонного разговора.
| Vesti.ua
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 25
Рейтинг поста:
О какой реальной договорённости с лицом означенным президентом Украины может идти речь, если прерогатива решений в кабинетах администраций руководителей стран НАТО, забравших себе право Народа Украины на первоочередную отчётность действий и решений первого лица псевдо государства ?