В телефонном разговоре с Петром Порошенко Барак Обама заверил президента охваченной гражданской войной Украины в том, что Америка придёт ему на помощь. «Мы плывем в одной лодке…» - сказал Обама. Однако образ лодки Киев не устраивает, там хотели бы быть с американцами на одном крейсере или лучше авианосце. О том, что Украина хочет получить статус «основного союзника США вне НАТО (Major Non-NATO Ally)», президент Порошенко заявил в интервью телеканалу CNN 21 июля… Если это произойдет, Украина будет иметь уже не натовскую, а американскую «военную крышу».
То, что нынешний президент Украины обнаруживает неспособность справиться с политическим и экономическим кризисом в стране, уже очевидно. Понятно и то, что неуверенный в себе Порошенко, как и любой другой политик, не имеющий всенародной поддержки, пытается в решении внутренних проблем опираться на иностранную помощь, прежде всего со стороны США. Американские советники в роли «смотрящих» есть теперь практически во всех спецслужбах, армии, политических структурах. «Украина может использовать американское лидерство и поддержку в борьбе с коррупцией, восстановлении наших финансовых институтов, реформировании энергетической стратегии и либерализации сельского хозяйства», – надеется Порошенко. Какими способами американцы будут бороться с такой неотъемлемой частью национального достояния Украины, как коррупция, или пахать на заброшенных украинских нивах, представить трудно. Непонятно также, чем могут помочь прижимистые янки в «восстановлении финансовых институтов», когда они уже ясно дали знать, что денег не дадут.
А ведь кроме того, украинская сторона, по словам Порошенко, «нуждается в поставках американского природного газа для удовлетворения своих потребностей». И это говорит глава государства, обязанный уже сейчас знать ответ на вопрос, как и чем будет обеспечена жизнедеятельность людей в его стране предстоящей зимой. Сейчас газ из-за океана можно получить лишь в пробирке для анализа. Да, Порошенко очень хочется «исключить газовое давление со стороны Москвы», об этом и Европа непрестанно говорит, но дальше этого европейцы не идут. А вот президент Украины высказывается в адрес России по-американски враждебно. Часто его заявления представляют примитивное клише с брифингов в Госдепе США, где в отношении России ведется кампания клеветы. В Белом доме все больше полагаются на откровенную ложь, не утруждая себя доказательствами. Нет ссылок на факты, которые можно было бы рассмотреть и прокомментировать, зачастую информация черпается из Интернета. В потоке антироссийских заявлений все чаще звучат голоса официальных лиц. Взять хотя бы недавнее заявление пресс-секретаря президента США Дж.Эрнеста, обвинившего Россию в гибели над Украиной лайнера «Малайзийских авиалиний».
Домыслы американцев Киеву нравятся. Порошенко американцам подпевает: «Европа должна следовать по пути США и установить свои секторальные санкции». С каких это пор президент Украины взялся определять, что Европа должна и что не должна? Поводом для высокомерия Порошенко стало, похоже, внесение в конгресс США законопроекта, согласно которому Украина может обрести статус основного союзника Соединенных Штатов вне НАТО. С такой инициативой пока выступили лишь десять конгрессменов, но при получении парламентского согласия и утверждении документа главой Белого дома законопроект может вступить в силу. НАТО в этом случае просто поставят в известность в уведомительном порядке. Действительно, в этом случае Киеву не нужен будет Брюссель. Однако президент Украины чересчур торопится - ведь сомнения в желании США принять Украину в закрытое сообщество своих военных друзей остаются.
Во-первых, статус, получить который возжелал Порошенко, на сегодняшний день имеют лишь три страны Азиатско-Тихоокеанского региона - Япония, Филиппины и Южная Корея. От прямой зоны ответственности НАТО это далеко. В Европе же границы альянса уже расширены до пограничных столбов Российской Федерации в Латвии и Эстонии. Одностороннее предоставление со стороны США «военной крыши» Украине означало бы возможность использования её территории для размещения американских войск и баз. Заметим, не войск НАТО, а именно вооруженных сил США, что является инструментом давления не только на Россию, но и на Евросоюз.
Во-вторых, государственность Украины проходит сейчас тяжелейшее испытание, исход которого неясен. Слишком много крови и жизней на совести нынешнего киевского режима. Втянуть Россию в военные действия на Украине Белому дому не удалось, «антитеррористическая операция» близка к провалу, в промышленности потеря производственных мощностей, рост безработицы, масса разорений в малом и среднем бизнесе. В перспективе ряды недовольных президентом Порошенко и его правительством будут пополняться. Статус «главного союзника США вне НАТО» в решении внутренних проблем помочь Украине не сможет, это лишь шаг в направлении дальнейшего обострения напряжённости в отношениях с Москвой. Собственно, и сами американские законодатели не скрывают, против кого направлена такая инициатива. «Мы поможем народу Украины защищаться от российских шагов по дестабилизации Украины», - заявил конгрессмен Сандер Левин. Подобные заявления являются свидетельством полного непонимания того, что будущее отношений Украины и России нелепо рассматривать под углом зрения соотношения военных сил – точно так же, как обречены попытки подавить сопротивление Новороссии обстрелами и силами вооружённых карателей.
В-третьих, американцы с самого начала вооруженного конфликта оказывали Киеву техническую помощь, поставляли медикаменты, средства защиты, продукты питания, участвовали в конфликте силами американских частных военных компаний, но при этом США, по сути, не сотрудничают с украинской армией – они помогают вооружённым формированиям отдельных украинских олигархов. Сколько убито при американском участии мирных граждан Украины, стариков, женщин, детей, мир сейчас не знает, но сами граждане Украины этого никогда не забудут. Любое американское военное присутствие на земле Украины будет означать оккупацию, никакой закон, принятый в США о военном союзе с нынешним режимом, этого не изменит.
Наконец, отметим и то, что, выбирая Украину на роль своего главного сателлита на постсоветском пространстве, Вашингтон рискует потерять доверие давно ожидающей подобного решения Грузии, а еще и Молдавии. Не случайно в конгрессе уже заговорили о пакетном подходе к принятию законопроекта сразу в отношении трех этих стран. С одной стороны, выстроившаяся очередь из бывших советских республик, небескорыстно пожелавших встать на сторону США в их конфронтации с Россией, Вашингтон радует, а с другой – не потерявших здравого смысла политиков пугает. Кто может быть уверен в том, что после неудач в Ираке и Афганистане, после поражений на фронтах «арабской весны», в том числе в Сирии, администрация США может добиться успеха на Украине?