На днях П.Порошенко на заседании с силовиками заявил о необходимости сменить тактику карательной операции, называемой Киевом «антитеррористической». В частности, речь идет о необходимости сузить зону ее проведения, усилить защиту границ и сделать все для того, чтобы обеспечить защиту мирного населения.
Казалось бы, на фоне «стремительных побед», о которых трубят провластные СМИ, какая вообще может быть смена тактики? Однако причин для этого у Киева куда больше, чем может показаться на первый взгляд.
* * *
В первую очередь это связано с тем, что ресурсы Киева явно истощаются. Причем стремительно. В условиях масштабного экономического кризиса и внешних заимствований воевать сложно, а когда на тебе еще и висят многочисленные долги – невозможно. Киев не может выполнять свои финансовые обязательства как перед армией, так и перед «добровольческими батальонами». Когда объявлялась частичная мобилизация, когда всех, кого только можно было, загоняли в армейские части и батальоны Нацгвардии, было обещано, что им будут существенно повышены выплаты и заморожены кредитные начисления, если таковые имеются.
По кредитным начислениям точно известно, что обещания исполнены не будут. Даже в абсолютно провластных СМИ появляются истории о том, как коллекторские фирмы обзванивают военнослужащих и их семьи, требуя вернуть долги. Причем звонки раздаются чуть ли не во время боевых действий. И непохоже, что эта ситуация изменится. Для банков заемщик, который участвует в боевых действиях, – это потенциально плохой заемщик.
Кроме того, Порошенко, идя на выборы, обещал, что после его избрания в зоне АТО останутся только добровольцы с оплатой 1000 грн. (около 100 долл.) в день. Теперь же солдаты начинают спрашивать, где же обещанные деньги. Именно на это обстоятельство и обращал в известном разговоре о реприватизации активов Р.Ахметова И.Коломойский, когда говорил о тех вопросах, которые зададут власти участники операции, вернувшиеся из зоны ее проведения.
Точно так же стремительно АТО теряет популярность и среди тех, кто отчаянно поддерживал «евромайдан» и госпереворот. Пока отправляли воевать преимущественно жителей центральных, северных и восточных областей, то все было нормально. Как только дело коснулось жителей наиболее «свидомых» областей, то оказалось, что воевать они как раз не готовы.
Что говорить, если самый известный случай увольнения А.Аваковым милиционеров за отказ ехать в зону АТО относится к Тернопольской области. Еще с середины июня в западных областях Украины начались акции по недопущению отправки призванных в этом регионе солдат в зону АТО, а в том же Тернополе военным пришлось даже применить силу к пришедшим под военную часть матерям и женам призывников, которые пытались не допустить их отправку на восток страны. В таких условиях Киев скоро начнет испытывать дефицит живой силы. 16 июля, впервые за время карательной акции режима на Донбассе, состоялось пикетирование администрации президента родственниками украинских военнослужащих, находящихся в зоне ведения карательной операции на Донбассе.
При этом объявить всеобщую мобилизацию без введения военного положения вроде бы нелогично, а как раз его вводить не особо хотят. Об этом ещё раз заявил заместитель главы администрации президента В.Чалый: «Сегодня антитеррористической операции абсолютно достаточно... Введение военного положения вряд ли кардинально что-то изменит. Я рекомендую координироваться не эмоциями, а рациональными решениями. Тех решений, которые приняты СНБО, вполне достаточно, чтобы проводить эффективно АТО… Но появились новые вызовы».
Надежды на западную помощь не оправдались. США, которые активнее всех поддерживали агрессивную политику и толкали Киев на силовое решение кризиса, похоже, так и не смогли убедить европейцев, что Украина лишь «несчастная жертва» России. Европейские столицы все отчетливее занимают антиамериканскую позицию в украинском вопросе, требуя от Киева начать мирный диалог.
Да и сам Вашингтон не особо помогает контролируемому им режиму. По свидетельству украинских журналистов, хваленые американские бронежилеты, которые в рамках военной помощи США присылают украинской армии, не выдерживают выстрела патронов калибра 5,45 и 7,62 мм. Это в полевых условиях наглядно продемонстрировало испытание, проведенное военнослужащими одной из частей. Правда, Минобороны Украины в спешном порядке подготовило «образцово-показательный» тест этих бронежилетов и заявило, что все в порядке, но солдаты на передовой знают цену этим заверениям.
* * *
Ситуация вынуждает Киев корректировать свою тактику, где приоритет – уменьшение задействованных ресурсов и перегруппировка сил. Заявленная обновленная тактика – это, по сути, контроль над ключевыми точками и сосредоточение сил на границе. Судя по всему, Киев по-прежнему считает, что достаточно перекрыть границу и на Юго-Востоке все резко изменится, поскольку, мол, «российские наемники» перестанут прибывать на Украину.
В то же время готовность сосредоточить силы лишь вокруг неких опорных точек («сужение зоны проведения АТО») свидетельствует о понимании Киевом простого факта – силовое решение конфликта практически невозможно, а потому АТО переходит на режим экономии средств.
Дополнительно об этом говорит тот факт, что третьим приоритетом объявлено обеспечение защиты мирного населения. Иными словами – установление контроля за занятыми городами и поселками. Процесс закрепления своего влияния там идет куда сложнее, чем того хотелось бы Киеву. И с этим вынуждены считаться.
Подобная смена тактики вряд ли несет для ополченцев существенные новые риски здесь и сейчас – скорее, это отражение сегодняшнего состояния тех военизированных подразделений, которые задействованы Киевом в АТО. Пожалуй, единственной проблемой может стать окружение сил ополченцев с целью отрезать от коммуникаций. Впрочем, киевские власти это уже не раз пробовали, но им это не удавалось. 16 и 17 июля силы, проводящие карательную операцию, ощутили на себе ряд мощных уларов со стороны ополченцев.
* * *
А вот как будут события развиваться дальше, сказать пока сложно. Наиболее вероятными вариантами представляются два сценария, причем какой из них будет реализован, зависит от того, какую позицию в кризисе в ближайшие дни займет Европа.
Первый вариант – продолжение военных действий.
Он напрямую связан с позицией США о переходе к новому этапу санкций против России, но делать это им самим не хочется. Между тем ЕС неоднократно заявлял, что не видит оснований для того, чтобы заниматься эскалацией напряжения на данном направлении. Итогом стала закрытая конференция в Белом доме (США), где европейским эмиссарам дали понять, что даже если ЕС не присоединится к санкциям США, то они введут их в одностороннем порядке после 16 июля. Если ЕС поддастся на этот шантаж США, то Киев с новыми силами может попробовать развернуть атаку на ДНР и ЛНР. Да, ресурсов у Киева мало, но он будет рассчитывать, что в решающий момент и США и, особенно, ЕС поможет решить эти проблемы.
В среду США ввели секторальные экономические санкции в отношении российских оборонных и сырьевых компаний, а страны Евросоюза ограничились несколькими поручениями по расширению критериев для будущих санкций. Кроме того, ЕС приостанавливает запуск новых проектов для РФ по линии ЕБРР и ЕИБ и будет пересматривать финансируемые из бюджета ЕС программы содействия России.
Интересно, что санкции США касаются и ЛДР, и ДНР, хотя, по заявлениям американцев, это не означает признания этих республик.
Украинская сторона, естественно, заявила, что довольна принятыми решениями.
Второй вариант – начало диалога. Как уже указывалось, ЕС с каждым днем все жестче давит на Киев с целью начать переговоры с лидерами ополчения. Известное высказывание А.Меркель по этому поводу взбудоражило проевропейскую часть украинского общества, заставив развернуть кампанию по информационному давлению на канцлера Германии. В четверг Европарламент выступил за установление общенационального всеобъемлющего диалога на Украине. Он поддерживает введение режима прекращения огня по взаимной договоренности между противоборствующими сторонами в целях обеспечения безопасности. ЕП призывает к проведению «нового заседания трехсторонней контактной группы по урегулированию конфликта на юго-востоке Украины и поддержке новых форм коммуникации между сторонами». Депутаты Европарламента считают, что «необходимо искать политическое решение кризиса», осуждают «происходящее насилие, ежедневную гибель людей» на востоке Украины, «разрушение домов, уничтожение собственности и бегство многих тысяч гражданских из конфликтных регионов».
Кроме того, на днях стало известно, что ЕС категорически отказался оплачивать долги Киева перед «Газпромом», поскольку, по мнению европейцев, все свои финансовые обязательства перед Украиной они уже выполнили, оказав ей многомиллиардную макрофинансовую помощь. Тем самым Киеву еще раз дали понять, что вечно надеяться на кошелек ЕС не следует. Если США и дальше не смогут поменять позицию европейских столиц по этому вопросу, то им придется либо брать на себя финансовое обеспечение Киева (что не реально), либо прислушиваться к желаниям Берлина и Парижа.
Если сработает второй вариант, то, возможно, мы увидим все же начало диалога. Хотя, видимо, Киев и Вашингтон до последнего будут сопротивляться этому развитию событий и предпримут минимум еще одну попытку массированной атаки на Новороссию. Однако, как и отмечалось выше, сил у Киева для этого все меньше, а совокупность внутренних и внешних факторов, делающих эту войну непопулярной, вынудят пойти на переговорный процесс. От курса Запада на введение санкций против России Украина никак не выиграет, хотя официальному Киеву, судя по всему, нанесение вреда России представляется более важным, чем прекращение кровопролития в стране.
* * *
Так или иначе, но вероятность возобновления работы контактной группы все возрастает, а значит, и надежды на то, что ситуацию все же удастся перевести в русло разумных переговоров, в ходе которых Киев признает новую политико-правовую реальность, возникшую на Юго-Востоке Украины.