Илья Крамник
Резюме: Продолжающаяся операция вооруженных сил Украины против ополчения юго-востока страны пока не принесла практического результата, однако продемонстрировала наличие глубоких проблем в силовых структурах.
Продолжающаяся операция вооруженных сил Украины против ополчения юго-востока страны пока не принесла практического результата, однако продемонстрировала наличие глубоких проблем в силовых структурах. Очевидная слабость армии и внутренних войск, компенсируемая неизбирательным применением силы и попыткой использования правительственных добровольческих формирований чревата не только провалом операции, но и как следствие — катастрофическими последствиями для Украины в целом.
Распродажа наследства
Получив после распада СССР одну из самых мощных группировок его Вооруженных сил, Украина так и не сумела определиться с назначением своей военной машины и перспективами ее развития.
Экспорт техники собственного украинского производства имеет достаточно ограниченные объемы и сопряжен с проблемами: так, поставив в 1996-1999 годах Пакистану 320 танков Т-80УД, изготовленных в значительной мере из советского задела, Украина не смогла обеспечить дальнейшее продвижение на рынке ни этой машины, ни созданного на ее основе танка Т-84 "Оплот". Выполнение единственного контракта на поставку этих машин, подписанного в 2011 году с Таиландом, в итоге было сорвано.
Немногим лучше сложилась ситуация с поставками легкой бронетехники — Украине удалось поставить за рубеж несколько более 250 бронетранспортеров БТР-3 харьковской разработки, однако расширение их поставок, а также сбыт новой машины БТР-4 затруднен в связи с низким качеством броневой стали. В частности, по этой причине был сорван контракт на поставку 420 БТР-4 в Ирак. Заказчик отказался принимать партию уже отгруженных боевых машин, получив в общей сложности менее 100 бронетранспортеров, значительная часть которых не эксплуатируется по техническим причинам. В итоге весной 2014 года "отказные" БТР-4 были поставлены вооруженным силам Украины.
Что дало украинской армии сотрудничество с Россией
Больших успехов Украине удалось достичь в военно-техническом сотрудничестве с РФ, в рамках которого украинские предприятия, задействованные в промышленной кооперации по выпуску российских систем вооружения, продолжали работать.
Прежде всего это касается компании "Мотор-Сич" в Запорожье, основного производителя турбореактивных и турбовинтовых двигателей для вертолетов и ряда самолетов, в основном транспортных, "Зоря-Машпроект" в Николаеве, поставщика газотурбинных установок для кораблей ВМФ, КБ "Южное" и завода "Южмаш" в Днепропетровске, задействованных в поддержании технической готовности ракетного комплекса Р-36М2 "Воевода" и производстве ракет-носителей "Зенит", авиационного КБ Антонова, и ряда других компаний.
Схожей оказалась и ситуация с личным составом: по сообщениям украинских источников, численность боеготовых подразделений сухопутных войск в начале марта 2014 года не превышала 5-6 тысяч человек, при том, что общая численность сухопутных войск превышала 40 тысяч, а вооруженных сил в целом приближалась к 170 тысячам человек.
Опоздавшая реформа
Во многом проблемы развития ВС Украины были схожи с российскими, которые также вплоть до середины первого десятилетия нового века испытывали острейшие проблемы с боеготовностью и техническим оснащением.
Преодолеть деградацию ВС РФ удалось в ходе начатой в 2007-2008 годах радикальной военной реформы, проводниками которой стали министр обороны Анатолий Сердюков и начальник генерального штаба Николай Макаров. При всех издержках и ошибках, допущенных в этот период, главным достижением остается формирование управляемой структуры Вооруженных сил, запуск процесса перевооружения и резкий рост интенсивности боевой подготовки, невозможный в условиях прежней структуры, основу которой составляли кадрированные соединения с крайне низкой укомплектованностью.
Успех российской реформы в равной мере был обусловлен как ростом военных расходов, так и организационными мерами, позволившими сформировать в 2009-2013 годах боеспособные части соединения "нового облика" во всех видах Вооруженных сил России. С приходом на пост министра Сергея Шойгу реформа продолжилась: стратегическое направление развития ВС РФ осталось неизменным.
Подобная реформа могла бы стать спасением и для Украины, но ввиду более запущенного состояния и меньших финансовых возможностей, действовать требовалось более радикально.
По мнению некоторых специалистов, более подходящими для Украины были бы относительно компактные вооруженные силы общей численностью в пределах 40-50 тысяч человек. Это позволило бы в рамках имеющегося военного бюджета (несколько более двух миллиардов долларов) сформировать боеспособные соединения на контрактной или смешанной основе и обеспечить их достаточно интенсивную боевую подготовку и оснащение современной военной техникой — как собственной, так и импортной.
В конкретной ситуации апреля 2014 года в этом случае украинская армия смогла бы достаточно оперативно сосредоточить на востоке страны контингент такой же, как и в имеющейся реальности, численности — 15-20 тысяч человек (без учета сил МВД и "добровольческих" формирований), но куда лучше обученный и оснащенный. В этой ситуации сопротивление в Донецкой и Луганской областях могло закончиться, толком не начавшись.
Однако реформа не состоялась, если не считать объявленной осенью 2013 года отмены призыва на военную службу, который не продержался и полгода.
Африканская модель
Сегодня события идут прямо в противоположном направлении. Руководство Украины, вновь введя отмененный совсем недавно призыв и объявив частичную мобилизацию, пытается нарастить численность контролируемых войск, при этом ресурсов на их нормальное оснащение, снабжение и подготовку так и нет.
Проблемы усугубляются и скептическим отношением населения к объявленной мобилизации. Так, например, в Сумской области, вполне лояльной киевским властям, из 1950 человек, подлежавших призыву весной 2014 года, удалось поставить в строй лишь 267. Немногим лучше обстоит ситуация и в ряде других областей. При этом верховная рада Украины намерена увеличить возраст военнобязанных до 60 лет. В имеющейся ситуации подобный подход скорее грозит понизить эффективность армии, а заодно и лояльность населения.
Страна, по факту, была разделена на феодальные владения олигархических структур, а вертикаль государственной власти, включая и вооруженные силы, рассматривала свои должности как "кормления", занимаясь личным обогащением вместо реформ.
В этих условиях деградация силовых структур привела к "африканизации" конфликта, когда недостаточную оснащенность, обученность и мотивацию армии пытаются компенсировать несоразмерным использованием тяжелого вооружения и созданием "добровольческих формирований" с идеологической мотивацией.
Оба пути говорят о неадекватной оценке ситуации новым украинским руководством: и регулярные артиллерийские обстрелы жилых кварталов, и применение "добровольческих формирований", по сути и целям являющихся карателями, может лишь усилить сопротивление, обеспечив ему куда более полную поддержку на контролируемых территориях, и сочувствие за их пределами.
В сочетании с ситуацией в экономике, продолжение действий в подобном ключе способно уничтожить Украину в буквальном смысле этого слова.
| РИА Новости Источник: globalaffairs.ru.
Рейтинг публикации:
|