Призывы к деэскалации конфликта на Украине звучат сегодня в полный голос и в западных столицах, и в Москве. Сотни погибших, десятки тысяч беженцев, насилие и разруха – надо думать, земное чувство сострадания политикам не чуждо. Но если российская сторона убеждена в том, что для деэскалации внутреннего конфликта политическую волю к его решению должен проявить Киев, то Запад предъявляет все претензии только к Москве.
Совет ЕС по иностранным делам еще в середине апреля сформулировал по актуальной повестке дня несколько положений (выводов), и среди них – предостережение России о возможных экономических санкциях в случае принятия Россией любых шагов по дестабилизации ситуации на Украине. «Любые шаги» – ключевой оборот этой формулы, удобный для предъявления к России каких угодно требований под угрозой применения экономических санкций. Оглядываясь сегодня назад, мы видим, что все это время от России чего-то требовали или в лучшем случае от нее чего-то ожидали: поддержать круглые столы под эгидой ОБСЕ, не препятствовать подготовке и проведению президентских выборов, признать их легитимность, найти решение газовому спору с Украиной, отказаться от поддержки самопровозглашенных республик… Теперь Россия должна поддержать мирный план президента П. Порошенко. «Мы надеемся, что Россия продемонстрирует готовность к сотрудничеству», - говорил министр иностранных дел Германии Ф.-В. Штайнмайер на заседании министров иностранных дел в Люксембурге. Из Люксембурга глава немецкой дипломатии отправился в Киев, на встречу с П. Порошенко и А. Яценюком, не излучая оптимизма. Лишь сказал, что мирный план Порошенко (за который он благодарен украинскому лидеру) мог бы стать поворотным пунктом к деэскалации и урегулированию ситуации. В сослагательном наклонении: мог бы, если бы – если бы все стороны стали друг с другом сотрудничать. Штайнмайер дал понять, что он сомневается в искренности российской стороны: можно долго фантазировать о том, заинтересована ли Россия в скором решении конфликта. Кто бы спорил, фантазийный жанр – не удел дипломатов, хотя трудно избавиться от впечатления, что зачастую дипломатия принимает решения так, словно она существует в мире, далеком от реальности. К сожалению, случается, что такие решения, как, например, решение о вводе войск в Ирак, основанное на ошибочной интерпретации аэрокосмических снимков, приводят к слишком серьезным последствиям в реальном мире, а у дипломатов нет волшебной палочки, чтобы повернуть вспять события, ставшие необратимыми. Нельзя по законам виртуального мира в какой-то момент времени сохраниться, а потом перезагрузить игру. С этой точки зрения декларируемый министром по-немецки основательный и прагматичный отказ от фантазий можно только приветствовать: чем ближе в реальности, тем вернее.
Итак, прочь иллюзии, давайте смотреть в лицо фактам. Факт первый: во время беседы Штайнмайера и Порошенко поступает известие о том, то российская сторона готова отозвать решение Совета Федерации о возможном применении вооруженных сил на Украине. Дальше мы вступаем на зыбкую почву предположений и ожиданий. Казалось бы, отзыв решения, которое вызвало настоящий шок, нельзя расценить иначе как демонстрацию готовности к сотрудничеству. По словам С. Иванова, в качестве ответной реакции на заявление В. Путина российская сторона ожидала отказа Киева от применения войск. Между тем по завершении переговоров в Киеве Штайнмайер ограничился лишь похвалами в адрес принимающей стороны: «Мои переговоры здесь показали, что после представления мирного плана есть как минимум возможности для изменений, для движения, прогресса» (1). В официальном сообщении германского МИДа о визите в Киев упомянуто о состоявшихся встречах с Х. Таглиавини и Р. Ахметовым - похоже, встречи с этим олигархом вошли у Штайнмайера в привычку. Впрочем, о содержании бесед, как обычно, информация отсутствует. Последуем мудрому совету господина Штайнмайера и воздержимся от фантазий на тему о том, как немецкие предприниматели рука об руку с украинским олигархом возрождают Донбасс после завершения АТО.
Факт второй: западные политики российский жест приветствуют и без промедления выставляют новые требования к России. В частности, такие требования туманно формулирует немецкий канцлер: выступая на генеральных дебатах по бюджету в бундестаге А. Меркель не исключила, что экономические санкции «могут вновь оказаться на повестке дня». В такой же общей форме она высказывается и на следующий день, уже находясь на памятных мероприятиях в Бельгии: «Прогресс не настолько заметен, как мне бы этого хотелось» (2). В Брюсселе А. Фог Расмуссен заявляет о четырех требованиях к России: принять действенные меры по прекращению дестабилизации на Украине, создать условия для реализации мирного плана Порошенко, прекратить поддержку вооруженных сепаратистских группировок, закрыть свою границу для отправки оружия и боевиков. Трудно не согласиться со спокойной оценкой итогов саммита министров иностранных дел НАТО, данной постоянным представителем РФ при альянсе А. Грушко: «Призывы к России принять действенные меры по деэскалации выглядят просто нелепо на фоне усилий, предпринимаемых российской стороной с целью прекращения насилия и запуска полноценного переговорного процесса с участием всех политических сил Украины» (3). Добавим, что трудно уловить разницу между первым и вторым требованиями НАТО, а манера, в которой они высказаны, аналогична предостережению о любых шагах. Саймон Смит, посол Великобритании в Киеве, высказался более определенно: России следует призвать ополченцев сложить оружие. Чуть позже это требование озвучил и Дж. Керри, но уже в ультимативной форме. Не вполне ясно, адекватен ли в данной ситуации термин «перемирие» или более уместно было бы говорить о требовании капитуляции. Стоит отметить, что украинские власти, упрекающие своих оппонентов в нарушении перемирия, сами ведут себя нестандартно. Встречные требования «сепаратистов» по отводу украинских войск на 10 км там считают нереалистичными, на прекращение артобстрелов, как видно на примере Славянска и других районов, не идут. Возникает вопрос: в чем же тогда заключается перемирие «по-киевски»? В том ли, что обстрелы будут вестись реже, чем обычно?
Факт третий, на сей раз из информационного пространства. Два авторитетных немецких издания - Spiegel и Zeit - одновременно поместили на своих страницах интервью с политиками тех стран, для которых критика России является визитной карточкой. Премьер-министр Эстонии Т. Рыйвас побуждает Европу восстать от безмятежного сна, а от НАТО требует принять всерьез беспокойство всех членов альянса и развернуть на постоянной основе военные контингенты в Балтии, где ему видится потенциальный очаг опасности (4). Тем самым эстонский политик призывает к нарушению Западом обязательств по базовому документу, каковым является Основополагающий акт Россия-НАТО от 1997 г. Министр иностранных дел Швеции К. Бильдт удовлетворен решением его страны о 15%-ном увеличении военного бюджета и твердо верит, что альянсу пора вернуться к политике устрашения, оставив в прошлом интервенции, подобные афганской (5). Провал этой затеи Вашингтона не вызывает сомнения даже у союзников, и думается, что подводить окончательный итог миссии ISAF пока преждевременно. Как рано подводить итог авантюрному вторжению в Ирак. Получается, что альянс молча признает свою неспособность справиться с ролью мирового жандарма и предпочитает вернуться к старой доброй стратегии устрашения? Рыйвасу нужны внятные меры устрашения, при том, что он признает отсутствие непосредственной военной угрозы и убежден, что, буде таковая возникнет (пусть в самой что ни на есть скрытой форме), альянс сумеет защитить своих членов. Отменная логика: будем пугать того, кого сами не боимся? Вероятнее предположить, что устрашение России – это пролог к мобилизации альянса на противостояние в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Но вернемся к фактам из актуальной повестки дня. В частности, освобождение в Донецкой области четверых сотрудников миссии ОБСЕ. На наш взгляд, это еще один шаг в сторону деэскалации украинского конфликта, было бы правильным освободить и 16 сотрудников, удерживаемых в ЛНР. Всего на Украине находятся 250 представителей ОБСЕ. На освобождении сотрудников миссии ОБСЕ настаивали европейские страны, в частности Германия. Пока официальной реакции Берлина не последовало. Бесспорным положительным сдвигом в позиции немецкой дипломатии видится обсуждение гуманитарной ситуации на Юго-Востоке Украины с российским министром иностранных дел.
«Мирный план» П. Порошенко, поддержанный усилиями российской стороны, может стать началом решения конфликта, если только он не был задуман как декорация, которую установили к подписанию экономической части соглашения об ассоциации Украины с ЕС, чтобы потом быстро свернуть и за ненадобностью отправить на свалку. Как бы ни складывалась политическая конъюнктура, преступно отрекаться от общего культурного наследия, связывающего Украину и Россию. Сегодня как никогда актуальна мысль Л.Н. Толстого – офицера, участника боевых действий: «Вопрос, не решенный дипломатами, еще меньше решается порохом и кровью».
(1) Außenminister Steinmeier in Kiew/www.auswaertiges-amt.de, 24.06.2014.
(2) Merkel hält Druck auf Russland vor EU-Gipfel aufrecht/Reuters, 26. Juni 2014.
(3) ИНТЕРФАКС-АВН, 26 июня.
(4) Europa muss den Schlummermodus abschalten/Spiegel , 25.06.2014.
(5) Er ist hart, wir sind attraktiv/Zeit, 26. Juni 2014.