Всеволод Непогодин о неспособности украинской армии и милиции защищать государство
Если в Великобритании декоративная монархия, то в Украине декоративными являются армия и милиция. Таковы особенности государственного устройства. Украинские вооруженные силы и органы внутренних дел совсем не предназначены для защиты страны от различного рода посягательств. Они лишь имитируют функции силовых ведомств в развитых государствах и давно уже являются закрытыми корпорациями со своими особыми неписаными законами.
Министр внутренних дел Арсен Аваков, похоже, не до конца понимает, каким специфическим хозяйством ему приходится руководить. Недавно он по привычке сделал в фэйсбуке громкое заявление о том, что уволил больше сотни милиционеров, отказавшихся ехать в командировку в зону проведения так называемой «антитеррористической операции». Ход Авакова понятен – население устало от бесполезной милиции и ждет кадрового обновления в органах. В Авакове нынче доминирует политик, но никак не функционер. Как политик он своим заявлением заработал плюс, а как функционер получил огромный минус. Адепты Майдана клюют на такие дешевые популистские трюки, а вот хитрованы-милиционеры на местах наверняка сделают выводы. Зачем им руководитель, который отправляет на убой, взамен не гарантируя ничего хорошего?! У каждого милиционера на вверенном участке своя кормушка, и он лучше выберет коррупционную синицу в руках, чем полёт на журавле над донецким небом, который может быть прерван в любой момент из гранатомета ополченцев.
Украинская милиция заточена лишь на поддержание относительного порядка на территориях, где все тихо и спокойно. Никто из милиционеров не готов морально и физически ехать воевать. Мне врезалась в память утренняя сцена 3 мая, когда в Одессе на Куликово поле согнали чуть ли не весь состав городской милиции. На моих глазах недалеко от дома профсоюзов пухлый милиционер лет двадцати пяти мучительно пытался влезть в бронежилет. Он не знал, как в него втиснуться и как правильно следует обращаться с застежками. Бедолага весь уморился и справился с задачей лишь тогда, когда ему на помощь пришел коллега лет пятидесяти. О том, как восьмипудовые опера сдают нормативы по бегу и подтягиваниям на турниках, рассказывать, наверное, не стоит. Реформирование украинской милиции надо начинать не с кадровых чисток, а с улучшения материальных условий работников. Мне запомнился разговор с участковым, состоявшийся в стенах райотдела пару лет назад. Он прекрасно знал, что я занимаюсь публицистикой и не постеснялся в своем кабинете в присутствии напарника разразиться следующим монологом:
- Коррупция говорите? А вы сможете прожить на официальную зарплату в полторы тысячи гривен в месяц? Готовы быть честным ментом и питаться одной шаурмой в день? У меня на всю жизнь желудок испорчен после этой гадости! Да, я беру взятки и что здесь такого? Система так устроена и не я её придумал!
Для украинской милиции актуальна поговорка: «Дали тебе ствол и крутись как хочешь!». Подразумевается, что низкую официальную зарплату милиционер сможет компенсировать левыми поборами. В самом общественном договоре заложена коррупционная составляющая и возможность использования служебных полномочий в корыстных целях. И только недальновидный деятель будет обвинять милиционеров в нежелании защищать Украину – кто пойдет за спасибо подставляться под пули и минометный обстрел? Сначала должно быть увеличение белых зарплат и социальных гарантий милиционерам, а уже потом должны идти разговоры о патриотизме.
С армией ситуация другая. В вооруженных силах коррупционные потоки значительно меньше, чем в органах внутренних дел. Командиры в частях зарабатывали поборами с родителей солдат-срочников и списанием казенного имущества. Самый крупный армейский бизнес – выведение из государственной собственности и последующая продажа под застройку земель, ранее занятых воинскими частями. Если в милиции коррупционные потоки сначала поступают к низовым чинам, а потом они уже передают финансовую благодарность наверх, то в армии левые деньги поступают сразу к командирам, а низовые чины практически лишены возможностей иметь неофициальные доходы. Имущество армии уменьшается с каждым годом, и скоро разворовывать станет совсем нечего. Ровно три года назад в июне я проходил сборы в одной из воинских частей и был неприятно удивлен тамошней удручающей обстановкой. Худющий прапорщик со впавшими от недоедания скулами по три раза в день подходил ко мне с просьбой «Дай сигарету!» и никак не мог запомнить, что я не курю. Несмотря на трехразовое питание, я постоянно голодал. Рацион был ужасен – позапрошлогодняя перловая каша с червями, разваренные макароны самого низшего сорта, борщ из подмороженной и подгнившей свеклы. Питание в украинской армии не позволяет молодому человеку не то что чувствовать себя воином, готовым насмерть биться с врагами государства, а просто ощущать себя нормальным и здоровым человеком. Так кормят только дворняжек и безнадежных больных в хосписах, которым уже без разницы, что есть.
Квалицифицированные офицеры еще в девяностых годах покинули армию и ушли в охранники или, если повезло, в службы безопасности крупных фирм. Служить стране остались лишь те, кого устраивала крохотная зарплата и льготная комната в общежитии. Естественно, что не хватало средств на полноценные учения, и стрелять умеют лишь немногие из офицеров. Я помню, как на стрельбище мне выдали целых десять патронов для автомата Калашникова. Оружейщик выдавал их нехотя, как-будто это были самые последние патроны на его складе.
Если украинскую милицию еще можно реформировать в долгосрочной перспективе, то армия обречена, поскольку нет преемственности поколений и разбазарена почти вся военная инфраструктура. Я не осуждаю украинских военных, отказывающихся сейчас ехать в Донецкую и Луганскую область. Даже немедленным увеличением бюджетного финансирования не решить все проблемы армии. Профессионализм не продается в круглосуточном ларьке, а передается от более опытных старших товарищей и закрепляется месяцами изнурительной работы на полигонах. А пока украинская армия и милиция остаются лишь неэффективными структурами, состоящими из кабинетных вояк, бесполезных при практических боевых действиях на местности.
Источник: Свободная пресса.
Рейтинг публикации:
|