Первые назначения говорят сразу о нескольких тенденциях. И, пожалуй, основная из них состоит в том, что Порошенко начал отстранять от реальных властных полномочий нелояльных ему радикальных националистов или людей, связанных с ними.
19 июня были назначены три руководителя высокого уровня – МИД, Генпрокуратуры и Нацбанка.
Замена А.Дещицы была ожидаема. Человек, который продемонстрировал полную профнепригодность во время недавнего инцидента возле российского посольства, да и раньше не блистал на дипломатическом поприще, был первым кандидатом на замену. Без этой ротации ни о каком предметном разговоре с Россией невозможно было говорить в принципе.
Сменившего его на этой должности П.Климкина вряд ли можно назвать ястребом. Скорее, это прагматик, хотя и с определенными оговорками. Родился он в Курске, закончил факультет аэрофизики и космических исследований Московского физико-технического института, через два года (в 1993 году) попадает на работу в украинский МИД. Климкин, не будучи по образованию дипломатом, дошел до должности замглавы ведомства, где курировал процесс подготовки Соглашения об ассоциации с ЕС.
Фактически именно он и возглавляемая им команда заложили ту разрушительную для украинского государства модель внешнеэкономических связей и развития, которая и стала предметом споров вокруг соглашения об ассоциации. При этом знающие его люди называют нового министра в целом вменяемым человеком, не склонным к резким действиям и заявлениям. Показательно, что за Климкина в Верховной раде не проголосовала «Свобода», которая в полном составе проголосовала против снятия с этой должности А.Дещицы.
Потеря должности О.Махницким, исполнявшим после госпереворота обязанности генпрокурора, еще недвусмысленнее говорит о том, что П.Порошенко не хочет иметь у себя под боком радикального националиста, который честно признавал, что получает указания от политического руководства своей партии (ВО «Свобода») и наполняет властную вертикаль ставленниками серого кардинала «Свободы» - уголовного авторитета И.Кривецкого по кличке «Пупс» (народный депутат от «Свободы»). Махницкий назначен советником Порошенко.
На должность Генерального прокурора пришел «политически серый» В.Ярема – выходец из милицейской системы, возглавлял в прошлом милицию г.Киева и долгое время был депутатом от БЮТ. Правда, ничем особенным за все время своего депутатства он не запомнился, особым авторитетом у коллег из милиции не пользуется, а у прокурорских работников и подавно. Возможно, именно это обстоятельство и стало основной причиной его назначения. Равно как и удаленность от потенциальных оппонентов П.Порошенко по линии «Свободы» и Ю.Тимошенко. С другой стороны, как один из руководителей карательных акций на Донбассе, он уже запачкан кровью мирных граждан и восставших, значит, связан с режимом и имеет столь необходимый для киевских властей в нынешней ситуации опыт.
Не исключено, что на Ярему будет возложена еще одна важная задача – расследование убийств на майдане в феврале 2014 года. Это расследование упорно пробуксовывает. И Махницкий, со своей стороны, делал для этого все возможное. Ведь объективное расследование незамедлительно покажет уровень участия той же «Свободы» в этом процессе. А это – потенциал для расправы Порошенко в междоусобной войне со своими бывшими неонацистскими союзниками (той же «Свободой»), причём в рамках законодательного поля.
Сменен глава Нацбанка. После переворота им управлял С.Кубив, бывший комендант майданного Дома профсоюзов в Киеве, который был основной базой боевиков из «Правого сектора». Именно там располагались их склады оружия, взрывчатки, а также химлаборатория для бутылок с зажигательной смесью. Возможность хранить это все там им обеспечивал как раз Кубив. Теперь же руководить главным банком страны будет, как говорят, практически аполитичная В.Гонтарева. Даже традиционно критичные по отношению к власти журналисты считают ее профессионалом высокого уровня, лишенного политических пристрастий. Кубив пока и не получил должности-замены, однако что-то ему все же подыщут, с тем чтобы он был в стороне от реального процесса управления государством.
Показательны и назначения в администрацию президента. Новым главой АП стал Б.Ложкин, многолетний бизнес-партнер П.Порошенко, медиамагнат и миллионер, сколотивший капиталы на издательском деле. Судя по его биографии, это прагматик до мозга костей, для которого важным является результат, а все остальное – вторично. Что может говорить в его пользу, так это (многие надеются) отсутствие у него лично русофобских и националистических настроений. Образование он получил в Харьковском государственном педагогическом институте по специальности «Русский язык и литература», его холдинг процентов на 95% состоял из ресурсов на русском языке. Майданные активисты, узнав о том, что именно Ложкин может стать новым главой АП, устроили ему в прессе обструкцию, называя «главным русификатором Украины», «угнетателем украинского языка», «агентом Кремля», за что, мол, был награжден почетной грамотой Совета Федерации РФ.
При этом Ложкин, принципиально русскоязычный в быту, прагматично заявляет, что в его холдинге не было украиноязычной прессы лишь по одной причине – ее невыгодно издавать: «...в 1997 году мы попробовали издавать несколько украиноязычных версий наших изданий на Западной Украине, но с убытками. Почему - не знаю. Возможно, мы недостаточно чувствуем особенность западноукраинского читателя, слушателя. Возможно, не до конца его понимаем». Именно с подачи Ложкина на украинском рынке появились «Аргументы и факты», «Комсомольская правда» и другие издания с российским брендом. Как и западный «Форбс», который дал свою лицензию именно Ложкину. Так что во главе АП теперь холодный прагматик, который к тому же умеет договариваться с самыми разными людьми. В число таких людей входят, скорее всего, и американские политико-деловые круги, которые фактически и руководят сейчас Украиной. Есть опасения, что именно к ним и будет прислушиваться новый глава АП.
Интересны и некоторые назначения на должности замов Ложкина. В частности, свою должность сохранил О.Рафальский – функционер АП, который пришел на эту должность одновременно с С.Левочкиным в 2011 году. В период после госпереворота именно он удержал АП как жизнеспособную структуру (чего нельзя сказать про С.Пашинского). Не исключено, что эта должность – часть договоренностей между Порошенко и остатками Партии регионов, свидетельствующая о том, что он не собирается устраивать политических расправ над сторонниками прошлой власти. Правда, следует отметить, что Рафальский отвечает за работу самой АП, но мало влияет на формируемую ею политику, для этого есть другие замы.
И одним из таких замов стал В.Чалый – бывший в своё время замминистра иностранных дел, последовательный сторонник евроинтеграции, один из руководителей грантоедского Центра Разумкова. Некоторое время его пророчили на должность главы МИД, именно он сопровождал Порошенко в его зарубежных поездках. Но, видимо, Порошенко посчитал, что Чалый будет для него полезнее в АП. Примечательно, что с политической точки зрения фигура Чалого более сильная, чем Климкина. Это может говорить о том, что Порошенко собирается сделать АП реальным центром управления государством.
П.Порошенко в этом смысле ничем не отличается от всех его предшественников, пытаясь сконцентрировать в своих руках рычаги управления.
На фоне этих назначений предоставленная им для Ирины Геращенко должность уполномоченного президента Украины по мирному урегулированию конфликта на Донбассе смотрится, конечно, дико. Поставить откровенную русофобку с зоологическими национал-радикальными взглядами на подобное направление работы явно бессмысленно. Однако не исключено, что это часть неких договоренностей с командой В.Кличко, которую теперь бросают на самые проблемные или заведомо проигрышные участки. Сам П.Порошенко от ее деятельности ничего особо не проигрывает – в худшем случае он скажет, что она оказалась недостаточно авторитетной фигурой, и заменит на иную, более подходящую.
Таким образом, есть отдельные предпосылки к тому, что П.Порошенко, во-первых, начал кампанию отлучения от власти тех, чьими руками и был совершен госпереворот. Во-вторых, должности во власти занимают люди, явным образом более прагматичные, но с четким евроинтеграционным уклоном. В-третьих, можно ожидать усиление роли самой АП даже на фоне сверхцентрализированной системы управления периода В.Януковича – текущий момент глубокого кризиса этому явным образом способствует. В-четвертых, голосования в парламенте (более чем в 300 голосов) показали, что П.Порошенко удалось найти общий язык с остатками Партии регионов, тем самым уменьшив свою зависимость от соратников по оппозиционной борьбе. В-пятых, назначение Б.Ложкина демонстрирует, насколько для П.Порошенко мало значат истерические крики майданных активистов в процессе реального управления государством.
Хотелось бы надеяться, что всё это будет способствовать постепенной профессионализации новой украинской власти, которая подтолкнёт её к процессу мирного урегулирования ситуации на Юго-Востоке страны.
Но при всех надеждах следует учитывать одно решающее обстоятельство: в условиях, когда высшее украинское руководство находится в режиме ручного управления со стороны реальной в стране власти в лице Дж.Байдена и Р.Пайетта, нет оснований считать, что Порошенко и его новые назначенцы будут решать дела с позиций интересов Украины.