Первый выход Кличко к майдаунам закончился фиаско. Прославленный боксер пошел к сотникам майдана и рядовым, но его там грубо послали в «пеший эротический тур», сравнили его политическую деятельность с, извините, дефекацией в промышленных масштабах (то есть кладет на всю страну) и даже отобрали мобильный телефон со словами «ты себе еще добудешь».
А что он может сделать – ему приказали, потому как старший партнер должен уже 7 июня сего года выглядеть триумфатором, который вступает в президентскую должность, а все страшно рады этому обстоятельству. И был бы крайне желателен и важен такой шикарный символ и жирный финальный мазок на пасторально-батальной картине победы «евромайдана» – вхождение во власть главы государства, типа рожденного на нем, на майдане. Не зря же этот партнер, по его словам, помогал майдану денюжкой, дровишками, едой.
И, казалось бы, привычные работать за еду майдауны должны были бы отработать вложения – сымитировать бурную радость и щенячьи восторги. А они не хотят. Возомнили о себе черт-те что – говорят: мол, будем власть контролировать.
Итог известен: инаугурация нового президента Украины Петра Порошенко случится обязательно, но не на майдане. По данным журналиста Мустафы Найема, который осенью прошлого года сдуру и позвал людей на майдан, инаугурационные торжества планируются в Верховной Раде Украины, на Софиевской площади и в «Мыстецьком арсенале», этом «украинском Лувре», созданном по инициативе «хероя майдана-2004» Виктора Ющенко.
Инаугурация Петра Порошенко случится обязательно, но не на майдане. По данным журналиста Мустафы Найема, который осенью прошлого года сдуру и позвал людей на майдан, инаугурационные торжества планируются в Верховной Раде Украины, на Софиевской площади и в «Мыстецьком арсенале»
И в минувшее воскресенье Кличко во второй раз пошел на майдан, где самые упорные его обитатели возобновили традицию сходняков под громким названием «всенародное вече». «Всего народа» в этот раз пришло немного, тысячу человек или чуть больше. Но Кличко метал бисер и перед ними. Говорил, что создаст представительство майдана у себя в киевской власти, переименует улицу Институтскую в улицу Небесной сотни, всенепременнейше установит памятник погибшим «хероям» и даже присягу мэра примет перед их не совсем ясными взорами. Чтобы, значит, подчеркнуть – он тоже с майдана.
И, как оказалось, это действительно важно. Потому что майдан еще сохраняет свое значение. С одной стороны, конечно, очевиден его глубочайший кризис. И заключается он в чудовищном несоответствии формы и смысла майдана, его предназначения и уже полученных результатов. Ему пытались придать некий сакральный смысл источника светлых преобразующих мир идей. Но сегодня все его главные идеи забыты всеми, кроме тех, кто еще остается в грязных палатках на площади и выращивает на клумбах укроп, лук и редиску, думая о том, что неплохо было бы там еще и свинарник замутить.
Посудите сами. Майдан задумывался как «антиолигархическая революция», которая, если верить первым лозунгам майдана, должна была покончить с кланово-олигархической системой власти в Украине, что было провозглашено корнем зла. И что? Президентом Украины стал олигарх Петр Порошенко. А вторым человеком в стране постепенно становится еще один олигарх – Игорь Коломойский, которого назначили губернатором Днепропетровской области. А он, на свои немалые капиталы создав собственную частную армию наемников и боевиков, потопил в крови протесты противников майдана и сторонников федерализации страны в Одесской и Запорожской областях, подмял их под себя и пробил назначение там (по крайней мере, в Одессе) губернаторами своих ставленников. Получился «удельный князь», который олигархическими методами устанавливает принципы «антиолигархического майдана». Занятный политический симбиозец получился.
Еще большим ударом по «идеалам майдан» может стать отказ от его первопричины. Майдан-2013/2014, как известно, задумывался и осуществлялся с приставкой «евро». Как протест против отказа свергнутого президента Виктора Януковича подписать Соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли между Украиной и Евросоюзом в ноябре прошлого года.
Переворот этот легитимизировали и легализовали президентскими выборами 25 мая 2014 года и избранием главой Украины Порошенко. А он, если верить американскому изданию «The Wall Street Journal», попросил у председателя Европейского совета Хермана ван Ромпея на подписание Соглашения об ассоциации и ЗСТ «немного больше времени», чем уже назначено
Янукович, как мы помним, подсчитал, во что Украине выльется обмен автографами под Соглашением в Вильнюсе, ужаснулся, получил финансовые гарантии продления своей власти от России и отказался его подписывать. Люди вышли на майдан. Их там побили. Костер недовольства, обильно политый грантовым «бензином» с Запада, разгорелся до размеров полномасштабной гражданской войны и закончился государственным переворотом в феврале текущего года.
Теперь переворот этот легитимизировали и легализовали президентскими выборами 25 мая 2014 года и избранием главой Украины Порошенко. А он, если верить американскому изданию «The Wall Street Journal», попросил у председателя Европейского совета Хермана ван Ромпея на подписание Соглашения об ассоциации и ЗСТ «немного больше времени», чем уже назначено. Об этом, по данным издания, якобы заявили еще несколько человек, которые присутствовали на встрече с ван Ромпеем после его телефонного разговора с Порошенко 26 мая этого года, сразу после голосования.
Как известно, так называемая «политическая часть» этого Соглашения уже символически подписана в марте текущего года. А вот «экономическую часть» собирались подмахнуть на экстренном саммите ЕС 27 июня сего года, когда аналогичные документы в Брюсселе должны подписать Грузия и Молдова. Присоединение Украины к этим двум странам могло бы стать венцом евроинтеграционных устремлений нынешнего руководства ЕС. Но после сомнений Порошенко этот успех несколько блекнет.
По словам европейских чиновников американским журналистам, они не увидели у Порошенко признаков сомнения, стоит ли подписывать Соглашение. Но ожидают его подписания в течение «пары месяцев», а не 27 июня.
Причин «евроторможения» у Порошенко может быть великое множество. И объективных и субъективных. Но все они похожи на побудительные мотивы Януковича, отказавшегося тупо ставить свой автограф под документом, который в его нынешнем виде невыгоден и даже вреден для страны.
Майдан нужен и всевозможным антипорошенковским «реваншистам». Той же Юлии Тимошенко, которая уже использовала майдан для достижения своих карьерных целей. В 2005-м она заставила людей стоять до того момента, пока не выдавила из Ющенко обещанное кресло премьера
Порошенко еще может и подписать Соглашение об ассоциации в срок, чтобы не портить идиллию от евроинтеграции новым друзьям из Брюсселя и их негласным кураторам из Вашингтона. Но сам факт торможения – красноречив. Под сомнение поставлены главный мотиватор майдана и суть его борьбы. По-любому получается, что майдауны зря стояли, по-дурному «проливали кровь мешками» и бессмысленно гибли от пуль снайперов и силовиков.
С другой стороны, майдан по-прежнему нужен его новым закулисным вдохновителям как технология – рычаг давления, метод и способ для завоевания власти и политическая фомка для взламывания дверей во властные кабинеты. Так его задумывали в 2004-м, когда вели к власти Виктора Ющенко. Таким он стал осенью 2013-го и победил в феврале 2014-го. Таким он нужен и сегодня всевозможным реваншистам, которые не согласны, например, с результатами президентских выборов и победой Порошенко.
«Майдан должен переходить в новое качество», – призвал Кличко майдаунов. А они и без него пытаются превратить помойку в центре некогда красивейшего города Восточной Европы в некий «светлый источник» подлинно народной власти. В рассадник демократии. Обитатели палаток уже решили отказаться от бухла и взамен заняться контролем над новой властью Они уже потребовали, чтобы 8 июня, сразу после инаугурации нового президента, отчитался Кабинет министров Арсения Яценюка. Кроме того, наказать виновных в гибели «хероев майдана», найти пропавших без вести, провести люстрацию коррупционеров и т. д. и т. п.
Вот тут-то и проявляется сущность майдана как технологии борьбы за власть. Если 8 июня пред ясны очи майдаунов придут министры Кабинета Яценюка и будут оплеваны ими как «не выполнившие волю майдана», то у Порошенко появится прекрасная возможность убрать Арсения Петровича с поста премьера. Несмотря на то, что есть одобренная кураторами договоренность о разделе власти между «триумвиратом майдана» (Порошенко – президент, Яценюк – премьер, а Кличко – мэр Киева).
Однако майдан нужен и всевозможным антипорошенковским «реваншистам». Той же Юлии Тимошенко, которая уже использовала майдан для достижения своих карьерных целей. В 2005-м она заставила людей стоять до того момента, пока не выдавила из Ющенко обещанное кресло премьера. И Ющенко согласился отобрать его, кресло, ни у кого иного, как у Петра Порошенко. А значит, история повторяется (может повториться?) именно в такой удивительной форме.
Тем более что и Порошенко, и Кличко уже обещают перевыборы Верховной Рады Украины, к чему явно не готовы сосредоточенные там депутаты. Они – отличные ситуативные соратники и союзники Тимошенко, чьи ставленники уже руководят и Радой, и правительством. И именно эти депутаты могут помочь Тимошенко принять новую Конституцию и по самое никуда обрезать в ней полномочия главы государства.
Или же наоборот – если Порошенко правильно «мотивирует» майдаунов, то они в пух и прах разнесут Юлию Владимировну. Но по-любому и тот вариант поведения, и другой может быть подан как «воля майдана», якобы обретающего новое «качество»…
…А мне после этих поисков «нового качества» почему-то вспомнился жизненный диалог тети Песи и Фимы Полужида из сериала «Ликвидация», обсуждающих и рыбку, которую надо жарить, потому что на дворе «густая жара», и новое качество помоев, куда Эмик, сын тети Песи, бухнул пачку соли. Не меняется качество помойки от попытки ее подсолить поисками неких новых смыслов…