29 апреля в 14 часов по местному времени истекает срок ультиматума, который предъявили протестующие Луганска новым киевским властям. Если к намеченному времени требования не будут выполнены, ополченцы будут считать новые власти полностью нелегитимными и грозят перейти к активным действиям. Параллельно с ультиматумом, Луганская область приняла решение о проведении 11 мая, в один день с Донецкой Народной Республикой, референдума о статусе региона.
На Луганщине говорят: «Наши требования были просты и обычны — амнистия всем политзаключенным, референдум, отмена повышения цен и тарифов, русский язык. Это элементарные требования понятны для правительства любой цивилизованной страны». По всем этим пунктам, как считают протестующие, киевские власти приняли решения в противоположную сторону. В интервью «Московскому комсомольцу» координатор сопротивления Владимир Карасев заявил, что не надеется на выполнение выдвинутых требований. В то же время, протестующие не намерены переходить к каким-то силовым акциям, призывая людей ограничиться народными сходами у административных зданий области. Но и переговоров с новой властью вести уже никто не будет. «Штурм здания СБУ не являлся целью как таковой. Это была всего лишь попытка быть, в конце концов, услышанными. Нам хотелось всего лишь донести до киевских властей, что народ Луганщины уже не в состоянии выносить к себе бесчеловечного обращения… И теперь нам стали понятны действия этой киевской хунты — это ВОЙНА! Война против собственного народа», – говорится в тексте заявления.
Что собираются делать протестующие – понятно. В воскресенье на митинге в Луганске было объявлено о провозглашении Луганской Республики. 11 мая должен пройти референдум с единственным вопросом: «Поддерживаете ли вы Акт о создании Луганской Республики?» Похожий вопрос вынесен на голосование и в Донецкой области. Судя по сообщениям из этих регионов, мнение их жителей едино.
Протест не ограничивается небольшими еженедельными митингами около административных зданий. К примеру, в городе Новопскове состоялся марш, на который вышли и взрослые мужчины, и пенсионеры, и матери с детьми. Распевали «Варшавянку» и «Священную войну». Такие песни массово поют обычно в ситуации, когда все понимают, что борьба впереди предстоит нешуточная.
В то же время поступают всё новые сообщения о задержании ополченцами промайдановских боевиков, офицеров СБУ и даже иностранных военных. Одно из последних сообщений – задержание в Луганске человека, который считает себя сотрудником МВД и собирался участвовать в «обеспечении безопасности» граждан. Его допрос был снят на видео и распространен в интернете. По источникам «СП», этого человека зовут Темур Юлдашев и он руководит спецбатальоном «Тимур», который был создан новыми киевскими властями неделю назад специально для подавления народного протеста.
Терпя неудачу за неудачей, власти в Киеве придумывают всё новые способы воздействия на обстановку. Так называемый «министр МВД» Арсен Аваков заявил о начале большой кадровой чистке среди правоохранителей. Параллельно Киев обратился к Москве с просьбой провести новую встречу в формате «Украина плюс Россия, ЕС и США». Мол, женевские соглашения не выполняются, и нужно договориться заново.
Видимо, ситуация в стране полностью вышла из-под контроля Киева. Как рассказала «СП» луганский
журналист Мария Петрова (имя изменено по ее просьбе), не полностью контролируют ситуацию и «народные власти». Но настроения людей понятны. Для их оформления осталось решить только технические моменты.
– Еще неделю назад в Луганске провозглашали необходимость проведения референдума. Предполагается, что референдум будет проведен в два этапа: 11 и 18 мая. Но надо отметить, что требования у людей перед занятым зданием СБУ постоянно меняются. На 11 мая намечен референдум. Но ведь к нему надо тщательно подготовиться, напечатать бюллетени, открыть избирательные участки. Мне пока неизвестно о работе в этом направлении.
«СП»: – Кто сегодня контролирует ситуацию в городе и области?
– Киевские власти вообще не контролируют ситуацию, их не видно. Но не могу сказать, что под контролем держат обстановку и народные ополченцы. Я бы назвала нынешнее положение анархией.
«СП»: – Но люди на работу ходят, зарплату им платят?
– Да, люди ходят на работу. Зарплаты пока тоже платят. По крайней мере, в апреле всем бюджетникам платили. Но ситуация неспокойная. Две недели назад профсоюз учителей заявил, что готов протестовать, если людям не вернут все выплаты. В настоящее время с учителей сняли все надбавки и оставили им только минимальные ставки. Но цены на Украине выросли очень серьезно.
Губернатор, которого прислали из Киева, ни за что не отвечает. У нас была выездная сессия облсовета, которая сама избрала своего губернатора - Михаила Болотских. Ему задали вопрос: как, несмотря на противостояние, будут работать социальные сферы, промышленность, сельское хозяйство, ведь начинается посевная? Он ответил, что пока в стране такое творится, этими вопросами заниматься нет возможности.
«СП»: – Каковы общие настроения в Луганской области?
– Многие выступают за присоединение к России, а многие хотят федерализации страны, но при этом остаться в составе Украины. Что людей объединяет, так это непризнание легитимности киевской власти.
Я знаю, что из районов области на выходных люди ездят к зданию СБУ, стоят там, поддерживают ополченцев. Но пока власти как таковой нет. Год назад у нас был губернатор, который за всё отвечал, сейчас такого человека нет. Ситуация очень взрывоопасная.
«СП»: – Но это не вылилось, скажем, в разгул криминала?
– Ничего такого нет. Статистика преступлений говорит о том, что все показатели сохраняют свое среднее значение. Конечно, если не считать того, что у кого-то нашли оружие. Были и случаи похищения людей. Но это связано, скорее, с политической обстановкой, нежели с действиями криминального мира.
«СП»: – Если бюллетени удастся напечатать, составить списки, то пойдут ли люди голосовать?
– На мой взгляд, на референдум люди пойдут активно. Но пока технические возможности его проведения до конца не ясны.
Лидер украинского движения «Славянская гвардия» Владимир Рогов полагает, что вслед за Донецком и Луганском о референдуме объявят и другие области страны:
– Протест на Украине расширяется. Постепенно приходит понимание ситуации к тем, кто обычно был вне политики и жил по принципу «моя хата с краю». Сейчас мы видим другую ситуацию. Майдан кричал: «Украина, вставай!» И Восток страны встал. Майдан кричал, что только революция может изменить страну – Юго-Восток начал свою революцию.
То, что происходит на Юго-Востоке полностью законно. По Конституции Украины, вся власть принадлежит народу. После февраля мы перешли к этакой «майданократии». В Луганске и Донецке происходит возвращение к народовластию. Референдум – единственно правильное решение.
Надо понимать, что киевская хунта может, по идее, утопить народный протест в крови. Но уж точно не сможет потом удержать ситуацию. Люди с оружием выйдут тогда по всей стране.
«СП»: – Но удастся ли провести референдум в нынешних условиях?
– На мой взгляд, это возможно сделать. В значительной степени это зависит от позиции России и Китая. Если они на международной арене не позволят начать на Украине иностранную интервенцию, пресечь действия всяких частных военных западных компаний, то голосование пройдет спокойно. И мы узнаем общественное мнение.
Даже сочувствующие Майдану социологи признают, что около 70-80% жителей Юго-Востока хотят федерализации. Они прекрасно понимают, что если людям дать возможность высказать свое мнение, то это мнение будет не в пользу хунты. Поэтому идет такое противодействие народному волеизъявлению.
Но на сторону народа перешли уже порядка 20 тысяч сотрудников силовых ведомств. Они пока не готовы к активным действиям, но, думаю, возьмут в руки оружие, если возникнет необходимость защитить людей. И наведут они порядок тогда не только на Донбассе, но и дойдут до Киева, если не до Львова.
А что касается возражений наших оппонентов, которые говорят об отсутствии закона о местных референдумах, так у нас нет и законов о госперевороте, об исполняющем обязанности президента.
«СП»: – Возможны ли референдумы где-то еще помимо Донецкой и Луганской областей?
– Следующими будут Харьков и Одесса. Далее референдум потребуют Николаев и Херсон. За ними наступит очередь Запорожья и Днепропетровска.
Причин для народного возмущения будет много. В этом году у нас отменили парад на День Победы, но решили в мае провести в Киеве гей-парад. Народ не сможет смириться с полным переворачиванием своих ценностей. Кого-то к протесту подтолкнет ухудшение социально-экономического положения. Кого-то – попытки переписать историю.
К концу лета большинство регионов Юго-Востока добьется либо независимости, либо федерализации страны. Причем, федерализации в широком смысле, с правом регионов на самоопределение в случае форс-мажорных обстоятельств.
Политолог Сергей Михеев считает, что киевским властям уже вряд ли удастся сохранить подконтрольную им унитарную Украину:
– На мой взгляд, инициатива провести референдумы в областях Украины весьма серьезная. Иначе бы протест кончился. В Донецке и Луганске через референдум протестующие пытаются легализовать свои действия. Чтобы не выглядеть кучкой сепаратистов, а показать, что отражают волю большинства жителей.
Могут ли они в техническом плане провести референдум? Наверное, нет. Слишком сильно противодействие Киева, идет так называемая «контртеррористическая операция». Но какое-то голосование будет проведено. И его результаты лягут в основу легитимации формирующихся сейчас местных органов власти.
Готов ли результаты голосования принять Киев? Думаю, что не готов. Наверное, он попытается в очередной раз решить проблему вооруженным путем. Посмотрим, будет ли это до референдума или после. Но это – негативный сценарий. Позитивный сценарий – Киев поддержит федерализацию Украины. Это был бы выход из сложившейся ситуации. Многое будет зависеть еще от того, насколько будет готов к переговорам так называемый новый президент Украины, которого должны избрать 25 мая. Готов ли он учитывать мнение людей на Юго-Востоке.
«СП»: – Какой, на ваш взгляд, будет реакция на референдум в России?
– Совершенно точно референдум будут учитывать. Возможно, его не признают с юридической точки зрения, но и отталкивать от себя его результаты не станут.
Дело в том, что после переворота в феврале на Украине в принципе не может быть юридически чистых выборов. Нелегитимный захват власти в Киеве породил череду других незаконных процессов. И выборы 25 мая тоже не будут полностью легитимны. Ведь некоторым кандидатам не дают нормально вести избирательную кампанию, ряд регионов заявили о своем неучастии в голосовании. Революционная ситуация февраля поставила под вопрос законность всех последующих решений.
Скажем, легитимность референдумов на Востоке мог бы определить Конституционный Суд. Но его в первые же дни разогнал Майдан, еще до ситуации с Крымом. А Верховная Рада не имеет полномочий признавать законными те или иные процессы. Но Конституционный Суд разогнали, чтобы он не мог признать незаконными события на Майдане.
Революционная логика беззакония победила в Киеве и запустили процесс незаконных процессов по стране. Тот, кто громче всех кричал «Слава Украине!», разрушил украинскую государственность. Теперь любой человек может объявить о проведении референдума, и это будет законным. Потому что нынешняя киевская власть победу одержала незаконно.
«СП»: – Можно ли ожидать распространения опыта Донецкой и Луганской областей на другие регионы?
– Этот процесс уже идет. Такого же референдума требуют в Харькове и Одессе. Просто там людям не дают это сделать, там киевская власть чувствует себя более уверенно, протесту не дали набрать такую же силу. Но подобные требования звучали и в Запорожье, и в Николаеве.
Статус: |
Группа: Администраторы
публикации 1143
комментарий 3891
Рейтинг поста:
Что Вы имеете ввиду?
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 343
Рейтинг поста: