The National Interest: Глубокие политические провалы, которые привели к украинскому кризису
Сегодня, когда Кризис на Украине набирает силу, американские политики и эксперты предлагают одно действие за другим. Поставлять оружие для украинской армии, чтобы она могла отбить возможное российское наступление, создавать проекты для экономики, которые обеспечат процветание промышленности восточной Украины и снизят зависимость от России, увести Европу от российских энергоносителей. Однако следует понимать, что всё это — долгоиграющие проекты, которые начнут работать лишь спустя месяцы и годы. А кризис сегодня идёт на часы. Например, поставки оружия предполагают, что военные уже обучены обращению с ним, а также что существуют договорённости, которые исключают применение такого оржуия в целях, которых противоречат политическим целям США. Такие вещи не делаются за один день.
На Украине мы видим очередной признак слабости внешней политики США — неспособность планировать, действовать на опережение, особенности с учётом администрации от разных партий. Заявления по поводу новых «провалов разведки», которая не предупредила Белый дом о планах России по захвату Крыма, не обращают внимание на другое, даже если бы Белый дом заранее получил такую информацию, США всё равно не располагали политическими инструментами, которые могли бы изменить ситуацию.
Однако украинский кризис всё же невозможно описать как полностью непредсказуемые события. Переговоры об ассоциации с ЕС шли несколько лет, а Россия постоянно твёрдо возражала против различных пунктов договора. Когда секретарь США Хиллари Клинтон, оставляя свой пост в конце 2012 года, чётко заявила, что США будут противодействовать проекту Москвы по созданию ЕвразЭС, видя в нём попытке новой советизации региона, надо было начать подготовку соответствующих действий, чтобы эти заявления не остались пустыми словами.
Если оглядываться в прошлое, то может показаться странным один момент. Почему Запад не сделал попыток найти новые рынки для украинской продукции и не создал т.н. южный коридор для новых евразийских нероссийских энергоресурсов, которые действовал бы независимо от российских трубопроводов? Украина всё так же зависит от русских, которые покупают большую часть её производимых товаров, включая трубы, энергетическое оборудование, грузовики, вагоны и продукты авиакосмической отрасли. На востоке Украины, где сегодня царят беспорядки, потеря российского рынка очень негативно отразится на экономике. Если бы украинские фирмы получили твердые контракты на поставку труб для планируемых новых маршрутов типа Трансанатолийского газопровода (TANAP), который должен соединить каспийский бассейн с юго-востоком Европы, и Трансадриатического газопровода (ТАР) от турецкой границы до Италии, появилась бы дополнительная альтернатива в лице новых производителей, и это помогло бы диверсифицировать украинские рынки.
Если бы строительство этих трубопроводов находилось на продвинутом этапе или близилось к завершению, то риск перебоев с поставками топлива в Европу из-за новых газовых войн между Украиной и Россией по поводу цен и неоплаченных счетов был бы ниже. Кроме того, в Европе в таком случае изменилась бы степень толерантности к риску, и она была бы готова вводить жесткие санкции против России.
Но такие меры осуществляются не сразу. Для этого нужно время, тщательная подготовка и гарантированные инвестиции.
Испытывающие финансовые трудности страны Запада могут заметить, что такие планы невозможны в те времена, когда страны сидят на мерах жёсткой экономии. Полгода назад идеальным казалось текущее положение вещей — Россия обеспечивает большую часть европейских потребностей в энергоресурсах в рамках долгосрочного энергетического партнерства, а украинские отрасли ориентированы на поставки для российского/евразийского рынка.
Но в таком случае очевидно несоответствие экономических реалий. Экономика Украина привязана к России, а её политика направлена на сближение с Западом. Разве эти несоответствия не были известны лидерам ведущих евроатлантических государств? Или они действительно верили, что Путин просто согласится с новыми геополитическими реалиями? Путин ещё со времён оранжевой революции 2004 года открыто заявлял, что считает Украину сферой жизненно важных национальных интересов России, а потому при необходимости пойдёт на любые меры для защиты российских интересов на Украине.
Итак, сейчас на Украине кризис, причем такой, для урегулирования которого нам придется потратить гораздо больше ресурсов и политического капитала. И все равно это урегулирование будет менее выгодным для Запада (и даже для Украины), нежели в том случае, если бы заранее была заложена основа либо для движения этой страны в западном направлении, либо для достижения некоего компромисса с Москвой. Сейчас Украина фигурирует во всех заголовках — и сжигает весь кислород в политическом процессе. Но какие еще долгосрочные беды и проблемы тихо вызревают под поверхностью и полностью игнорируются, хотя по ним вполне можно было бы предпринять упреждающие действия? Чего мы ждем — когда в заголовках начнет фигурировать очередная Украина?
nationalinterest.org Источник: continentalist.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 793
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментарий 2321
Рейтинг поста: