Строительство феодальной Украины: что сделано за полгода
Осень 2013 г. Реальность, в которой ещё нет горящих шин на киевских улицах. Европа готовится подвести итоги «Восточного партнёрства», в украинском и российском сегменте интернета — holy war на тему «Какой будет жизнь после саммита в Вильнюсе». Наша позиция была чёткой: Украина семимильными шагами (а главное — добровольно и с песней) движется к неофеодализму. Самое время освежить в памяти недавние прогнозы. Как изменилась ситуация за прошедшие месяцы?
Переворот ради ускорения
Обычно переворот завершается не только сменой лиц в телевизоре, но и определёнными изменениями во внутренней и внешней политике государства. Группировка внутри правящего класса, осознав, что ей не удаётся реализовать своё видение государственного проекта (пускай это видение заключается в обычном желании дорваться до корыта) эволюционным путём, в ходе выборов, смещает предыдущую власть силой и начинает рулить по-своему. В случае с Украиной всё не так. Режим Януковича был смещён, чтобы ускорить курс на феодализацию республики.
Вспомним, как это было:
1. Перед самым саммитом риторика премьер-министра Н. Азарова, а потом и В. Януковича резко меняется. Озвучивается информация о том, что экономического шока от падения экспорта в ТС Украина не переживёт. Что было дальше — все помнят.
2. Накануне подписания соглашения об ассоциации в марте 2014 года выясняется (!), что правительство Н. Азарова совершенно правильно оценило риски. Поэтому 21 марта был подписан т.н. политический блок соглашения, набор деклараций. Экономический блок отложен на лето (по наступлении которого вполне может быть отложен вновь). Нечего сказать, достойный итог переворота.
При этом топтание Украины на месте губительно для её промышленности ровно в той же степени, как и ускоренная ассоциация. Госстат Украины уже зафиксировал падение экспорта в Россию примерно в 1,5 раза. По отдельным отраслям ситуация ещё хуже, например, экспорт вагонов сократился на 85%. Это уже даже не падение, а штопор.
Речь не просто о падении экспорта, речь о стремительной деиндустриализации Украины. Причём не той, что произошла в 80–90 гг. в странах Европы и США как процесс, сопутствующий становлению постиндустриального общества (нет, сам я в эти сказки не верю, но украинцам вскорости предстоит услышать, что это, мол, вполне нормально, так что эта фраза тут для них). Европа и США вынесли свои производства в Китай, Индию, Латинскую Америку. Украина же не выносит их никуда, она их попросту про…ет (слово, обозначающее бессмысленную и безвозвратную потерю).
Практика феодализации
Такие явления нужно осмысливать комплексно, хоть это и трудно в формате публицистической статьи. Проще всего проиллюстрировать происходящее стихотворением С. Маршака «Гвоздь и подкова». Обвал украинского вагоностроения отлично ложится в эту формулу.
Итак, проблемы вагоностроителей это:
1. Снижение внутреннего спроса на прокат;
2. Снижение заказов у производителей колёсных пар;
3. Снижение наполнения бюджетов у ряда городов (Луганск, Кременчуг, Днепродзержинск, Мариуполь);
4. И, разумеется, снижение потребления домохозяйствами — семьями рабочих, оставшихся без заработка.
Пока мы говорим только об одной отрасли — «лошадь хромает». Когда отраслей станет несколько, впору будет говорить о комплексном отмирании инфраструктуры крупных промышленных городов Юго-Востока — её не на что будет содержать. А также городов-спутников — жизнь в них поддерживается работой заводов. В результате Юго-Восток вернётся к феодальной практике выживания, которой давно живёт Запад Украины: полупустые сёла и городки, населённые преимущественно детьми и стариками (взрослые на заработках). Это уже реальность, не наступившая, но наступающая: объём денежных переводов на Украину в 2013 году вырос на 13% (до 8,5 млрд долл.) и составил 4,7% ВВП. С такими темпами Украина скоро займёт достойное место в этой табличке. Кстати, обратите на неё внимание. Эти страны не только постоянные доноры своих трудовых ресурсов, но и постоянные очаги нестабильности и хаоса. Что, собственно, и создаёт благоприятные условия для экспорта рабочих рук. Конечно, хаос нужно поддерживать, и эта работа ведётся неустанно. Именно эта двуединая модель («хаос-неофеодализм —неофеодализм-хаос») ждёт и Украину. Этот абзац был для тех, кто представляет неофеодализм некой смесью лубочной пасторали с экотуризмом.
Стилистические параллели
Внешняя атрибутика не менее красноречива. Мы уже отмечали, как олигархи из номинальных хозяев областей превратились в фактических, став не то магнатами, не то баронами. Да и свержение Януковича происходило вполне себе в стилистике А. Дюма («20 лет спустя»): фронда, принцы и осаждённый монарх.
Государство-банкрот не может и не в состоянии управлять своим имуществом. «Естественное» в таких случаях решение — практика откупов. Только теперь это не делегирование права сбора налогов, а масштабная приватизация. Характерно, что речь снова-таки идёт о курсе прежней власти, только ещё более форсированном (что и как планировал распродавать Янукович, можно почитать тут). Похоже, единственная вина В. Януковича в том, что он оказался недостаточно Януковичем.
На фоне череды политических скандалов, сотрясавших Украину последние годы, для внешнего наблюдателя наверняка осталось незамеченным сокращение объектов социальной инфраструктуры. Забив в поиск соответствующие запросы, вы получите пока ещё не массовые, но уже и не единичные факты закрытия (попыток закрытия) на Украине школ и больниц. Конечно, уменьшение населения с 52 до 45 миллионов человек предполагает соответствующее сокращение образовательных и медицинских учреждений. Но дело не только в этом. Социальную инфраструктуру, доставшуюся в наследство от УССР, нельзя содержать на налоговые отчисления приватизированных предприятий (детская задачка про бассейн и две трубы). На налоги можно содержать лишь то, с чем начинали Советский проект большевики почти 100 лет назад: земские больницы, предоставлявшие минимум врачебной помощи, и земские школы с 3–4-летним курсом обучения основным предметам (с поправкой на историческую разницу, разумеется).
Ну и напоследок — вовсю идёт процесс формирования мини-армий, своего рода новых отрядов ландскнехтов.
Почему всё происходит так, ведь «диктатор плохой, а революционеры хорошие»? Дело в том, что украинской элитой (всей) взят сознательный курс на демонтаж государства. И собственными усилиями, и усилиями иностранных политиков, к которым элиты обратились за «поддержкой».
Украина не разваливается в результате хаоса и войны, Украину разваливают, чтобы вместо порядка и государства создать хаос и редуцировать общественные отношения к упрощённой (неофеодальной) модели.
Иван Зацарин. Источник: continentalist.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1538
Рейтинг поста:
--------------------