Событие: Виктор Янукович, который был отстранен от должности президента Украины и объявлен в розыск по подозрению в массовых убийствах украинских граждан, попросил власти России обеспечить его личную безопасность. По предварительным данным, просьба была удовлетворена.
Комментирует: Эксперт Центра Игорь Путинцев
Сегодня, 27 февраля, Виктор Янукович впервые за несколько дней распространил публичное заявление. (По последним сообщениям СМИ, его подлинность опровергается неназванными источниками из окружения беглого украинского президента). Янукович подтвердил, что является легитимным президентом Украины и приказал вооружённым силам Украины не вмешиваться во внутриполитические события. По его словам, «сейчас становится очевидным, что народ на юго-востоке Украины и в Крыму не воспринимает безвластие и фактический беспредел в стране, когда руководители министерств избираются толпой на площади». Можно предположить, что это заявление было сделано с ведома российских властей, к которым Янукович обратился с просьбой обеспечить свою безопасность.
С 22 февраля Виктор Янукович фактически отстранён от исполнения президентских обязанностей. Верховная рада провозгласила Александра Турчинова и.о. главы государства. 24 февраля официальный представитель Еврокомиссии Оливье Байи признал законность этого решения. 25 февраля пресс-секретарь президента США Джей Карни заявил о том, что действия Януковича подорвали его легитимность. В свою очередь, в заявлении МИД России от 24 февраля указывалось, что действия Верховной рады «вызывают глубокую озабоченность с точки легитимности».
В связи с этим необходимо прояснить, является ли Виктор Янукович действующим президентом Украины и какова юридическая природа тех решений, которые Верховная рада приняла в эти дни: об отрешении президента от должности и о повторном принятии конституционной реформы 2004 г.
Юридический подход
Виктор Янукович утратил реальный контроль над государственным аппаратом Украины. Его больше не поддерживает ни одна влиятельная сила внутри страны. Олигархи, парламентское большинство, руководство столицы, силовики, региональные власти Юго-Восточной Украины, Партия регионов последовательно отказали ему в поддержке. Президент Янукович, решивший «сдать» власть в стране в обмен на личные гарантии, жестоко просчитался. После соглашений 21 февраля он утратил последнюю опору – поддержку силовиков и руководства юго-восточных регионов. Бегство Януковича из столицы стоило ему реальной власти в стране.
Но с юридической точки зрения Янукович остаётся действующим президентом. Решение Верховной рады о его импичменте было незаконным. Положения ст. 111 украинской конституции были грубо нарушены, причём не имеет значения, какую редакцию конституции считать действующей: конституционная реформа 2004 г. не изменяла процедуру отрешения президента от должности.
Согласно ст. 111 конституции Украины, президент Украины может быть смещён с должности по следующей процедуре: импичмент инициируется простым большинством депутатов, назначается следственная комиссия, по итогам её работы большинство в 2/3 депутатов принимает решение об обвинении президента, конституционный суд и верховный суд представляют парламенту свои заключения, большинство в 3/4 депутатов принимают окончательное решение об импичменте.
При голосовании в Верховной раде эта процедура не соблюдалась. Решение было принято за один день, без прохождения различных этапов импичмента. Помимо этого, количество депутатских голосов было недостаточным. Остановимся подробнее на совершённых нарушениях.
Во-первых, президент был отправлен в отставку за невыполнение своих должностных обязанностей. Но, в соответствии со ст. 108 конституции, это не может служить основанием для досрочного прекращения президентских полномочий. Досрочная отставка президента возможна лишь в случае его добровольного решения об отставке, невозможности исполнять свои обязанности по медицинским причинам, объявления импичмента (по описанной выше процедуре) либо смерти.
Во-вторых, импичмент может произойти лишь в случае совершения президентом государственной измены или иного преступления: признаки преступления должны быть установлены специальной следственной комиссией и подкреплены заключением верховного суда Украины. Обвинение должно быть выдвинуто парламентом. Ничего из этого не было сделано при голосовании 22 февраля. Отсутствовало и заключение конституционного суда о соблюдении всех законных процедур.
В-третьих, решение Верховной рады от 22 февраля было принято 328 депутатами, в то время как требовалась поддержка большинства в 3/4 голосов – не менее чем 338 депутатов.
Таким образом, юридически Виктор Янукович по-прежнему остаётся президентом Украины. Его законное смещение с должности возможно в том случае, если Верховная рада вновь примет решение о его отстранении от должности в соответствии с процедурой, определённой ст. 111 конституции Украины.
Как и голосование об импичменте, решение Верховной рады от 21 февраля о повторном принятии конституционной реформы 2004 г. не может считаться действующим с юридической точки зрения. Причина не только в том, что это решение было подписано не президентом Януковичем, а «и.о. президента» Турчиновым.
В соответствии со ст. 155 конституции Украины, законопроект о внесении изменений в конституцию считается принятым, если за него проголосовали не менее чем 2/3 депутатов на следующей очередной сессии. Ст. 83 определяет начало каждой очередной сессии первым вторником февраля и сентября. Таким образом, решение Верховной рады может вступить в силу только в том случае, если 2/3 депутатов проголосуют за него заново не ранее чем 2 сентября 2014 г., после чего президент должен будет подписать его в 15-дневный срок.
Более оперативным способом введения в действие конституционных изменений 2004 г. может быть пересмотр конституционным судом Украины постановления об их отмене, принятого в сентябре 2010 г. Однако законность такого решения может быть постановлена под сомнение: ст. 150 конституции не предусматривает права конституционного суда на пересмотр или отмену собственных решений.
Альтернативный подход: революционная легитимность
В то же время существует и иная точка зрения. В соответствии с ней, государственное право не является «вещью в себе»: оно непосредственно зависит от хода политических процессов в стране. А политические процессы могут развиваться нелинейно: революции и войны периодически вмешиваются в ход политической жизни, порождая свою собственную политическую реальность, впоследствии получающую правовую основу. Примерами могут служить революционные потрясения XVIII – XIXвв. во Франции, образование КНР в 1949 г., «исламская революция» в Иране в 1979 г., свержение египетского президента Мохаммеда Мурси в 2013 г. и многое другое. В истории России XXв. тоже существовали подобные примеры: революции 1917 г., распад СССР и политическое противостояние 1993 г. Прерывание легальных государственно-правовых процессов в чрезвычайных ситуациях характерно даже для стран с наиболее устойчивыми политическими системами: так, в Великобритании парламентские выборы не проводились на протяжении обеих мировых войн.
Согласно этому подходу, между легальностью и легитимностью проводится чёткое различие. Легальность – это формальное соответствие закону. Легитимность рассматривается как фактическое признание населением права власти на принятие политических решений. С точки зрения революционеров всех мастей, во время масштабных политических потрясений легитимность ставится выше легальности. Так, Владимир Ленин не нуждался в том, чтобы Временное правительство официально передало власть Совету народных комиссаров. Важнее было то, что столица страны и Второй съезд советов признали эту власть.
Революционные события, внешняя оккупация, «война на уничтожение» между различными ветвями и органами власти приводят к тому, что на практике формально-юридический подход может стать неприменимым к изменениям государственно-правового устройства. Классические правовые трактовки перестают работать. Наступает переходный период, в который государственно-правовая система страны «перезагружается». Инструментами легализации этих изменений могут выступать учредительные собрания или всенародные референдумы. Впоследствии в государственном праве чётко проводится грань между юридической логикой событий, произошедших «до» и «после» политических потрясений.
В соответствии с этим подходом, Виктор Янукович больше не может считаться президентом Украины с 22 февраля 2014 г., когда он реально перестал исполнять обязанности главы государства. Однако этот вывод уже сейчас оспаривается некоторыми политическими силами: так, сегодня президиум парламента Крыма назвал события в Киеве «неконституционным захватом власти». Всё зависит от того, считать ли смену власти на Украине революцией.
Украинская политическая реальность и возможности России
В действиях политиков, которые де-факто пришли к власти в Киеве, наблюдается явное противоречие. В их понимании, власть перешла к ним не по принципу революционной легитимности, а в соответствии с решениями Верховной рады, избранной в 2012 г. Как уже было сказано, ключевые из этих решений противоречат положениям конституции. Если бы Александр Турчинов и Арсений Яценюк открыто называли себя революционными властями, а работа Верховной рады была прекращена, то их позиция была бы более последовательной. В таком случае, необходимо было бы объявить всенародный референдум или созыв учредительного собрания. Пока этого не происходит, новые фактические руководители Украины не могут опираться на юридические аргументы в осуществлении своей власти.
Россия может использовать эту ситуацию в своих внешнеполитических интересах – по примеру политиков ЕС, которые традиционно используют аргумент о необходимости соблюдения «верховенства права» в других государствах. Так, когда парламент Румынии в 2012 г. отстранил от должности президента Траяна Бэсеску, то руководители ЕС приложили все усилия, чтобы не допустить его отставки. Несмотря на то, что на референдуме решение парламентского большинства поддержали 88 % проголосовавших, политическое давление со стороны стран ЕС и США привело к тому, что это решение не вступило в силу по небесспорным юридическим причинам.
Аналогичный подход может применить и Россия. Поскольку решение Верховной рады об отставке Януковича от власти не может считаться законным, а новые украинские власти не спешат объявлять себя революционерами, то Россия получает все возможности для того, чтобы использовать «фактор Януковича» в отношениях с Украиной. Несмотря на то, что Янукович утратил и реальную власть, и авторитет, в определённых обстоятельствах его позиция может использоваться для легализации политических перемен в охваченном волнениями Крыму и (потенциально) в областях Юго-Восточной Украины, находящихся в состоянии политической неопределённости. Также заявления Януковича могут использоваться для того, чтобы нарушить субординацию украинских силовых структур в том случае, если Верховная рада направит их на подавление народных протестов в Крыму. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что «фактор Януковича» может усилить переговорную позицию России в политических контактах с теми фактическими руководителями власти в Киеве, которые опираются на поддержку Верховной рады. Источник: rusrand.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 229
Рейтинг поста:
Солидарен.
Статус: |
Группа: Администраторы
публикации 1143
комментарий 3891
Рейтинг поста:
То, что она в период паузы (выработки плана) не совершила никаких необдуманных поступков – безусловный плюс. Меня даже читатели обвиняли, что я «требовал» действий от России, а потому начал защищать Путина за бездействие. Просто был момент, когда «верстался план» и действий никаких России предпринять не могла. И конечно плюс в том, что пока «верстался» МИДговорил не о чем, войска не поднимались, Янукович молчал. Это плюс. Но ведь есть и минусы. Главное их исправить не повторять.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 229
Рейтинг поста:
Абсолютно с Вами согласен.
Но давайте рассмотрим ситуацию на сегодняшний день.
Первая страница перевернута и каковы итоги "революции": получение власти с сомнительной (не бесспорной) правоспособностью, отсутствующей дееспособностью и перспективой дискредитации власти при скором наступлении финансово-экономического коллапса - раз,
наступающее "похмелье" в умах граждан: восточные - ненавидят, центральные - разочавовываются, западные - начинают сомневаться (после выкрутасов Саши Билого и других примеров нового порядка, которыми уже забит Ютуб) - это два.
Что ещё? А вот, собственно, и всё. То есть, вторая страница майданной истории начинает писаться даже не с "чистого листа", а с минусом. Для России это, соответственно плюс. Ещё один плюс - Россия за прошедшее время не совершила "корявых" движений (потому что она вообще не сделал никаких движений), критику за которые оппоненты могли бы использовать. Критика сама по себе есть, но каждый раз всё глупее и глупее выглядит, так как невозможно убедительно критиковать за ошибки, которых нет. Ну, и третий плюс - в мире уже начинают понимать , что за Россией правда. А в ней сила, брат. (говоря о понимании в мире, я имею ввиду появляющиеся публикации с критикой действий США-ЕС на Украине со стороны западных политилогов и авторитетных лиц)
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 754
Рейтинг поста:
Конечно возникает некоторый когнитивный диссонанс в этом вопросе, то такова жизнь.
Статус: |
Группа: Администраторы
публикации 1143
комментарий 3891
Рейтинг поста:
Приход к власти – вершина айсберга. Если бы все события ограничивались Киевом и ВР то это пол беды. Ротой, расстрелять, захватить и всего делов. Опасны те события что происходят на местах юго-восточных регионов, как они под себя переформатируют местную власть и замыкают потоки (информационные, финансовые, административные), в таких условиях им противостоять тяжело. И даже если вопрос Украины решится на уровне Крым-Севастополь-Россия-войска, то на местном уровне все только начнется и будет большое противостояние.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 94
Рейтинг поста:
Нескажите. Янук по натуре боец. И он еще проявит себя в этом качестве.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 229
Рейтинг поста:
Если считать сам факт прихода к власти, то да. А если к полученным последствиям, то, по-моему, как раз наоборот: неорганизованные вооруженные люди на улицах, погромы, недееспособная власть без перспективы получения дееспособности (не дает Правый сектор), клоунада с назначением министров - прекрасно переформатирует сознание украинцев.
В ноябре 2013 года я разговаривал со своими друзьями в восточной и центральной Украине. "Центральные" в большей степени, "восточные" в меньшей были в эйфории от перспектив евроассоциации и в последущем - от Майдана. И разговаривал с ними вчера. Сознание переформатируовалось на противоположное. Значит, все-таки, не "5+", а как минимум "3-"?
Вторая цель (гражданская) война тоже не достигнута. При чем, я считаю, не без участия России. Добкин с Кернесом "изменились" именно после ночной поездки в России. В Крыму тоже пока получается без провокации военных действий: желание Украины ввести свои войска урегулировано, США тоже заявило, что вводить войска НАТО не намерено (тьфу-тфьу-тьфу, чтобы не сглазить)
Так что, да, хаоса достигли, но не войны. Это тоже "3-". А если учесть, что этот хаос как раз дискредитирует новую власть, Майдан и саму идею цветной революции, то вообще - "2".
Статус: |
Группа: Администраторы
публикации 1143
комментарий 3891
Рейтинг поста:
Никто ведь не говорит, что Янукович перед «стоп-краном» не консультировался с Путиным. Ведь те тайные встречи проходили именно под такой повесткой дня. Сама ситуация, при которой стал единственно возможным выходом «стоп-кран», уже упущение, а в особенности после «торговых войн». Если уже думали его «дергать», то незачем было действиями весна-лето 2013 добавлять 10-15 % сторонников ЕС, из которых 90% ярые русофобы. Потому, вынужденный «стоп-кран» - уже упущение.
Дале по событиям. Да действительно, «стоп-кран» спровоцировал фальстарт «майдана 2015», в какой-то мере, до определенного момента это было удобно и играло на руку действующей власти. Но ведь оппонент не дурак, он быстро перестроился и уже через месяц никто не вспоминал о «фальстарте» и в итоге они завершили операцию по смене власти и хаосу на «5+». Потому о выгоде мы могли говорить только до середины января, в 20-х числах они уже обошли по темпу и не смотрелись фальстартом, поставленные задачи выполняли. А все что происходило после 18-го февраля уже не контролировалось и просчитывалось, инициатива была у оппонента. По-сути, в результате «фальстарта» в определенный момент в сфере влияния России остался только Севастополь и то были столкновения у Рады.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 229
Рейтинг поста:
Позволю себе не согаситься.
Ещё в ноябре 2013-го у меня возникло первое подозрение, что Янукович - реальный игрок, и играет он в паре, в паре с Путиным.
Так, его резкий тормоз ассоциации с ЕС, до этого четыре года рекламируемой в сознании украинцев, - это не что иное как провокация Майдана.
Зачем? Ответ Путина: События на Украине - фальстарт выборов 2015 года. Из этого можно сделать следующие выводы: Путин знал о готовящемся Майдане - Путин готовился к Майдану - Путину выгоден его фальстарт потому что, во-первых, противник начал не до конца подготовленную атаку, а значит она будет слабее, чем могла быть начатая в срок, а во-вторых, этим произведено отрывание Майдана по времени от других готовящихся противником к этому сроку событий, что могло сильно осложинить борьбу.
Вероятно, этим объясняется кажущийся на первый взгляд нелогичный, сумасбродный, без разъяснения причин возбужденному народу отказ Януковича от подписания соглашения об ассоциации.
И с каждым следующим событием и действием/бездействием Януковича это предположение только усиливается. Нет времени для изложения подробного анализа каждого из них на предмет выгоды Путину, остановлюсь лишь на последнем - это факт появления Януковича именно в России. Если бы Янукович не был игроком Путина, но все-таки обратился к нему за помощью, то Путин, конечно же, не отказал бы, но появился бы тогда Янукович в Белоруссии, например,но не в России (вспоминаем 2010 год и Бакиева).
А вот с этим соглашусь, так как Янукович сейчас формально -
А это в настоящий момент очень необходимо России для опоры политического вектора своих действий, ведь формирование его (вектора) только на непризнании новой власти - позиция политически неустойчивая, а строящиеся на ней действия будут менее убедительными.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
В русских народных сказках спасенный в начале сюжета бесполезный, казалось бы, объект, в самом конце иногда играет очень полезную роль
Вы совершенно правы называя Януковича объектом политики. Действительно это объект, а не субъект. А насчет пользы, не знаю. Из дерьма конфету сложно сделать.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 62
Рейтинг поста:
Вспомните, такие же мнения звучали, когда речь шла о Сноудене.
В русских народных сказках спасенный в начале сюжета бесполезный, казалось бы, объект, в самом конце иногда играет очень полезную роль.
Захватывающий квест.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментарий 2971
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 390
Рейтинг поста:
Могло произойти и, вероятно, произошло ровно наоборот. Сначала его никто не поддержал внутри Украины. Просто потому, что на тех, кто мог и должен был его поддержать прикрикнули снаружи. Громко, через СМИ, и тихо. Давление и угрозы началиcь сразу после отказа подписания отсоциацыи.
Силовой вариант разгона одуревшей и обманутой детворы - поражение мгновенное, учитывая, что лояльных, или хотя бы нейтральных(ну, Интер, разве) сми - не было. Были только "патриотические" и "за народ".
Особенно смешно выглядели мальчики и девочки с "хробацького тв", которым давал урок журналистики
Венедиктов(!) с ЭхаМацы.
Так что, я бы не стал торопиться "клеймить" Януковича.
ps/
Мысль о расстановке акцентов кто кого предал мне пришла после обвинения Януковича в предательстве Ефремовым.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментарий 2971
Рейтинг поста:
Его никто не реанимирует, потому что юридически он совсем не труп, а легитимный президент. Легитимность которого подтвердили три подписи европейских представителей 21 февраля. Другое дело, что сами эти представители оказались проститутками, когда радикальные группировки послали их на три буквы. А почему претензии "отвечать за базар" им не предъявляем? Вот и получается, что только Россия, не подписавшая это соглашение, теперь старается решить все вопросы исключительно в правовом поле. Не нравится Янукович - пожалуйста, проводите официальную процедуру импичмента и назначайте внеочередные выборы. Или дожидайтесь 2015 года и он уйдет согласно ВОЛЕ НАРОДА, а не отморозков с майдаунской помойки в центре Киева.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 286
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 1530
Рейтинг поста:
Хорошее словосочетание получилось. Так оно и войдет в историю)))
Я думаю, у Януковича сейчас будет только одна основная обязанность(конечно помимо урегулирования ситуации). Это проведение досрочных законных выборов.
Всему народу Украины, нужно подойди к вопросу своего нового лидера с максимальной ответственностью.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 256
Рейтинг поста: