Выступление народного депутата Вадима Колесниченко Украины с концепцией федеративной реформы на Всеукраинском форуме областных советов Украины и Верховной Рады АРК, который проходит в Ливадийском дворце в г. Ялте.
«Хочу начать словами Михаила Грушевского (Председателя Центральной Рады Украинской Народной республики в 1917-1918 гг.):
«Будет Украинская Республика формально называться федеративной или нет, фактически она все равно должна организовываться как федерация своих фактических республик-громад.
Любое навязывание громадам механической унитарности, принудительных связей будет большой ошибкой, которая приведет только к сопротивлению, реакции, центробежности, или даст основу для новых междоусобиц».
Проблемы взаимоотношений между центром и регионами (центральной и региональной властью), необходимости расширения полномочий органов власти на местах, наполнение местного самоуправления реальным экономическим и финансовым содержанием, а также социальные, языковые, этнические, межконфессиональные отличия все более остро проявляются в современной Украине.
Чрезмерная концентрация государственной власти в руках центральных органов, отсутствие финансовой основы и самостоятельности органов местного самоуправления, крайне низкий уровень привлечения региональных элит в процесс принятия государственных решений на фоне культурных, исторических, экономических и политических отличий между регионами Украины, остается одним из главных дестабилизирующих факторов украинского общества. Народ, который согласно Конституции Украины является единственным источником государственной власти, за годы независимости так и не стал реальным ее субъектом.
Сосредоточив в своих руках огромные полномочия и значительную часть финансовых ресурсов, центральная власть зачастую игнорирует интересы регионов, в первую очередь в тех местах, где проживает большая часть населения страны и производится основная часть национального продукта. Это положение вещей, рано или поздно, приведет к самым печальным последствиям для Украины.
В такой ситуации, на мой взгляд, и по мнению многих моих коллег, возможным вариантом решения этого комплекса может стать децентрализация власти по европейскому образцу и перестройка Украины на федеральных началах. Именно за такое – федеративное устройство Украины – в свое время выступали и известные украинские мыслители: Костомаров, Франко, Драгоманов, Грушевский и другие.
Сегодня в современном мире насчитывается около 30 федеративных государств. Среди них, в частности – Канада, Швейцария, Бельгия, Германия, Австрия, США, ОАЭ, Австралия, Бразилия и другие. При этом федеральные государства производят 80% процентов мирового валового продукта, относятся к наиболее стойким и стабильным государствам стран современности.
Именно в условиях федерального устройства, украинские регионы смогут пользоваться широкими полномочиями в административной, экономической, гуманитарной сферах, которые есть залогом их эффективного развития. Самым главным в этом контексте является то, что упадет цена борьбы за «гетьманскую булаву» – центральную власть в Киеве: должности Президента Украины или министра, статус народного депутата.
К примеру, регионы, в которых сохранилось и развивается производство, недополучают финансирование, в то время как в западных областях фактически на средства жителей индустриальных восточных областей возводятся памятники фашистским пособникам ОУН-УПА, колаборантам присваиваются дополнительные пенсии, помощь и другие льготы; в западных областях принимаются решения про отмену празднования Дня Победы над фашистской Германией – 9 мая, действия Закона Украины «Об основах государственной языковой политики», «О местных государственных администрациях» и так далее.
Федерализация создаст условия для более активного непосредственного участия граждан в управлении делами своей территориальной общины, откроет социальные и политические лифты для молодежи и региональных элит.
В условиях федерализации Украины подавляющая часть налоговых поступлений (от 80% до 100%) будет оставаться в тех регионах, где они собраны. Это, в свою очередь, даст возможность решать на местах наболевшие вопросы ЖКХ, образования, защиты здоровья, культуры, социальной сферы.
Переход к федеральному устройству даст возможность людям в регионах решать на каком языке разговаривать, учить детей, каких обычаев и традиций придерживаться.
При этом, трансформация Украины от унитарной формы устройства государства к федерации может происходить в несколько этапов:
І. Децентрализация – расширение прав и полномочий административно-территориальных единиц (в первую очередь, гуманитарных и социальных), местных органов власти и самоуправления при одновременном сокращении прав и полномочий центральных органов власти, обеспечение финансово-экономической самостоятельности местных общин (реализация этого этапа займет 1-2 года).
ІІ. Регионализация – наделение местных общин дополнительными самоуправленскими функциями, максимальная финансовая автономия регионов – установление четкой ставки отчисления налогов собранных на территории регионов в зависимости от уровня социально-экономического развития, возможностями консолидации межобластных бюджетов, создание межобластных советов и, запуск ими межобластных социально-экономических программ, введение процедуры избрания мировых судей и местных руководителей управлений внутренних дел из числа жителей региона, проведение местных референдумов по этим вопросам (2-3 года).
Реализация этапов Децентрализации и Регионализации не требует внесения изменений в Конституцию Украины, а может быть проведена достаточно быстро путем внесения изменений в законодательство (законы и кодексы). На этих этапах сохраняется существующее административно-территориальное деление.
ІІІ. Федерализация - построение и развитие федерального государства Украины – создание в Украине субъектов федерации (возможно 5-16), проведение референдумов касательно определения названий субъектов федерации.
Учитывая современные границы административных областей и исторические этнокультурные области, экономическое положение субъектов, возможно создать следующие субъекты федерации (земли) Украины:
Крым (включает в себя территорию АР Крым);
Подолье (Винницкая и Хмельницкая обл.);
Причерноморье (Одесская и Николаевская обл.);
Галиччина (Львовская, Тернопольская и Ивано-Франковская обл.);
Приднепровье (Кировоградская и Днепропетровская обл.);
Волынь (Волынская, Ровенская и Житомирская обл.);
Сиверщина (Черниговская и Сумская обл.);
Слобожанина (Харьковская обл.);
Запорожье (Запорожская и Херсонская обл.);
Донеччина (Донецкая обл.);
Закарпатье (Закарпатская обл.);
Буковина (Черновицкая обл.);
Сичеславщина (Днепропетровская и Кировоградская обл.);
Луганщина (Луганская обл.);
Города Киев и Севастополь сохраняют свое отдельный статус и формируют отдельные субъекты федерации.
В каждом субъекте федерации будет избираться путем прямого тайного голосования граждан:
- Глава субъекта федерации, избранный жителями субъекта федерации;
- однопалатный парламент численностью до 90 депутатов избранных по мажоритарной системе;
- 3 представителя в верхнюю палату парламента Украины (Глава субъекта федерации+2 избранных в местном парламенте представителя).
Каждый субъект федерации будет создавать свое правительство (без министров силового блока) путем внесения местным парламентом предложения Главе субъекта федерации.
Местные органы исполнительной власти прекратят существование, а их полномочия будут переданы созданным исполнительным комитетам органов местного самоуправления.
На всеукраинском уровне система власти будет иметь следующую структуру:
- Президент Украины избранный всеми гражданами Украины; - Правительство Украины, сформированное по предложения нижней палаты парламента и Президента (силовой блок); - Двухпалатный парламент: 1. Нижняя палата из избранных всем населением Украины по смешанной системе в количестве 200-250 депутатов (функция законодательной инициативы, бюджетного, валютного и парламентского контроля, формирования коалиции и правительства); 2. Верхняя палата из представителей субъектов федерации (право вето на законопроекты нижней палаты, предложения относительно административно-территориального деления), значительное сокращение количества центрального государственного аппарата.
При этом, в исключительной компетенции федеральных (центральных) органов власти останутся вопросы: внешней политики, обороны, безопасности, федерального налогообложения, кредитно-денежной и банковской систем, гражданства, организации федеральных органов, технологически сложных и опасных отраслей производства (ядерная энергетика, военно-промышленный комплекс, транспорт и так далее) – 4-6 лет. Субъектам федерации будет запрещено поднимать вопрос о возможном выходе из ее состава («жесткая федерация»).
Безусловно, переход Украины от унитарного государства к федерации требует внесения соответствующих изменений в Конституцию Украины и проведение всеукраинского референдума. На сегодняшний день статья 5 Конституции Украины гласит, что Украина – унитарное государство. Поэтому одним из первоочередных заданий ныне действующей Конституционной Ассамблеи при Президенте Украины должны стать наработка и подготовка изменений в Конституцию Украины относительно процесса децентрализации власти, в связи с чем мы сегодня, вместе, можем обратиться к ее руководителю Леониду Кравчуку. В условия хаоса и дезорганизации центральной власти свое слово, считаю, должны сказать местные громады и их руководители – в этом залог целостности и успешности Украины».
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+