Еще в октябре прошлого года Иржи Пеге, известный чешский политик, политолог, бывший советник президента Вацлава Гавела, ныне ректор американского Нью-Йоркского университета в Праге, сказал в интервью Радио Свобода: «В случае подчинения Украины влиянию России и отказа властей от евроинтеграции, может быть вызвано большое возмущение у народа, прежде всего на западе Украины. Это может стать причиной большого народного восстания, подобного Оранжевой революции. В Украине есть целый ряд революционных катализаторов, поэтому не думаю, что Оранжевая революция в Украине была последним революционным событием».
Прогноз Иржи Пеге действительно подтвердился.
Поэтому в студии Радио Свобода снова расспросили Иржи Пеге его о нынешних впечатлениях от Евромайдана в Украине. Ниже мы приводим перевод интервью.
- Я считаю, что то, что происходит в Украине, во-первых, является впечатляющим подъемом гражданского общества. А также думаю, что сейчас безразличная и политически пассивная Западная Европа может с определенной завистью смотреть на то, каким образом гражданское общество в Украине последовательно воюет за свои права и за демократию. Так что эти события для Украины являются важными и позитивными сдвигами. С другой стороны, понятно, что это реакция на уход власти к авторитаризму.
Не сомневаюсь, что то, что происходит в Украине, не является, как некоторые хотят охарактеризовать, противостоянием между Западом и Востоком Украины, или между пророссийской частью сообщества и прозападными силами в государстве. Это скорее борьба гражданского общества с олигархической верхушкой украинского политикума.
- Господин Пеге, многие политики и аналитики отмечают, что события в Украине будут иметь значительные последствия и влияние на западный мир, на Европу, прежде всего. Каким образом это можно трактовать?
- Считаю, что такое влияние этих событий в Украине Европа почувствует. Это касается того, что события, которые происходят здесь, являются своеобразным противостоянием между Евросоюзом и Россией. Если ЕС эту битву за Украину проигрывает, дипломатически или реально, то это будет иметь серьезное влияние на жизнеспособность ЕС и его реальную привлекательность.
С другой стороны, в определенной мере все же получается, что Евросоюз эту битву за Украину выигрывает, потому что даже с позиции Чехии является впечатляющим, как большие массы украинцев протестуют ради того, чтобы быть ближе к Евросоюзу.
Ведь даже если наблюдать за этим из Праги, где среди чехов преобладает сейчас некий цинизм и скептицизм в сторону жизни в составе ЕС, является впечатляющим то, что большие массы украинцев выступают за сближение с ЕС и хотят быть частью европейского сообщества даже ценой своей собственной жизни. Это впечатляет.
Но понятно, что все будет зависеть от последствий этой битвы. Пока Украина ведет борьбу и пытается избежать поглощения Россией. Потому вхождение ее в Евразийский союз, как этого хочет Владимир Путин, будет поражением для Евросоюза.
- На Западе сегодня нарастают призывы к лидерам США и ЕС с требованиями экономического и политического давления на уязвимый в этом плане российский режим Путина с той целью, чтобы не дать Кремлю усилить влияние на Киев, и помочь демократизации Украины. Являются ли, с Вашей точки зрения, оправданными такие шаги Запада?
- Я убежден, что сегодня это уже насущная задача, чтобы Евросоюз усилил давление на Россию, потому что Москва зависима от Европы не только на энергетическом рынке, но и в целом в экономике, своем внутреннем валовом продукте, прибыли предприятий. Поэтому ЕС должен обязательно использовать эти рычаги, т.к. в борьбе за Украину идет речь о далеко идущих последствиях этого противостояния между ЕС и Россией.
Если удастся достичь демократизации власти в Украине, прихода демократического проевропейского режима, то это даст совершенно новую динамику отношениям между ЕС и Россией. Этому мешают попытки России держать Украину под своим контролем.
- Господин Пеге, является ли нынешняя борьба народа в Украине каким-то новым этапом развития общества, когда говорят о проявлениях совершенно нового качества развития гражданского общества, его созревания?
- Считаю, что эти протесты - новый шаг в развитии гражданского общества в Украине. Потому что, например, события Оранжевой революции также были развитием, прогрессом гражданского общества. Но сейчас в Украине речь идет о более широком контексте развития движения, четком стремлении к европейскому направлению развития этого общества. И думаю, что нынешние события важнее по содержанию, чем Оранжевая революция, потому что они уже происходят после того поражения, отступления от демократии и по своему содержанию глубже и качественнее.
Я, конечно, думаю, что правда и то, как говорил когда-то Вацлав Гавел, который считал, что все посткоммунистические страны для того, чтобы стать реальными демократиями, должны пройти через две революции, первую - против коммунизма, а дальше должна быть победа над посткоммунизмом. А то, что видим сейчас в Украине - это и есть вторая революция, направленная именно против посткоммунизма. Это хороший признак, который будет иметь долговременные последствия. Победа украинцев сейчас станет положительным знаком для их будущего.
- Вы видите, что ситуация в этом противостоянии народа и оппозиции против режима Януковича не простая. Противоречия в оппозиции, неоднородность сопротивления, либералы, радикально настроенные силы. Клан Януковича пытается выиграть время. Каким Вы видите развитие этих событий дальше?
- Понятно, что неоднородность оппозиции и протестного движения были и являются проблемами каждой революции. Это мы видели и во время «арабской весны», в Египте, или в настоящее время в Сирии. Видно, что и там оппозиция неоднородна. Но важно то, какие именно силы из той оппозиции победят. Потому что среди умеренных и радикалов выделяется всегда ведущая сила. И важно, опять же, чтобы эта главная протестная сила заставила президента Януковича идти на уступки и выполнить многие из главных требований революции. Чем больше требований будет выполнено сейчас, тем вероятнее, что радикалы потеряются и будут маргинализированы.
С другой стороны, радикалы своими выступлениями помогли главным силам оппозиции, которая за месяцы переговоров не смогла достичь никакого результата. И только на почве проявлений радикализма, насилия с обеих сторон, произошло активное движение к уступкам со стороны режима. Так оно часто и происходит в подобных протестах. Но думаю, что перевесят требования и взгляды главных сил украинской оппозиции.
- Господин Пеге, только что в Польше, в частности, из уст министра иностранных дел Радослава Сикорского прозвучало предложение к Брюсселю, чтобы тот решился именно сейчас четко предложить будущее членство Украины в ЕС. Помогло бы это протестующим и оппозиции?
- Я с этим абсолютно согласен. Поскольку в противостоянии между ЕС и Россией, Москва пошла на более решительные шаги в экономическом плане по Украине и смогла убедить часть украинских граждан, что выгоднее сотрудничать с Россией. Этим пользуется и президент Янукович.
Но, с другой стороны, Евросоюз не является бедным родственником, Европа имеет гораздо больший потенциал и поэтому должна просто показать, что способна легко перевесить существующие российские предложения по Украине. Предложить гораздо больше, и не только денег, но и лучшее будущее для украинского народа. И когда Евросоюз предложит что-то важное для Украины и будет способен это четко продемонстрировать украинскому обществу, то такой шаг будет играть огромную роль в нынешнем выборе Украины.
- Многие наблюдатели и аналитики предупреждают, что Владимир Путин может прибегнуть к радикальным шагам в Украине наподобие грузинского сценария 2008 и ввести российские войска, например на Донбасс, в Крым. Есть ли у подобных планов Кремля реальные шансы в Украине?
- Понятно, что такая угроза существует. Но многое будет зависеть от позиции ЕС и Североатлантического альянса. Как именно они отнесутся к возможной российской интервенции в Украину. Ибо ясно, что Путин в случае невозможности поглотить и контролировать всю Украину, будет пытаться закрепиться хотя бы на части ее территорий: на Донбассе, в Крыму.
Здесь большую роль играют так называемые рычаги влияния, противовеса, которые могут использовать в такой ситуации США и НАТО, а также нужно дать понять России, что такой сценарий недопустим. Или же давать понять ей, что при определенных обстоятельствах они готовы согласиться на подобное разделение Украины.
- Господин Пеге, Ваш прогноз в октябре прошлого года по взрыву массового недовольства в Украине вследствие отказа власти Януковича от евроинтеграции оправдался. Каковы ваши предположения относительно возможного хода событий в Украине в ближайшее время?
- Мой прогноз таков. Как мне кажется, эти события в Украине пойдут в демократическом направлении, включая достижение важнейшего требования оппозиции о досрочных президентских выборах. Но я не решаюсь со стопроцентной гарантией это утверждать, потому что в ближайшие дни много будет зависеть от позиции США и Европейского союза.
Также чувствую, что Россия будет ожидать завершения зимней Олимпиады в Сочи. И до ее окончания ни к каким радикальным шагам в Украине прибегать не будет. Но если до завершения Олимпиады в Сочи, ситуация в Киеве не будет каким-то образом решена, то боюсь, что может дойти до каких-то радикальных действий со стороны России, когда Путин не будет уже бояться какого-то бойкота Олимпиады. То есть речь идет о факторе времени. Думаю, что данная ситуация в Украине будет решена в течение ближайших месяцев и определит развитие в регионе на много лет вперед.
Интервью провел: Василий Зилгалов, Радио Свобода. Перевод: ПрессОрг. Редакция может не разделять точку зрения автора переводной статьи. Фото: Радио Свобода. Источник: pressorg24.com.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 22
Рейтинг поста: