О последствиях неподписания Соглашения об ассоциации с ЕС и о причинах «Евромайдана» в интервью «Мир и Мы» рассказывает Ростислав Владимирович Ищенко, политолог, президент Центра системного анализа и прогнозирования.
— Что, на Ваш взгляд, сыграло большую роль в неподписании Соглашения об ассоциации — самостоятельное решение украинской власти или дипломатические усилия, которые прикладывала в этом направлении Россия?
И одно, и другое сыграло свою роль. Потому, что Янукович и его команда были уверены, что РФ никогда не введет санкции, но она их ввела. С другой стороны они были уверены, что ЕС компенсирует им потери на внутреннем рынке, а еще и денег даст. И, в конце концов, узнали, что не компенсирует и не даст. И перед ними встал вопрос, что делать после подписания Соглашения об ассоциации, если денег у них нет. Внешняя торговля рушится, внутреннее производство тоже, а ЕС им ничем помогать не собирается. И тогда они остановили подписание.
— Последующие события, которые мы сейчас наблюдаем — эскалация конфликта, агрессивные толпы на улицах — является ли это хорошо разработанной стратегией со стороны Запада, которая специально была выработана на случай неподписания Соглашения об ассоциации?
Думаю, что это исходит не только и не столько от западных сил. Хотя здесь наверно и не обошлось без отмашки Запада. Но все эти провокации, весь этот всплеск активности был бы невозможен без поддержки бандеровского лобби в Партии регионов. Нам всем прекрасно известно, что тех же самых фашистов подкармливал Левочкин. И известно, что провокацию на Майдане по разгону малочисленных остатков митингующих организовал именно он. В данной ситуации, как бы там ни хотел Запад, но без поддержки предателей внутри Партии регионов и в самом президентском окружении этого достичь было бы невозможно. Другое дело, что сам президент виноват, что окружил себя предателями.
— Кто на Ваш взгляд является инициатором этой провокации — ночного разгона митингующих «Беркутом», который повлек за собой значительную активизацию протестной активности?
Президента на этот момент не было в стране. Николаю Яновичу Азарову не пришло бы в голову среди ночи отдавать приказ о разгоне малочисленной манифестации на Майдане. Тем более что эти митингующие сами собирались оттуда расходиться — в этом не было никакой необходимости. Министр внутренних дел Захарченко тоже не бросился бы сам их разгонять. Из тех людей, которые могли отдать приказ, и которые на это моментально отреагировали, поддержали весь этот дополнительный «слет» Майдана «засветился» только Левочкин и его команда в Партии регионов. Известно, что он всегда был главным евроинтегратором среди регионалов и бегал за инструкциями в американское посольство чаще, чем это делала оппозиция.
— Какова конечная цель этих акций? Является ли этой целью свержение действующей власти?
Дело в том что после того как Украина отказалась подписать соглашение в Вильнюсе, окно возможностей, когда оно еще может быть подписано заканчивается в феврале. Понятно, что без устранения Януковича и без немедленного устранения действующей власти подписать это соглашение до конца февраля нет никакой возможности — Янукович будет настаивать на длительных переговорах с Евросоюзом. ЕС не сможет да конца февраля «прокрутить» все свои процедуры для того, чтобы все-таки удовлетворить Януковича и выдать ему деньги. Но, кроме того, ЕС и не хочет давать деньги и компенсировать украинские потери. Цель Е. С. была в том, чтобы свое благополучие строить за счет Украины, а не в том, чтобы поддерживать ее благополучие.
Следовательно, Янукович является камнем преткновения и его необходимо убрать или заставить подписать соглашение. Но после этого все равно убрать. Таким образом, необходимо переформатировать парламентское большинство под давлением улицы, необходимо поменять под этим давлением правительство. Янукович может быть оставлен до февраля, чтобы он подписал соглашение, а потом, как они того требуют, президента необходимо будет переизбрать.
Ну, а если это не получится, то сейчас надо его быстро свергнуть в течение одной-двух недель для того, чтобы успеть легитимировать до февраля новую власть. И чтобы уже эта власть смогла от имени Украины в феврале подписать Соглашение об ассоциации.
Поэтому происходит быстрое развитие всех этих событий, наблюдается агрессивность толпы, стремление оппозиции как можно быстрее свергнуть действующую власть. Поэтому основная проблема у них не просто смена власти, а то, что необходимо это успеть сделать до февраля и обеспечить подписание Соглашения об ассоциации. Если они не успевают это сделать, то тогда весь этот «балаган» с точки зрения Запада ни к чему. В этом смысле для них нет разницы, будет ли президентом Янукович или Кличко, Яценюк или Тягнибок.
— В этой ситуации будет ли оказываться действующей власти и Януковичу дальнейшая поддержка со стороны России?
Конечно, Россия давно не в восторге от Виктора Федоровича, который с упорством, достойным лучшего применения, все время пытался подписать Соглашение об ассоциации, рассказывая, что он самый главный евроинтегратор. Сейчас, если Янукович будет жестко защищать свою власть, например, введет чрезвычайное положение, начнет аресты оппозиционеров за попытку государственного переворота — в таком случае со стороны России возможна его моральная и материальная поддержка. Потому, что ей некуда деваться — свержение Януковича приведет к тому, что весь российский успех в Вильнюсе будет умножен на ноль.
— Останется ли для Запада актуальным вопрос освобождения Юлия Тимошенко? Рассматривается ли она, как наиболее приемлемый лидер оппозиции?
Сейчас главный вопрос для Запада — подписание Соглашения об ассоциации. Это единственно, что надо сделать срочно до февраля. При этом вопрос по Тимошенко теряет свою значимость. Даже если Тимошенко погибнет от рук «преступного режима», но соглашение об ассоциации будет подписано — Запад будет доволен. Если Тимошенко станет президентом, но Соглашение об ассоциации не будет подписано — Запад будет крайне недоволен. Источник: worldandwe.com.
Рейтинг публикации:
|