Междоусобные войны в высших эшелонах власти, драки в парламентах сегодня никого в мире не удивляют. Но то, что творится в этом плане у нас, просто ошарашивает. Подобного, говорит обыватель, еще свет не видывал. И ошибается. Нечто подобное уже было. Вот как описывается в "Истории одного города" Михаила Салтыкова-Щедрина быт племен, некогда населявших наши земли. Кстати, отличающийся от того, что пишут о первой во вселенной цивилизации — трипольской, зато весьма похожий на нашу — современную: "Ни вероисповедания, ни образа правления эти племена не имели, заменив все сие тем, что постоянно враждовали между собою. Заключали союзы, объявляли войны, мирились, клялись друг другу в дружбе и верности, когда же лгали, то прибавляли "да будет мне стыдно" и были наперед уверены, что "стыд глаза не выест".
Ну чем не наша правящая элита и наш парламент? Побуждения высших должностных лиц тоже подчас поразительно напоминают щедринских героев. Маниакальное стремление нашего гаранта Конституции расправиться с восточным соседом, а также со всем русским в Украине, переквалификация предателей в героев, празднование шведских и татарских "побед" над Московией, обвинение россиян во всех трагических событиях прошлого, притом что украинцев в верхах власти в трагические и героические годы было столько же, сколько и русских, стремление устранить из памяти людей все, что было с ними и их предками, что связывает их с прошлым и что им дорого, — все эти потуги весьма напоминают градоначальника Угрюм-Бурчеева. Как щедринский градоначальник рушил семьи обывателей и создавал новые, по единому казарменному образцу, согласно росту и телосложению, так и наш гарант отменяет братские связи восточнославянских народов и назначает украинцам новых друзей и братьев. В своем возбужденном сознании он рисует себе оловянных солдатиков, одетых в форму НАТО и марширующих под оркестры Альянса. О таком сознании Щедрин пишет: "Однажды возбужденное, оно сбрасывает с себя всякое иго действительности и начинает рисовать своему обладателю самое грандиозное. Погасить солнце, просверлить в земле дыру, через которую можно было бы наблюдать за тем, что делается в аду...". Нечто похожее рисует нашему гаранту его, тоже крайне возбужденное, воображение. Перекрыть, чтобы насолить восточному соседу, газовую трубу в Европу и посмотреть, что из этого получится, подстрекнуть грузинского приятеля к войне против России, напичкать его украинским вооружением, запретить без спроса передвигаться российскому флоту в Севастополе и опять посмотреть, что получится. Вытеснить язык и культуру, с давних времен родные для половины населения страны, призвав эту половину даже не думать на своем родном языке, отгородить страну от русской и мировой культуры и опять посмотреть, что выйдет. Подговорить несмышленышей к уничтожению старых памятников и затеять сооружение новых, поражающих своей бессмысленностью, безвкусицей, несоразмерностью с окружающей архитектурой и ландшафтом. И миллионными затратами — вместо вложений в строительство метрополитена или иных полезных объектов. Нечто подобное творил и щедринский градоначальник — он решил до основания разрушить старый город, вытравить всякое воспоминание о нем и построить другой на новом месте. Соорудить новый по собственному плану, а все, что касается старого и всей прежней жизни, всю прежнюю историю начисто устранить из памяти горожан. Градоначальник "...порешил однажды, что старая жизнь безвозвратно канула в вечность и что, следовательно, незачем и тревожить этот хлам, который не имеет никакого отношения к будущему". Запрудив реку и узрев огромную массу воды, Угрюм-Бурчеев стал было строить планы создания собственного флота, но тут плотина рухнула, и река продолжила свой путь. Так и наш гарант решил преградить путь в Украину русской и мировой культуре, путь к единению восточнославянских народов, с их общей православной верой и общей историей. Все эти сумасбродные планы тоже рухнут, но сколько бед они до того принесут! Какой повлекут материальный ущерб! Хуже того — сколько еще искалечат душ — ущерб невозместимый! У Щедрина градоначальник наконец изнемог под бременем своих сумасбродных идей. И тут, как пишет автор, "...обруганные и уничтоженные глуповцы после долгого перерыва в первый раз вздохнули свободно. Они взглянули друг на друга — и вдруг устыдились. Они не понимали, что именно произошло вокруг них... Была ли у них история, были ли в этой истории моменты, когда они имели возможность проявить свою самостоятельность? — ничего они не помнили... И все это глушило, грызло, рвало зубами — во имя чего?". Читаешь и думаешь: а что мы можем вспомнить за последние два десятка лет? Разрушенные и разворованные цеха заводов, остовы бывших животноводческих ферм, умирающие села, доходящий до абсурда дерибан земли, бесквартирные офицеры, обкрадываемые воровитыми снабженцами солдаты, лишенные материальной базы для исследований ученые, прозябающие на нищенской зарплате врачи и учителя, школьники, вынужденные изучать гуманитарные предметы по нелепым учебникам, телевидение, загруженное глупейшими денежными играми и прерывающее бесконечной рекламой всякую нормальную передачу, и нескончаемое вранье с трибун. А с другой стороны, бессмысленная и пошлая роскошь элиты, чьи доходы совершенно не соответствуют вкладу в создание общественного богатства страны. Кто из преуспевших "настоящих хозяев" создал свое богатство трудом у станка или в поле, врачеванием больных или обучением детей, открытиями в науке и технике, охраной общественного порядка? Кто из них повторил подвиг Генри Форда или Билла Гейтса? Только выкачка ресурсов общества, то есть неоплаченной части чужого труда, через проценты на капитал и игру на бирже. А на просторах бывшего Союза — еще и захват в частные руки собственности, ставшей "ничейной". И на каждом шагу — дыры в бюджете, потрясающая нехватка средств ни на необходимые инвестиции в экономику, ни на содержание непроизводственной сферы, предельно запущенные коммунальное хозяйство и экологическая безопасность. И при всем этом — сокрытые за железным занавесом коммерческой и банковской тайны и перекачиваемые за рубеж непомерные доходы отдельных лиц и групп. Очнемся ли и мы, как в конце концов очнулись щедринские обыватели? Ведь и нами 20 лет правили персонажи, сплошь и рядом демонстрирующие черты глуповских градоначальников. Например, предшественник нашего нынешнего гаранта, взойдя на престол, первым делом торжественно пообещал расправиться с мафией, а вместо этого расправился с государственной собственностью. Весьма напомнив другого щедринского градоначальника, виконта Дю-Шарио, который "однажды... начал объяснять глуповцам права человека, но, к счастью, кончил тем, что объяснил права Бурбонов. В другой раз он начал с того, что убеждал обывателей уверовать в богиню Разума, а кончил тем, что просил признать непогрешимость папы". Об этом же градоначальнике щедринский летописец пишет, что виконт, бывало, летал по воздуху. В это трудно поверить, хотя и ныне не обходится без чудес. Рассказывали о человеке, который рядовым попав в начале войны в плен, летал из одного лагеря в другой, за время полетов пристрастился к хорошему кофе и окончил войну в офицерском звании. Так что нельзя напрочь отметать и рассказы о летающем градоначальнике… А вообще, тем, что наши правители своими деяниями столь напоминают щедринских персонажей, мы обязаны сделанному около двух десятков лет назад выбору. Логика этого выбора заставляет вспомнить историю славного племени головотяпов, впоследствии основавших город Глупов. Племя нашло, что нельзя ему быть без князя. Выискался вор-новотор, взявшийся найти головотяпам достойного князя, и нашел. Привел племя к князю. "Володеть я вами желаю, — сказал князь... будете вы мне платить дани многие... у кого овца ярку принесет, овцу на меня отпиши, а ярку себе оставь; у кого грош случится, тот разломи его начетверо; одну часть мне отдай, другую мне же, третью опять мне, а четвертую себе оставь". Точно так же мы решили, что власть Советов, общенародная собственность на средства производства — это неэффективно, и отдали средства производства, а значит, и власть "настоящим хозяевам", как когда-то отдали себя князю, и теперь к ним, к "настоящим хозяевам" потекли прибыли от работы предприятий. Сказать правду, кое-кто из этих хозяев временами не чуждается и благотворительности. Однако публика была немало удивлена, узнав, что многие из этих благотворителей, владельцы заводов, имеют задолженность перед рабочими по зарплате, ни в какое сравнение не идущую с размером благотворительности. И здесь тоже подходы знакомы из истории — первый жест такой благотворительности сделал князь, приказавший "...обнести послов водкою, да одарить по пирогу, да по платку алому, и, обложив данями многими, отпустил от себя с честию". Все устремления племени головотяпов поразительно напоминают наш "бросок" к либеральной экономике, только нас вели к ней три богатыря Беловежья, а тогда, в древности, управился один вор-новотор. Но логика ведомых — совершенно та же. Осознаем ли мы, достойные потомки славного племени, что править нами будут те же щедринские градоначальники, если не уразумеем, что пока средства производства, финансово-банковская система находятся в руках кучки олигархов, которым мы за ваучеры отдали все это, отказавшись и от контроля над тем, как эти средства производства используются, и от контроля над финансово-банковской системой, олигархат будет и дальше приводить к власти все тех же персонажи. Они ему нужны именно такие, а не иные. Победа того или иного клана, той или иной буржуазной партии ничего не решит. Ничто не изменится, пока народ не установит контроль над предприятиями и финансово-банковской системой, а, значит, и над властью. Практически этого можно достичь только максимальным присутствием представителей левых сил во всех органах власти. В противном случае — будем и дальше поражаться сходством наших правителей со щедринскими персонажами, но исправить ничего не сможем.
Николай Богданов инвалид Великой Отечественной войны (Киев)
Источник: versii.com.
Рейтинг публикации:
|