...От которых сильно попахивает «национальным душком». Ургант неудачно порубил петрушку, дворник из Чернигова заворачивала листья в желто-синюю тряпку, Henkel рекламирует желто-синее чистящее средство для унитазов. Вот так и живем – каждую неделю новая «проблема».
Такие «национал-абсурдистские» темы, выражаясь журналистским сленгом, «заходят», и на них тотчас слетаются красноречивые политики, жаждущие защитить честь Украины и наказать обидчиков. В результате довольны абсолютно все, ибо у всех сторон «конфликта» растет (уже немного отдает фрейдизмом, не так ли?) рейтинг.
Если вдуматься, реакция украинских политиков попросту абсурдна, ведь создает лишнюю рекламу и идет только на пользу некорректно пошутившему шоумену или креативному «туалетному утенку».
Планы нациков насчет Ивана Урганта так и не изменились
Первая модель объяснения, которая приходит на ум, сводится к следующему: Владимир Арьев, Игорь Мирошниченко, Владимир Яворивский и прочие дельцы от политики являются классическими политическими предпринимателями, эксплуатирующими патриотические чувства слабонервных избирателей.
Если удобный повод долго не подворачивается, его необходимо создать: например, депутат Арьев решил обматерить русскоговорящую кассиршу в супермаркете, а его коллега Мирошниченко специально освоил новые каналы коммуникации, чтобы через Facebook раскрыть все тайны о части своих соотечественников (см. «тупоголовой москальне»). (Нардеп Арьев считает, что не разговаривать по-украински – это хамство. АУДИО)
Вот только если рассматривать депутатов как рациональных и прагматичных «хомо экономикус», нельзя не оценить издержки такого поведения. А они заметно превалируют: Мирошниченко за свой долгий язык уже включен авторитетным Центром Симона Визенталя в список главных антисемитов мира и является на пару с Олегом Тягныбоком «персоной нон грата» в США.
Личико «Свободы». Как говорится, не дай, Боже...
И это все происходит в то время, когда «Свобода» пытается выходить на «новые рынки», а ее лидер проникся президентскими амбициями. Регулярные выходки Мирошниченко имеют мало общего с «умеренным трендом» партии, а посему – несмотря на свою харизму, одиозный политик может оказаться за бортом партийного списка (как это произошло в 2012 году с Арьевым и Яворивским, которым пришлось самостоятельно искать себе спонсоров для прохождения в парламент по «мажоритарке»).
Подобная модель поведения практически лишает политика возможности маневра (исключительно важной в отечественном контексте), возможности выхода за пределы и без того переполненной узкой электоральной ниши. Таким образом,
издержки «национал-абсурдизма» все же выше потенциальных выигрышей – в чем же тогда дело? Что если изначальное предположение о прагматичности и «целерациональности» депутатов было неверным? Вдруг мы считаем «национал-абсурдистов» умелыми манипуляторами, рационально мыслящими прагматичными субъектами, а на самом деле перед нами жертвы? Жертвы комплекса неполноценности, переросшего в болезненный невроз...
Известный всем «алтарь «Свободы». Тот еще «алтарь»...
Жертвы Фрейда. Украинцам как народу достаточно давно ставили неутешительный диагноз – «комплекс меншовартості» (мол, мовы цураемся и все такое). Пожалуй, отчасти это верно – иначе многим нашим соотечественникам не приходился бы по вкусу образ жертвы, а искусственно созданные скандалы на почве «оскорбления национальных чувств» не вызывали бы такой резонанс.
Австрийский психоаналитик Альфред Адлер подчеркивал, что если комплекс неполноценности не преодолевается в детстве или юношестве, он непременно приводит к возникновению неврозов.
Иногда комплекс неполноценности проявляется внешне в комплексе превосходства – в хвастовстве и высокомерии. Столь болезненная реакция на всякую, по-другому и не скажешь, ерунду (неудачную шутку, человеческую глупость или простое совпадение) – явный симптом невроза.
Вероятно, и объяснение поведению «национал-абсурдистов» может быть найдено не столько в целерациональной логике рынка, сколько в категориях психоанализа. И это были бы исключительно их проблемы, если бы не негативные последствия от спланированной раскрутки в информационном пространстве «национально-болезненных тем».
Почувствуйте разницу...
Во-первых, усугубляется и без того
обостренное чувство неполноценности у наиболее ранимых в «патриотическом» плане сограждан. Как следствие – тема вызывает или многократно усиливает у них же агрессию, разжигает межнациональную нетерпимость.
Во-вторых, отвлекает
всеобщее внимание от реальных проблем в экономике, социальной и культурной сферах, политике. В этом смысле раскалывающий «национал-абсурдизм», безусловно, выгоден власти.
В-третьих, обесценивается и искажается
то «интимно-гражданское», что могло бы быть названо «подлинным патриотизмом» (а ведь людей, считающих себя патриотами, в стране подавляющее большинство). Происходит сведение глубокой психоэмоциональной связи гражданина с отечеством к набору опошляемых псевдоскандалами атрибутов, происходит формализация патриотизма (одним словом – «шароваризация»).
И все гораздо серьезнее, чем может показаться...
Выписки из истории болезни. Психоаналитики выделяют несколько основных симптомов болезненного невроза, возникающего вследствие непреодоленного комплекса неполноценности:
1. Высокая чувствительность к стрессам – на незначительное стрессовое событие люди реагируют отчаянием или агрессией.
2. Проблемы в общении.
3. Неадекватная самооценка: занижение или завышение.
4. Тревожность – частое переживание чувства тревоги, страха, «тревожного ожидания чего-то», фобии, возможны панические атаки, паническое расстройство.
5. Зацикленность на психотравмирующей ситуации.
6. Обидчивость, ранимость, плаксивость.
7. Раздражительность.
Проверим нашу гипотезу о комплексе неполноценности как основном мотиве поведения «национал-абсурдистов» на примере одного журналиста, эволюционировавшего в народного депутата, и его «истории болезни».
Уже с 2006 года, после неудачной попытки ввоза в Украину марихуаны, у объекта все сильнее стал проявляться симптом №4. Объект убежден, что за ним установлена слежка и его преследуют. Проявляющиеся симптомы паранойи заметно усилились накануне выборов 2012 года: объект настойчиво выражает уверенность в существовании
заговора спецслужб против него. У объекта наблюдаются симптомы №4 (тревожность) и №3 (завышенная самооценка).
Непосредственно за месяц до выборов состояние объекта резко ухудшилось. Прилагается документ, в котором он на правах народного депутата осуждает депутата Киевсовета за установление в нескольких дворах лавочек желто-синего цвета, из-за чего «громадяни не вважають для себе можливим сідати на лавку, яка забарвлена національними кольорами, це ображає їхні патріотичні відчуття».
«Письмо от чмо», так охарактеризовал эту «эпистулу» один знакомый...
К симптомам №3 и №4 добавляются №1, №2 и №7. Считаем целесообразным направить документ на криптологическую экспертизу – анализ того, что объект считает своей подписью, может помочь составить более полную картину заболевания.
В 2013 году состояние объекта остается критическим: эпизод с русскоговорящей кассиршей засвидетельствовал, что проявившиеся симптомы №№ 2, 3, 6 и 7 прогрессируют. Необходимо срочно проводить лечение, предварительно установив изначальную психотравматическую ситуацию. Пока не стало слишком поздно...
Take it easy. Проблема украинской «национальной оппозиции» – в ее абсурдности: быть может, у ее представителей действительно
«патріотичні відчуття», а не
«почуття», вот они и ощущают что-то неразборчивое, с завидным постоянством выставляя себя на посмешище.
Украинизация на марше...
Разумеется, речь не идет обо всех и каждом – как и в любом сообществе в среде национал-патриотов вполне могут оказаться здравомыслящие и искренние люди. Могут оказаться...
Альфред Адлер говорил, что великие люди добивались своих успехов в процессе преодоления собственных комплексов неполноценности. Уверен, что
Украина может стать великой европейской страной, а украинцы – подлинно европейским народом, если поборют свой комплекс неполноценности и будут относиться к себе с долей самоиронии.
«Inpress.ua» P.S. От редактора Владимира Скачко: А еще нацики обидчивы и в соцсетях. Как только им что-то не нравится, они начинают активничать, нервничать, суетиться и пытаются жалобами и нытьем в адрес администраторов «забанить» неугодного. И нередко у них это получается. Так, например, особую ярость у них вызывает журналист Максим Равреба. Его они банят с регулярностью и настойчивостью, однозначно достойными лучшего применения.
И вот обратная реакция, которая может сильно повредить психо-эмоциональному состоянию «пациентов» – они больше всего боятся смеха, он их угнетает, так как лишает возвышающего их (по их же мнению) пафоса того дурацкого дела, коим они заняты, – защиты «нэньки» в то время, когда на нее никто не нападает. Это самообман, самонавеивание, аутотренинг страшно закомплексованных людишек. Это как борьба с Ку-клукс-кланом на Вологодчине, где «пытоми» (то есть естественно происходящие оттуда и проживающие там же) негры отродясь не водились. Или как активное дрыганье ногами в предоргазменном экстазе, когда половой акт вообще не осуществляется. С ними...
Борьба за Максима Равребу идет полным ходом...
Нацики даже не чувствуют, что в таком самообманом состоянии они становятся обидчивыми, ранимыми, уязвимыми и... необычайно, извините, тупыми. Такими тупыми, что их даже не жалко. Они и так IQ не блещут, а некоторые так и вообще ментально не догадываются, что это такое, а тут еще и сами подставляются. Но, с другой стороны, как говорится, и поделом им. По пасти – и кость...
Харьковский поэт Андрей Дмитриев в «Фейсбуке» обнародовал этот стих:
Стоп Равреба
(Песня о непорочной блокаде в «ФБ»)
Нехер делать – писать на потребу
Уходящего жалкого дня.
Но обидеть Максима Равребу –
Все равно что обидеть меня.
Неприятности нашего века:
Можно вырубить воду и газ;
Деликатного, блять, человека
Заблокировать можно на раз!
Настучала какая-то
Или Содель (который кобель),
И Равребу теперь от «Фейсбука»
Отлучили на пару недель.
На суде и в парламентском зале,
Вообще в обстановке любой
Грантососы реально зассали,
Не решились тягаться с тобой.
Мы не сменим мечи на орала.
Мы не станем прилежно молчать.
Что, ребята, очко заиграло
На вопросы его отвечать?..
И ликует циничное кодло,
Что Равребу убрали с пути…
Это мерзко, и низко, и подло!
Цукерберг это, как ни крути!
Нет Равребы в «ФБ» – нет проблемы?
Отчего вы, ребята, так злы?
Лигачевы, притулы, найемы…
Долбоебы, бараны, ослы…
Плач в «Фейсбуке» ли, слухи в народе ль
(Без игрушки остался барчук!), –
Как мудаг, улыбается Содель
И рэгочет, как бл...ь, Сницарчук.
У «Фейсбука» – заминка и ступор.
Скалит зубы стукач, идиот,
Стопцензурщик, неумный неупер…
Как расплата – Равреба придет!