На Украине — очередной «евроинтеграционный» скандал. 30 сентября руководители церквей и религиозных организаций Украины выступили с заявлением в поддержку «европейского» внешнеполитического вектора развития республики. К удивлению многих, под обращением наряду с подписями главы Украинской греко-католической церкви и главы раскольников из т.н. «Киевского патриархата» стоит подпись главы канонической Украинской православной церкви Московского Патриархата митрополита Владимира (Сабодана). Несколько дней в адрес УПЦ раздавались отдельные возмущенные комментарии, а 4 октября стало известно, что против главы церкви выступил один из монастырей Украины.
В документе, обнародованном 30 сентября, отмечается следующее: «Исторически так сложилось, что с давних времен украинский народ был частью европейского цивилизационного пространства. В связи с Европой, ее духовной, культурной, образовательной, правовой традиции строилась наша общественная и государственная жизнь… Сейчас Украина стоит перед выбором пути своего дальнейшего развития. По нашему мнению, будущее Украины природно обусловлено нашими историческими корнями — быть независимым государством в кругу свободных европейских народов».
Вместе с тем представители церквей убеждены, что «европейский» выбор не является и не может считаться противопоставлением Украины нашему историческом соседу — России — «ведь её государственность, история и культура тоже тесно связаны с Европой». Подписанты петиции выражают надежду, что «русский народ и государство будут признавать и уважать право Украины, как независимого государства, выбирать свой путь в будущее — так же, как Украина признает и уважает независимость и суверенитет Российской Федерации».
Для полного понимания ситуации надо сказать несколько слов о том, как вообще устроен институт церкви на Украине.
Украинская православная церковь Московского патриархата — православная церковь на Украине в составе Русской православной церкви. Согласно уставу РПЦ, имеет статус самоуправляемой и обладает правами широкой автономии, состоит в каноническом общении со всеми поместными православными церквями. Предстоятель УПЦ избирается украинским епископатом и благословляется патриархом Московским и всея Руси, является членом Священного Синода РПЦ. Украинский епископат участвует в Архиерейских и Поместных Соборах РПЦ, в выборах Патриарха Московского и всея Руси. Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) является главой УПЦ с 1992 года.
Параллельно функционирует т.н. «Киевский патриархат» — неканоническая церковь, претендующая на статус поместной автокефальной православной церкви, которая на сегодняшний день не признана ни одной из канонических православных церквей. Идеологи «Киевского патриахата» возводят его историю к Киевской митрополии, находившейся в юрисдикции Константинопольской Церкви, отрицая законность её перехода (передачи) под юрисдикцию Московского патриарха в 1686 году.
Согласно результатам опроса, обнародованного в 2011 году, около половины (46%) жителей Украины на тот момент считали себя прихожанами Украинской православной церкви Московского патриархата, менее четверти (22%) — верующими «Киевского патриархата». Согласно данным того же исследования, почти 10% жителей Украины — греко-католики, около 3% — протестанты, по 2% — католики и мусульмане. К Украинской автокефальной православной церкви принадлежат 1% жителей страны, менее 1% — члены нетрадиционных религиозных движений. Также этот опрос показал, что больше всего верующих людей (96%) проживает в западных областях Украины, на востоке страны удельный вес верующих среди всего населения составляет 71%, в центре — 73%, на юге — 78%. Меньше всего верующих среди жителей Киева — 69%, больше всего — среди сельских жителей (84%).
Чтобы понять отношения канонической церкви и «Киевского патриархата»: при подготовке к празднованию 1025-летия Крещения Руси, которое проходило этим летом, глава РПЦ Кирилл уведомил Киев, что его не будет на тех торжественных мероприятиях, где появится глава раскольников Филарет (чем поставил украинские власти, позволившие Филарету войти в оргкомитет подготовки мероприятия, в весьма специфическое положение). Но и внутри самой УПЦ Московского патриархата ситуация весьма неоднородна — там есть «пророссийское» крыло, а есть достаточно высокопоставленные священники, ратующие за максимальный отрыв от РПЦ и России в целом, и образовании на базе Московского и Киевского патриархатов единой поместной церкви Украины.
В пятницу стало известно об обращении монахов и насельников Свято-Успенского монастыря, находящегося в Донецкой области, в связи с поддержкой главы УПЦ «евроинтеграционного» заявления. В целом подписанты — общим числом более 200 человек — вполне удачно резюмируют претензии, которые выдвинули митрополиту Владимиру за последние несколько дней отдельные общественные и политические деятели.
«Этот документ не должен вводить в заблуждение украинских граждан. Изложенные в нем соображения ни в коей мере не являются выражением позиции УПЦ МП относительно евроинтеграции, однако они отражают личную гражданскую позицию митрополита Владимира, которую он разделяет с представителями раскольнических, сектантских, инославных и нехристианских религиозных объединений", — говорится в обращении монахов и насельников Свято-Успенского монастыря. Сближение с Европой, по мнению авторов документа, приведет к «воинственной пропаганде половых извращений и растлению детей». Вместо евроинтеграции авторы письма предлагают «строить свою общественную и государственную жизнь в неразрывном братском единстве с русским и белорусским народами».
30 сентября, после обнародования «евроинтеграционного» заявления, делегация глав и представителей Церквей и религиозных организаций прибыла в Брюссель. Согласно официальной информации, в течение трёх дней религиозные деятели Украины проводили встречи с высокопоставленными лицами Европейского парламента, представителями институтов Евросоюза, представительств государств — членов ЕС, экспертами и религиозными деятелями, которые постоянно взаимодействуют со структурами ЕС.
Стороны обсуждали актуальные вопросы межрелигиозного диалога и роли религиозных организаций в Евросоюзе, а также текущую ситуацию на Украине и её «долгосрочные европерспективы». Обращает на себя внимание тот факт «Киевский патриархат» и Украинская греко-католическая церковь были представлены на самом высшем уровне, а Московский патриархат — протоиереем Ростиславом Снигиревым, ученым секретарём Киевской духовной академии и семинарии УПЦ.
Вот что заявили в Брюсселе гости из Украины.
Филарет: «Мы хотим, чтобы через ассоциацию Украины и ЕС наше государство утвердилось на демократическом пути. Многое уже сделано, а то, что еще нужно сделать, я уверен, что будет сделано с помощью Европы».
Глава УГКЦ Святослав (Шевчук) подчеркнул, что Украина является европейской по духу: «Сделано много, поэтому мы просим Европу — не оставляйте Украину в этот важный момент нашей истории».
Муфтий Духовного управления мусульман Украины шейх Ахмед Тамим: «Украина является страной, где мусульмане живут веками. Мы живем в мире и согласии, мы сотрудничаем — и хотим, чтобы так было и во всей Европе, чтобы не было места экстремизму и агрессии, чтобы мусульманские и другие религиозные лозунги не использовались для распространения зла».
Как можно видеть, наряду с прочими в борьбе за Украину Брюссель разыгрывает и религиозную карту, не стесняясь на самом высоком уровне принимать главу «Киевского патриархата» — образования, ещё раз напомню, не признанного ни одной из канонических православных церквей. Можно не сомневаться, что ЕС поддержит стратегический курс на создание поместной церкви, полностью оторванной от РПЦ. Хотя этот процесс и не будет быстрым, но он практически необратим. Власти Украины, любые — будь то Ющенко, Янукович или победитель президентских выборов-2015 — разумеется, полностью поддержат полный отрыв церкви от Москвы, как поддержал в свое время образование «Киевского патриархата» Леонид Кравчук. При этом в самой канонической церкви нет единой жёсткой антиевропейской позиции, с такой риторикой выступают лишь несколько представителей УПЦ, например, Одесский митрополит Агафангел. Очень многое будет зависеть от того, кто заменит Владимира на посту главы УПЦ. Может ли как-то вмешаться в ситуацию Москва?
Глава РПЦ Кирилл посещает Украину несколько раз в год и общается большей частью с народом — и это, наверное, лучшее, что можно сделать сейчас.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 294
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Чтобы внедрить в стране свою идеологию противник вначале осуществляет замену высшего и среднего сословия жречества (идеологов нации, в т.ч. духовенства) посредством разнообразных доступных средств - от физического устранения и запугивания до подкупа. Затем это обновленное жречество по указке хозяев дискредитирует действующую в окормляемом обществе идеологию, вызывая недовольство паствы. А это уже почва к нестабильности (в головах смута) и обеспечению поворота национальной идеи к новому вектору развития.
Так Владимир перед крещением Руси, обеспечил дискретизацию ведической идеи, подтолкнув волхвов-предателей к проведению человеческих жертвоприношений, чем вызвал смуту в обществе, на фоне которой и привнес "любвиобильное" учение "греческой веры" (так называлось в то время христианство на Руси).