ЕС и Украина: ассоциация или колонизация?
Заключение «Соглашения об ассоциации» между Украиной и Европейским союзом трактуется сторонниками евроинтеграции как высшее достижение государства за время его независимости. Уже второй год политики держат население страны в благоговейном предвкушении этого эпохального события, призванного стать одновременно и апофеозом украинской внешней политики, и отправной точкой к близкому, очень близкому процветанию сильной, свободной и независимой Украины.
Каким образом сайту «Главком» стал доступен парафированный текст Соглашения о сотрудничестве между Европейским союзом и государствами-членами с одной стороны и Украиной с другой стороны», неизвестно, но ознакомиться с документом на английском языке может каждый (1).
Суть Соглашения
Среди эпитетов Соглашения имеется и «всеобъемлющее». Это действительно так. Переговорщики постарались охватить на 257 страницах собственно договора как можно более широкий круг вопросов. Начиная с объединяющих стороны принципов, заканчивая фито-санитарным контролем, условиями труда моряков, экологией и правилами предоставления почтовых услуг. В 486 статьях и полусотне приложений к ним (общий объём документа – 906 страниц) в различной степени подробности оговаривается, каким образом будут выстроены взаимоотношения Украины и ЕС во всех этих областях.
Целями заключения Соглашения, как утверждается в документе, являются:
- продвижение постепенного восстановления отношений между сторонами, основанных на общих ценностях и близких связях, ассоциация Украины в вопросах политики ЕС и участие в программах и агентствах;
- создание основы для расширенного политического диалога во всех областях взаимного интереса;
- продвижение, сохранение и углубление мира и стабильности в региональных и международных измерениях;
- создание условий для расширения торговых отношений, приводящих к постепенной интеграции Украины на внутренние рынки ЕС;
- расширение сотрудничества в области правосудия, свобод и безопасности;
- создание условий для более тесного сотрудничества в других областях взаимного интереса.
Достичь этих целей предлагается путём политического диалога, осуществления экономических реформ, упрощения условий для взаимной торговли и сближением законодательства Украины с законодательством Евросоюза.
Надгосударственные органы
Политический диалог, согласно документу и вопреки Конституции Украины, запрещающей передавать часть суверенитета надгосударственным структурам, должны обеспечить несколько вновь создаваемых надгосударственных органов, как работающих постоянно, так и собирающихся не реже одного раза в год.
Высшим органом Ассоциации должны стать ежегодные встречи на высшем уровне, на которых будут решаться важнейшие политические и стратегические вопросы сотрудничества. На уровне соответствующих направлений будет действовать Совет Ассоциации, состоящий из попеременно председательствующих министров Украины, представителей Совета Евросоюза и представителей Еврокомиссии. Совет Ассоциации создаёт собственные вспомогательные органы, комитеты Ассоциации, которым могут передаваться и определённые властные функции. В состав комитетов будут входить представители тех же сторон, только рангом пониже.
В качестве органа, наделённого рекомендательными полномочиями, планируется создание Парламентского комитета Ассоциации, состоящего из депутатов Европарламента и Верховной Рады. Ещё один орган с рекомендательными полномочиями, Платформа Гражданского общества, объединит членов вполне официального Европейского комитета по экономическим и социальным вопросам (EESC) и «представителей гражданского общества Украины». Что за особи такие, «представители гражданского общества Украины», кто их избирает или назначает, в Соглашении нет ни полунамёка.
Впрочем, в документе, где в мельчайших подробностях расписаны, например, процедуры фито-санитарного контроля или аудита нарушителей финансовой дисциплины, вообще нет ни слова ни о регламенте работы надгосударственных органов, ни о механизме принятия ими решений, ни о представительских квотах в эти органы. Однако сам факт численного превосходства представителей ЕС в органах, наделённых реальными властными полномочиями (встречи на высшем уровне, Совет и комитеты Ассоциации) даёт понять, что голос Украины на их заседаниях будет в лучшем случае выслушиваться, но никак не влиять на принимаемые решения. Учитывая же, что им, согласно Соглашению, предоставлены полномочия даже закрывать промышленные предприятия на территории Украины (но не на территории Евросоюза!), о равноправии не может быть и речи.
Евроинтеграция – это учёт и контроль
Перефразированный лозунг Ленина о социализме как нельзя лучше отражает прописанный в документе механизм взаимоотношений между сторонами. При этом Украине досталось беспрекословное исполнение всех требований, прописанных в Соглашении, а Евросоюз контролирует её шаги и выносит решения: в полной мере исполнены данные требования или нет. Причём оспорить выводы «европейских братьев» украинская сторона не имеет права, что открытым текстом указано в Статье 475: «Согласованная рекомендация, как указано в параграфе 4 этой Статьи, представленная Совету Ассоциации, или отказ предоставить такую рекомендацию, не должны оспаривать урегулирование, как определено в РАЗДЕЛЕIV: ТОРГОВЛЯ И СВЯЗАННЫЕ С ТОРГОВЛЕЙ ВОПРОСЫ этого соглашения. Решение, принятое соответствующим установленным органом или отказ принять решение, не должны оспариваться».
Если в советское время невыполняющих план наказывали рублём, то в случае невыполнения Украиной (о ЕС – ни слова) шагов, намеченных в Соглашении, до их исполнения замораживаются дальнейшие действия по открытию европейских рынков. А то и накладываются штрафные санкции в виде повышенных таможенных пошлин или ограничения квот на поставку украинских товаров в Европу.
Упомянутые шаги – это не просто внесение изменений в украинском законодательстве, а ещё и внедрение этих изменений в практику. То есть ироничная поговорка «суровость украинских законов компенсируется необязательностью их исполнения» в случае с ЕС не «прокатит». В Соглашении чётко прописано: «Украина должна гарантировать, что в конце соответствующего периода времени, ее законодательство будет полностью совместимо с принятыми юридическими актами ЕС». Гарантировать! Вопреки Конституции. За неисполнение – см. выше.
Держать и не пущать
Огромный раздел Соглашения посвящён совершенно неприметной для обычных граждан сфере – стандартам. Казалось бы, что тут такого? Жили когда-то при ГОСТах, теперь – при отечественных стандартах, и никого это не касается. Увы, но так только кажется! Украинские стандарты по-прежнему базируются на старых советских и заменяются новыми по мере необходимости вместе с изменениями жизни. Чаще всего – почти идентичными, но переведёнными с русского языка на украинский. Соглашение же требует перехода на весь корпус действующих стандартов ЕС. А это – более двадцати тысяч стандартов, касающихся всех, буквально всех сфер не только производства, оказания услуг, но и повседневной жизни. Всего, что нас окружает. От длины и материала гвоздей до характеристик атомных электростанций, от высоты размещения дорожных знаков до процедуры принятия градостроительных планов, от организации запуска космических ракет до технологии переработки коровьего навоза.
Пункт 8 Статьи 56 Соглашения гласит: «Украина должна имплементировать корпус европейских стандартов (EN) в качестве национальных стандартов, включая согласованные европейские стандарты, использование которых необходимо привести в соответствии с законодательством, перечисленным в Приложении III к этому Соглашению». Срок исполнения – 4-5 лет.
Кто-то восхищённо заявит, что через 4-5 лет Украина превратится в государство с европейским качеством жизни. Не превратится! Изменение стандартов – это изменение инструментов контроля за их исполнением. Строго определённых по маркам, классам точности и перечню. Сертифицированных по европейским стандартам. Это просто колоссальные денежные затраты на новые лаборатории, контролирующие всё, что производит, пьёт, ест, видит, чем дышит, по чему ходит, ездит и плавает, среди чего существует Украина. Это десятки миллиардов евро вложений, которые необходимо изыскать в тощем бюджете страны.
Для чего это делается, можно понять из буквально следующего предложения той же Статьи: «Одновременно с такой имплементацией Украина должна отозвать противоречащие им (европейским стандартам. – А.Г.) национальные стандарты, включая применяемые как межгосударственные стандарты в Украине (GOST/ГОСТ), принятые до 1992». То есть Украина должна прекратить производство продукции для бывших советских республик, пользующихся ею из-за того, что она соответствует общим стандартам. И прекратить импорт продукции из бывшего СССР, поскольку она не будет соответствовать новым украинским стандартам.
Завершает Пункт 8 Статьи 56 Соглашения фраза, передающая суть этой реформы: «Кроме того, Украина должна выполнить другие условия для членства, в соответствии с требованиями, применимыми к полноправным членам европейских Организаций Стандартизации». И это притом, что беря на себя обязательства, применяемые к полноправным членам европейских Организаций Стандартизации, Украина не будет обладать в этих организациях возможностью защищать свои национальные интересы в вопросах стандартизации. То есть Соглашением ей отведена роль бессловесного исполнителя чужой воли.
Под чужую дудку
Роль Украины в Соглашении об ассоциации прописана буквально в каждом Разделе и Главе. Вот типичная формулировка Статьи «Сближение», завершающей все эти Разделы и Главы: «Украина должна приближать свое законодательство и практику с принципами законодательства ЕС. Список избранного законодательства ЕС включен в Приложение №…» Перечень документов, подлежащих беспрекословному исполнению Украиной (с графиками их включения в украинское национальное законодательство) составляет почти триста девяносто наименований не только решений Европарламента, но и директив Еврокомиссии. То есть украинская сторона подписывается под тем, что подзаконные акты технического органа, никем в Европе не избираемого и не несущего никакой политической ответственности за принимаемые решения, после подписания Соглашения становятся выше украинских законов.
Данное положение касается не только действующих, но и будущих документов: «Как только новый или исправленный законодательный акт ЕС будет добавлен к соответствующему Приложению, Украина должна имплементировать его в свою внутреннюю правовую систему и исполнять в соответствии со Статьей 2 (1) и (2) этого Приложения». Причём санкции за отказ это исполнить весьма жёсткие: «Если, несмотря на применение Статьи 5 (2), (3) и (5) этого Приложения, согласие относительно добавления нового или исправленного законодательства ЕС к Приложениям не может быть достигнуто спустя 3 месяца после уведомления Торгового Комитета, Европейский союз может принять решение о приостановке предоставления доступа к внутреннему рынку в затронутом секторе».
Если будущие члены ЕС из Восточной Европы исполняли то же самое, имея твёрдые гарантии принятия в Евросоюз, то о приёме в это межгосударственное объединение Украины речь не идёт. А поскольку добровольное самоистязание отказом от собственного законодательства графиками сближения Соглашения рассчитано на десять лет, то раньше данного срока вопрос о получении статуса хотя бы ассоциированного членства Украины в ЕС ставиться не будет. Причём из смысла Соглашения следует, что указанные сроки можно считать всего лишь первой фазой сближения.
Подробности Соглашения будут рассмотрены в последующих статьях. Пока же можно констатировать, что переговорная группа на переговорах с ЕС совершила немыслимое. Точнее, не подчиняющееся ни здравому смыслу, ни Основному Закону: добровольно, без всякого принуждения отказалась от суверенитета Украины.
Документ же, в котором одна сторона наделяется только правами без каких-либо обязательств, а другая – только обязательствами без каких-либо прав и под страхом наказания обязуется жить по чужим законам и правилам, не может называться «Соглашением о сотрудничестве». Его правильное название – «Акт о признании Украиной колониальной зависимости от Евросоюза».
1 http://glavcom.ua/pub/2012_11_19_EU_Ukraine_Association_Agreement_English.pdf Источник: webkamerton.ru.
Рейтинг публикации:
|