Вчера, 21 августа, советник президента России Сергей Глазьев, отвечающий за евразийскую экономическую интеграцию, заявил о возможной отмене режима свободной торговли с Украиной. «Изучением этого вопроса уже занимается Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК)», – сказал он в интервью «Вестям». Такой, по словам советника Путина, может быть реакция на подписание Украиной соглашения об ассоциации с ЕС – межведомственное согласование проекта соглашения представители Украины и Евросоюза завершили 20 августа.
Если угрозы Глазьева будут реализованы, это может стоить украинской экономике до 1,2% ВВП в год. Но позитивный эффект от создания зоны свободной торговли (ЗСТ) с ЕС перекроет эти потери, полагают украинские экономисты.
Как мы считали?
Сегодня между Украиной и Россией действует режим свободной торговли. Это значит, что при ввозе в Россию подавляющего большинства украинских товаров они облагаются нулевой импортной пошлиной (и наоборот). Условия для ввоза товаров в Россию из других стран – не имеющих с ней зон свободной торговли – куда жестче. Размер средневзвешенной импортной ставки России для стран-членов ВТО в 2011 году – 9,4%, говорится на сайте этой организации (последние доступные данные).
Российское агентство «Прайм» со ссылкой на Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) пишет, что даже в случае изменения таможенного режима с Украиной условия для торговли с ней будут не хуже, чем с другими странами – членами ВТО. То есть размер импортной пошлины для украинских товаров будет составлять в среднем те же 9,4%.
В прошлом году Украина поставила соседям товаров на $17,6 млрд. Если допустить, что сегодня все 100% украинской продукции в Россию поставляются по нулевой ставке, то, разорви Россия договор о зоне свободной торговли с Украиной, размер импортных пошлин, уплаченных с отечественных товаров в российский бюджет, составил бы $1,65 млрд (чтобы не поднимать цены и не потерять долю рынка, украинским компаниям придется взять эти расходы на себя). Это – около 0,9% ВВП Украины за прошлый год.
Этим потери могут не ограничиться. Из трех стран Таможенного союза сегодня членом ВТО является лишь Россия. Но если она решит повысить импортные пошлины на продукцию из Украины до уровня ВТО – и убедит в своей правоте Минск и Астану, – на тот же уровень поднять пошлины для украинских товаров должны будут и Белоруссия с Казахстаном. А это дополнительные потери – $211,6 млн и $231,2 млн соответственно.
«Конечно, это очень грубый расчет. Но суть детального моделирования изменений в торговых режимах – та же: расчет того, как при изменении размеров пошлин на различные группы товаров поменяется стоимость поставок и их доля на рынках», – отмечает директор «CASE-Украина» Дмитрий Боярчук. К тому же есть факторы, указывающие, что потери украинской экономики могут быть существенно меньше.
Во-первых, беспошлинно в Россию продаются далеко не все товары, указывает директор экономической программы Украинского института публичной политики Ильдар Газизуллин. По его оценкам, под различные изъятия и ограничения из зоны свободной торговли с Россией подпадают около 18% украинских товаров. «С учетом этого средневзвешенная ставка импортной пошлины будет выше нуля – около 1-2%», – подчеркивает Газизуллин. В таком случае негативный эффект для экономики Украины будет в пределах 1% ВВП в год.
Во-вторых, эффект выхода Украины из ЗСТ с Таможенным союзом зависит от альтернативных рынков, напоминает Боярчук. Чем быстрее украинские производители смогут переориентировать свои поставки на другие страны, тем меньшими будут потери для экономики.
Несколько лет назад отчет на ту же тему опубликовал Институт экономических исследований и политических консультаций. Его подсчеты по влиянию на украинскую экономику выхода России из ЗСТ дали схожие результаты, отмечает специалист по международной торговле института Вероника Мовчан.
Представитель Украины в ЕЭК Виктор Суслов утверждает, что покидать зону свободной торговли с Украиной Таможенный союз не собирается. Советник президента России Сергей Глазьев известен своими радикальными заявлениями в отношениях двух стран.
Но даже если Глазьев прав, оценки того, насколько критичными будут потери для экономики, в Украине и России разнятся. В Администрации президента России негатив для украинской экономики от ассоциированного членства в ЕС оценивают в 1,13% ВВП к 2015 году, и в 1,56% ВВП – к 2020-му. Согласно подсчетам Института экономических исследований и политических консультаций, эффект для Украины от создания зоны свободной торговли с ЕС, напротив, будет положительным. И в случае создания глубокой и всеохватывающей ЗСТ (о котором договорились Киев с ЕС) дополнительный прирост ВВП в среднесрочной перспективе в Украине составит около 4% ВВП – за счет увеличения доступа украинских товаров на крупнейший рынок мира, улучшения доступа на рынки третьих стран, улучшения инвестиционного климата и т.д. «Это с лихвой перекроет потери, которые мы понесем в случае подобного шага России [выхода из ЗСТ с Украиной]», – считает Мовчан.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 33
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 427
Рейтинг поста:
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 266
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Администраторы
публикации 1143
комментарий 3891
Рейтинг поста:
Советник президента России Сергей Глазьев, отвечающий за евразийскую экономическую интеграцию, заявил о возможной отмене режима свободной торговли с Украиной. Изучением этого вопроса уже занимается Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Такой, по словам советника Путина, может быть реакция на подписание Украиной соглашения об ассоциации с ЕС. Если прогнозы Глазьева будут реализованы, это может стоить украинской экономике до 1,2% ВВП в год! Но позитивный эффект от создания зоны свободной торговли (ЗСТ) с ЕС перекроет эти потери, полагают украинские экономисты…
Удивляет непрофессионализм украинских экономистов! Если следовать их логике, то подняв цену товара на двадцать процентов, продавец теряет двадцать процентов рынка, подняв на пятьдесят процентов, – теряет пятьдесят процентов. О том, как планировать долю рынка в зависимости от цены, знают даже студенты-первокурсники. В другом случае, журналисты вместе с экономистами отнимают убыток украинских поставщиков от введения Россией пошлин от ВВП – и получают новый ВВП.
Глупость полная и дремучая, а может, и преступная! Вот, например, продукция украинских сельхозпроизводителей в среднем, после уплаты пошлины европейскими поставщиками в России, получается на четыре процента дешевле. Очевидно, что при уплате украинцами такой же пошлины как платят европейцы, в среднем 9,4% украинцы получают в России цену на шесть процентов выше, чем их конкуренты, и практически полностью теряют рынок.
Нашим производителям невозможно конкурировать на равных с европейцами, у которых очень дешевые деньги (кредиты), есть всевозможные дотации. Такая же ситуация будет и по другим товарным позициям… Для того, чтобы точно посчитать потери нашего экспорта в случае выхода Украины из договора о свободной торговле, надо считать по каждой товарной группе отдельно. Но уже сейчас понятно, что из восемнадцати миллиардов долларов оборота по России и пяти миллиардов по Беларуси и Казахстану наши потери в целом по странам Таможенного союза (ТС) могут лежать в диапазоне между пятнадцатью и двадцатью миллиардами. Это значит, что при таком сценарии сальдо внешней торговли уменьшится на такую же сумму…
В результате, безусловно, курс гривны удержать не получится. Закроются те предприятия, которые выпускают продукцию для стран ТС. Если после развала СССР закрылось около половины предприятий, работавших до развала, то после выхода из зоны свободной торговли со странами ТС из оставшейся половины может остаться еще половина. Уменьшатся, соответственно, в этой же пропорции и платежи в бюджет. А это значит, надо будет или сократить в два раза количество бюджетников, или уменьшить им заработную плату в два раза!
При открытии Польшей своих рынков Евросоюзу Польше списались долги в размере шестнадцать миллиардов долларов, при этом падение производства достигло на первом этапе тридцать восьми процентов! Причем Польша-то вступала в Европейский Союз, то есть с минусами получала и плюсы. А Украина получит только минусы. Причем как минусы от открытия рынков ЕС, так и минусы от закрытия рынков стран ТС.
http://tsarov.com.ua/integraciya-v-evrosoyuz-lozh-ili-zabluzhdenie-ukrainskix-ek
onomistov/