Меморандум «ни о чем»
«Я тебя поцелую. Потом. Если захочешь…»
Страна в статусе журналиста
Процесс «углубления сотрудничества» Украины с Таможенным союзом (а иные представители украинской власти употребляют в контексте отношений с ТС и слово «интеграция») мне напоминает недавние «антифашистские» мероприятия «регионалов»: шуму много, а толку ноль.
Согласно социологическим опросам, около половины украинских граждан поддерживают присоединение Украины к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана. Скажем, в ходе исследования, проведенного Киевским международным институтом социологии в конце февраля – начале марта с.г., 41% респондентов высказались за немедленное вступление в ТС и ЕЭП, 39% — за подписание договора о политической ассоциации с ЕС, включая ЗСТ Украина-ЕС (19% не определились).
Несколько ранее, 21 февраля, DW-Trend опубликовал результаты своего опроса: 50% украинцев поддерживают присоединение Украины к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана.
Не секрет, где сосредоточена основная масса сторонников интеграции в ТС и ЕЭП – на юго-востоке Украины, т.е. в базовых электоральных регионах ПР и Виктора Януковича, которому совсем скоро предстоит поход за вторым президентским сроком.
Чего только ни придумывал официальный Киев, чтобы обзавестись каким- либо документом, который можно было бы предъявить избирателям в качестве «свидетельства об интеграции с Таможенным союзом».
То предлагали Москве формулу «3+1», хотя в таком формате с ТС по факту, без всяких дополнительных соглашений, сотрудничает любая страна, в т. ч. и Украина. Не получилось.
То вышли с идеей созданий зоны свободной торговли Украина — ТС. Хотя такая ЗСТ – между Украиной и странами Таможенного союза — и так существует: зона свободной торговли СНГ, участниками которой являются как Россия, Казахстан, Белоруссия (т.е. все страны ТС), так и Украина. Создать подобный гибрид — ЗСТ внутри ЗСТ — тоже не получилось.
Тогда родился вариант «интеграции» как получения «статуса наблюдателя» при ТС. Эту «интеграционную» новацию «2000» не раз комментировали, характеризуя ее как очередной политтехнологический трюк, направленный на введение в заблуждение пророссийски ориентированного избирателя Украины. В Москве, к слову сказать, расшифровали данную затею украинской власти точно так же.
Так, 18 апреля с.г. в ходе парламентских слушаний в Госдуме РФ советник президента России Сергей Глазьев высказался против предоставления Украине некоего специального статуса при Таможенном союзе. Выступая перед депутатами ГД РФ, он отметил, что идею интеграции с Россией поддерживает большинство граждан Украины, однако политическая элита ориентирована на европейский вектор интеграции. «В этой связи создание промежуточных форм, что было предложено Януковичем в свое время, «3 +1» — это рискованный ход, который позволит нашим оппонентам камуфлировать их отказ от участия в интеграции», — сказал Сергей Юрьевич. И добавил, что разного рода «статусы», которыми хочет обозначить свое пребывание при ТС официальный Киев, есть не что иное, как попытка успокоить общественное мнение, но на самом деле будет «проходить дезинтеграция» (УНИАН).
В таком же ключе прокомментировал «интеграционные» идеи власти в интервью «2000» и лидер Компартии – единственной парламентской политической силы Украины, выступающей за полноценную интеграцию нашей страны в Таможенный союз: «Все эти эрзацы, разные там формулы «3+1» никоим образом не могут служить заменой полноценного членства в Таможенном союзе. Никакой статус наблюдателя не предоставит Украине преференций, доступных членам ТС, как и не даст возможность участвовать в принятии решений Евразийской экономической комиссии… Речь идет о том, чтобы создать видимость интеграции с Россией и странами Таможенного союза. Именно, подчеркиваю, видимость. Это политтехнологические трюки — все эти «3+1», «статус наблюдателя»… Власти, не исполняющей предвыборные обязательства перед своими избирателями, требуется выстроить эдакую интеграционную потемкинскую деревню. Перед президентскими выборами 2015 г., а возможно, и досрочными парламентскими выборами, проведение которых тоже не исключается. Это очередной обман прежде всего жителей юго-востока, где наиболее сильны идеи восстановления связей с Россией» («2000», №17 (652) 26 апреля — 2 мая 2013 г.).
Но кроме внутриполитических целей, очевидно, преследуются и внешнеполитические. Украинская власть стремится подписать в этом году соглашение о политической ассоциации с Евросоюзом. Брюссель выдвигает ряд требований, неприемлемых для официального Киева, в частности – освобождение Тимошенко. «Сближение с ТС» выступает инструментом для оказания давления на Европу – чтобы та снизила порог требований. Дескать, у Украины есть поле интеграционного маневра.
Права должны сочетаться с обязательствами
Планы в отношении статуса наблюдателя украинская власть строила более чем амбициозные. Например, премьер Азаров неоднократно озвучивал тезис, что Украина получит чуть ли не право голоса в Евразийской экономической комиссии.
«Мы ведем переговоры о таком формате сотрудничества, при котором Украина станет наблюдателем при Таможенном союзе», — рассказывал Николай Янович 19 апреля на пресс-конференции для украинских СМИ. Говоря о сотрудничестве в формате наблюдателя, премьер указывал: «это значит, что наш представитель будет участвовать в принятии решений с правом совещательного голоса. Он не будет участвовать в принятии самого решения, но будет высказывать позицию Украины». «Мы не будем поставлены перед фактом, Украина будет знать о любой инициативе с момента ее озвучивания», — подчеркивал премьер. Если же решение, принятое Таможенным союзом, «будет задевать наши интересы, мы сможем корректировать решения», — высказывал уверенность г-н Азаров.
Как видим, запросы у Киева были немалые: без членства в ТС влиять на принятие решений в данной организации, пусть даже с правом совещательного голоса. Но ведь и последнее означает, что позицию Украины должны были бы учитывать. С другой стороны, Киев претендовал на то, чтобы быть в курсе любых инициатив, разрабатываемых внутри руководящих структур ТС, да еще и иметь возможность их корректировать!
После выступления Николая Азарова еще тогда возникал вопрос: какие обязательства готов был взять на себя Киев в обмен на те права, на которые он претендовал при структурах ТС?
Скажем, украинское правительство готово было бы пригласить представителя ТС, который имел бы право совещательного голоса при разработке решений Кабинета Министров Украины? Да еще и смог бы вносить в эти решения те или иные коррективы, если они будут задевать интересы Таможенного союза? Что же до информированности относительно внутренней документации ТС, так и у Таможенного союза наверняка есть интерес ко многим украинским «инициативам». Скажем, готов бы был Киев ознакомить представителей ТС с соглашениями, готовящимися к подписанию с Евросоюзом?.. Но ни о чем подобном высокопоставленные украинские чиновники даже не заикались.
Николай Янович так уверовал в получение «статуса наблюдателя» с вышеозначенным набором полномочий, что однажды по своей давней традиции не перепрыгнув говорить «оп» (вспомним его многочисленные заявления о том, что газовый контракт будет пересмотрен «в ближайшее время»), даже объявил о достижении соответствующих договоренностей с ТС.
23 апреля на встрече с представителями иностранных СМИ украинский премьер заявил, что Украина договорилась с Таможенным союзом о статусе наблюдателя в этой организации: «уже решение принято, и речь идет о технических формулировках». «Мы будем наблюдателями в Таможенном союзе, мы будем иметь представительство при Евразийской экономической комиссии, соответственно, руководитель представительства получит возможность участвовать в заседании коллегии Евразийского союза, принимать участие в подготовке документов, но он не обладает правом голоса», — сказал г-н Азаров.
В тот же день Николая Яновича поправили устами замглавы Минэкономразвития РФ Алексея Лихачева: окончательного решения о наделении Украины статусом наблюдателя в Евразийской экономической комиссии еще не принято. «Действительно, украинская сторона подготовила и направила нам проект меморандума о присвоении Украине статуса наблюдателя при ЕЭК... Этот документ мы действительно получили, и сейчас идут переговоры и в двустороннем формате… Но от этого вопрос решенным не является», — сказал г-н Лихачев. Как мы теперь знаем, Украина и по сей день не получила никакого статуса наблюдателя ни при какой структуре Таможенного союза.
Интересно сформулировал ожидания Киева министр экономического развития и торговли Игорь Прасолов, заявивший 27 мая на брифинге в Кабмине: «Украина должна войти в Евразийскую экономическую комиссию с правом на участие в разработке решений, которые выносятся на совет, в том числе и на наивысший экономический совет, возглавляемый президентами стран-членов Таможенного союза».
А, скажем, в Еврокомиссию не пробовали войти на таких же условиях – «с правом на участие в разработке решений»? Такие претензии тем более резонны в ситуации, когда Украина продолжает декларировать приоритет европейского интеграционного выбора. Вопрос, конечно, интересный.
Накануне подписания меморандума между Украиной и ТС обратило на себя внимание и заявление заместителя министра экономики Валерия Мунтияна в интервью британской телерадиокорпорации ВВС от 28 мая. По его словам, Украина готова не то что углубить сотрудничество, но даже и присоединиться к Таможенному союзу. Но предварительно Россия должна дать согласие на доступ Украины к трубопроводам «Газпрома» для транспортировки среднеазиатского газа.
«Для Украины это очень важно, потому что это позволяет диверсифицировать наши источники поступления газа. Страны Азии эту идею поддерживают и сейчас все упирается в то, чтобы Россия согласилась. Но у российской украинской сторон есть понимание, что достижение договоренности именно в этой сфере является знаковым», — сказал Мунтиян. Он напомнил, что положение о свободном взаимном доступе стран СНГ к трубопрводным системам друг друга для транзита энергоносителей по инициативе Украины было зафиксировано в подписанном и ратифицированном договоре о свободной торговле между странами СНГ. «Да, для нас это знаковая сделка. Ведь если мы не можем договориться с Россией о том, что уже прописано в договоре о свободной торговле в рамках СНГ, то какой смысл подсчитывать какие-то выгоды от возможного членства Украины в Таможенном союзе или Евразийском экономическом союзе?» — подчеркнул Мунтиян.
При всем уважении к Валерию Ивановичу, нельзя не сказать о нескольких «но» относительно высказанной им позиции. Во-первых, есть известный газовый контракт, согласно которому Украина обязана выбирать определенные объемы российского газа. При этом украинская сторона грубо нарушает указанное положение контракта. Со стороны Москвы предоставить Киеву свободный доступ к среднеазиатскому газу будет означать не что иное, как содействие еще большему нарушению Украиной контрактных обязательств. Что, на мой взгляд, было бы странно и совершенно нелогично.
Во-вторых, чтобы требовать от партнеров строгого соблюдения того, что «прописано в договоре», надо и самому неукоснительно соблюдать договорные обязательства. Чего, повторюсь, Украина не делает.
В-третьих, если бы намерение Украины присоединиться к ТС было искренним, то нет смысла добиваться доступа к среднеазиатским энергоносителям. Ибо — и об этом писал сам Валерий Мунтиян на страницах «2000» — членство в Таможенном союзе означало бы для Украины автоматическое кратное снижение цены на российский газ.
Наконец, нет никаких гарантий, что – исполни Россия это «знаковое» требование Украины – последняя когда-либо вступит в Таможенный союз.
Получение Украиной статуса наблюдателя под большим вопросом
29 мая в ходе заседания президентов Казахстана, России, Белоруссии, Украины и Кыргызстана в Астане было объявлено о поддержке намерения Украины стать наблюдателем при Евразийском экономическом союзе. «Украина выразила намерение получить статус наблюдателя в нашей работе как в Таможенном союзе Единого экономического пространства, и в будущем Евразийского экономического союза... Мы их намерение поддержали и приняли соответствующее решение», — объявил хозяин саммита Нурсултан Назарбаев.
Однако, как выяснилось через два дня, Украине – чтобы заполучить статус наблюдателя — придется пройти определенный путь и выполнить ряд условий.
Ни о каких уступках Украине со стороны России и других стран ТС – как об этом писали некоторые украинские СМИ – и речи не идет. Я бы даже сказал наоборот: Украину обложили рядом обязательств (пусть и декларативного толка), неисполнение которых поставит украинское руководство в неловкое положение перед партнерами из Москвы, Минска и Астаны, а последним даст повод совершенно не учитывать интересы Украины при принятии решений в ТС.
31 мая в Минске во время заседания Совета глав правительств СНГ был подписан Меморандум об углублении взаимодействия между Украиной и Евразийской экономической комиссией. С украинской стороны документ подписал премьер-министр Николай Азаров, со стороны Таможенного союза — Виктор Христенко (глава Евразийской экономической комиссии, являющейся регулирующим органом этой организации).
Ознакомление с текстом документа не оставляет сомнений в том, что Киев не получил ничего из того амбициозного набора «инструментов влияния» на принятие решений в ТС, которые прежде анонсировал премьер-министр Азаров. В лучшем случае Украине предоставлен шанс стать в будущем наблюдателем, и не при Таможенном союзе или Евразийской экономической комиссии, а при Евразийском экономическом союзе – т.е. году эдак в 2015-м.
Итак, согласно меморандуму, Украине «предоставляется возможность» присутствовать «с согласия всех членов» Высшего Евразийского экономического совета «на открытых» заседаниях совета. То же самое (и опять-таки с согласия всех членов совета) – присутствовать «на открытых» заседаниях Совета Евразийской экономической комиссии «без права участия в принятии решений». Кроме того, присутствовать – если поступит приглашение от председателя коллегии Евразийской экономической комиссии на заседаниях данной коллегии – «без права участия в принятии решений».
И никакого «совещательного голоса». Тем более права чего-то «корректировать» в интересах Украины. По сути представитель Украины будет иметь те же возможности, что и журналисты, которые также присутствуют на открытых заседаниях вышеперечисленных структур.
Получила Украина возможность «направлять свои предложения в Евразийскую экономическую комиссию». В принципе, и я могу направлять туда свои предложения. Обязательств рассматривать их (и в какие сроки) и принимать на их основе те или иные решения ЕЭК ни перед мной, ни перед Украиной не имеет.
Теперь Украина «вправе» получать копии документов, принятых Высшим Евразийским экономическим советом и Евразийской экономической комиссией – «за исключением документов, содержащих информацию ограниченного распространения (конфиденциальных и для служебного пользования)». Т.е. только открытых документов – тех, которые все имеющие доступ в интернет могут и так свободно получить.
Представляет интерес п.3 меморандума: «Украина декларирует намерения соблюдать принципы, зафиксированные в документах, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и воздерживаться от действий и заявлений, направленных против интересов Таможенного союза и Единого экономического пространства».
Конечно, это всего лишь декларация намерений Украины. К тому же, как сказано в п.5, данный меморандум «не является международным договором и не создает прав и обязательств, регулируемых международным правом». Т.е. Киев может придерживаться задекларированного выше, а может и не придерживаться (как, кстати, и страны – члены ТС).
Фактически данный меморандум — это документ о назначении для Украины своего рода испытательного срока – Киеву придется подтвердить серьезность своих намерений относительно интеграции (или даже просто углубления сотрудничества) с ТС Единого экономического пространства, а далее и с Евразийским экономическим союзом. При этом из Москвы дали ясно понять – как именно.
Например, премьер-министр Дмитрий Медведев отметил, что теперь Киев не должен предпринимать шагов, идущих в разрез с евразийской интеграцией. «Только что мы стали свидетелями меморандума с Украиной. Это первый шаг, важный шаг, нужный шаг. И мы ему очень рады. Но он может стать и последним шагом, если ничего не делать», — сказал он. Или, если делать не то, что соответствует задекларированным намерениям Украины. По словам Медведева, украинские партнеры «не должны принимать на себя обязательства, которые исключают их участие в Евразийском экономическом пространстве и союзе». «Это должно быть всем ясно, как божий день, если это не произойдет, конечно, мы будем дружить дальше, будем развивать наши двусторонние отношения, но это уже не общий рынок», — подчеркнул российский премьер.
Совершенно очевидно, что подписание соглашения о политической ассоциации с ЕС, включающее в себя зону свободной торговли Украина- ЕС, представляет собой как раз такие обязательства – исключающие участие Украины в Евразийском экономическом пространстве и союзе.
Однако я бы обратил внимание и на то, что в меморандуме Украина задекларировала намерение воздерживаться не только от действий, но и от заявлений, направленных против интересов Таможенного союза и ЕЭП. На мой взгляд, к таковым вполне относятся любые заявления высокопоставленных украинских чиновников о предпочтительности европейской интеграции перед евразийской, рассуждения, о том, что в Европе-де – в отличие от ТС — высокие ценности и стандарты. И т. д. и т. п. Ведь это — диффамация ТС и ЕЭП.
К слову, недавно лидер парламентской фракции ПР Александр Ефремов посетовал в интервью РИА «Новости» (28 мая), что гражданам Украины пока внятно не объяснили преимущества от возможного участия страны в Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана: «Если будет сформировано мнение в обществе, что вступление в ТС будет способствовать улучшению жизни граждан Украины, то проблем особых не будет с этим вопросом». Но кто же не дает «регионалам» вести соответствующую разъяснительную кампанию? Или хотя бы прекратить лепить из Евросоюза эдакий «рай земной».
Однако вернемся к статусу наблюдателя, которого добивался Киев. Как мы писали еще в марте, сразу после озвучивания данной идеи украинским руководством сей статус при ТС Украина получить не может в принципе ввиду отсутствия соответствующей правовой базы: «Что же до статуса наблюдателя в ТС (очевидно, имелось в виду все же получение статуса наблюдателя при Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) — постоянно действующем наднациональном регулирующем органе Таможенного союза и Единого экономического пространства. – С.Л.), то таковой может быть получен только при наличии соответствующей правовой базы. А ее на данный момент нет. Не предусматривается никаких «наблюдателей» хоть при ТС, хоть при ЕЭК. Поэтому наблюдать за работой ТС Украина может разве что издалека» («Потеря российского рынка — это коллапс Украины», «2000», №10(645) 8- -14.03.2013). Создавать подобного толка правовую базу специально для Киева в Таможенном союзе не стали.
Тем более что не так много времени осталось до того момента, когда будет подписан договор о создании Евразийского экономического союза (запланировано на 1 января 2015 г.). И предполагается, что при ЕЭС статус наблюдателя будет предусмотрен. Т. е. если Украина и получит статус наблюдателя, то не ранее 2015 года и только при ЕЭС. Однако…
Однако, судя по всему, на получение такого статуса смогут претендовать только страны, изъявившие желание стать полноценными членами Евразийского экономического союза. В частности, Сергей Глазьев 29 мая заметил: «Мы исходим из того, что, поскольку мы договорились предоставить Украине статус наблюдателя в Евразийском экономическом союзе, который сейчас только формируется, это означает намерение Украины войти в Евразийский экономический союз, потому что статус наблюдателя предоставляется только тем государствам, которые хотят войти в наши интеграционные объединения».
Мне в данной ситуации с предоставлением Украине статуса наблюдателя и условий, которые ей выдвинуты, вспомнился эпизод из к/ф «Здравствуйте, я ваша тетя», а именно фраза: «Я тебя поцелую. Потом. Если захочешь…»
Захочет ли Украина при нынешней власти получить статус наблюдателя при Евразийском экономическом союзе – если он будет предоставляться только тем государствам, которые хотят войти в это интеграционное объединение?.. Мягко говоря, не уверен.
Не успели просохнуть чернила под меморандумом, как украинская власть принялась уверять, что ничего не произошло. В первую очередь, конечно, успокоили Брюссель: «Виктор Янукович проинформировал Жозе Мануэля Баррозу (президент Еврокомиссии — С.Л.) о подписании договоренности об углублении взаимодействия между Украиной и Евразийской экономической комиссией. Он заверил, что эта новая модель сотрудничества между Украиной и Евразийским экономическим союзом не противоречит членству Украины в ВТО (Всемирной торговой организации) и стратегическому курсу на евроинтеграцию путем заключения соглашения об ассоциации и создания углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли с ЕС», — сообщала 1 июня президентская пресс-служба.
Первый замминистра иностранных дел Украины г-н Демченко: «это абсолютно рамочный документ, который говорит о том, что мы начнем подготовку с Евразийской комиссией о юридических основах для нашего статуса наблюдателя, не больше». Правительственный уполномоченный по вопросам европейской интеграции г-н Пятницкий заверил, что «нет никаких сомнений, мы действительно двигаемся к Евросоюзу, к более глубокой с ним интеграции». А советник президента Украины Виктор Зубанов заявил, что подписание Украиной Меморандума «ни о чем не говорит».
Со всеми этими комментариями можно только согласиться.
Даже такие, как г-н Огрызко, кто видит «загрозу» в каких бы то ни было шагах в направлении украинско-российского сближения, и те весьма безразлично отнеслись к подписанному документу. «Вектор Украины не изменился. Потому что все документы, которые подписаны в Астане, если говорить об этом Меморандуме, на самом деле ничего под собой не имеют. Это декларация», — заявил экс-глава МИД в эфире программы «Шустер LIVE».
Таким образом, с подписанием меморандума, по выражению г-на Зубанова, «ни о чем», не приходится говорить: ни о движении Киева в сторону евразийской интеграции, ни о неких выгодах, ни о новых возможностях Украины. При этом можно не сомневаться, что уже в самое ближайшее время Украина нарушит – и действиями, и заявлениями – те позиции, которые задекларировала в меморандуме от 31 мая.
Сергей ЛОЗУНЬКО Источник: 2000.net.ua.
Рейтинг публикации:
|