В 13 веке Крымский полуостров являлся экономически сильным земледельческим краем. Поэтому не случайно он стал целью захвата татаро-монголами. Почти 5 веков татары, образовав на полуострове Крымское ханство, собирали богатую дань. В 1771 году русские войска под командованием князя Василия Михайловича Долгорукова разгромили татарское войско и овладели Крымским полуостровом. Татары очень надеялись на помощь турков в отражении русских атак, но турецкие войска в это время "завязли" в войне на Дунае и не смогли прийти на помощь татарам. В 1772 году крымский хан и князь Долгорукий подписали договор, который устанавливал для полуострова статус независимого ханства под покровительством России. По договору к России переходили все черноморские порты: Керчь, Еникале и Кинбурн. Благодаря этому завоеванию, Россия навсегда получила выход в Черное море. Но ей пришлось доказывать свое право на черноморскую акваторию в многочисленных столкновениях с турецким флотом, отразив множество атак турецких военных эскадр, пытавшихся захватить полуостров. Весной 1783 года по высочайшему рескрипту Екатерины II, Крымское ханство вошло в состав Российской Империи. Из Керчи в Крым (Ахтиярская бухта) пришел отряд Азовской флотилии, что положило начало русскому Черноморскому флоту. В этом же году в близи Ахтиярской бухты был заложен город Севастополь. В 1787 году Турция предъявила России ультиматум с требованием передачи ей Крымского полуострова. Так началась русско-турецкая война, в которой черноморский флот нанес сокрушительное поражение турецким военно-морским силам. В результате похода Черноморской эскадры под командованием адмирала Ф.Ф. Ушакова в 1798-1800 гг., Россия обрела военно-морскую базу на Средиземном море, что значительно повысило статус страны, как великой морской державы. До сих пор севастопольцы бережно хранят память обо всех моряках-черноморцах, сражавшихся за Родину. Легенды слагаются о подвигах защитников Севастополя в годы Крымской войны (1853-1856) и Великой отечественной войны (1941-1945).
Для России Черноморский флот всегда был жизненно необходим. Сегодня можно выделить две основные задачи флота. Во-первых, контроль всей черноморской акватории и обеспечение безопасности южных границ страны. Во-вторых, учитывая сложившуюся геополитическую ситуацию, возможности техники и военно-морские силы ближайших соседей, обеспечить защиту рубежей страны небольшими силами катеров и легких кораблей с учетом их взаимодействия с береговыми ракетными комплексами и авиацией. Но если рассматривать Черноморский флот как базу для развертывания ВМС России в Средиземном море и Индийском океане, то в состав ЧФ должны быть включены корабли, способные обеспечить свое присутствие вдали от своих берегов и иметь возможность патрулировать в дальних морских и океанских зонах.
Поскольку Россия не скрывает своего интереса ни к Индийскому океану, ни к Средиземному морю, то роль Черноморского флота для страны возрастает.
В советское время Черноморский флот имел в своем составе 835 кораблей и судов всех существующих классов (часть кораблей находилась в составе Средиземноморской оперативной эскадры), 400 единиц морской авиации (75 самолётов могли нести ядерное оружие), личный состав флота насчитывал 160 тысяч человек. Флот обладал 2 дивизиями противолодочных и десантных кораблей, дивизией подводных лодок, двумя дивизиями авиации, дивизией береговой охраны и десятком отдельных военных подразделений. Корабли Черноморского флота базировались на многочисленных хорошо оборудованных черноморских базах: Севастополь, Одесса, Измаил, Керчь, Черноморское, Поти, Очаков, Николаев, Донузлав, Феодосия, Новороссийск и т.д.
В настоящее время в состав ЧФ РФ входит только 50 боевых катеров, кораблей и вспомогательных судов. Численность, поддерживающей флот авиации, значительно уменьшилась по сравнению с советскими годами. Если раньше российский черноморский флот доминировал в Черном море, то сейчас по численности уступает турецким ВМС. Но даже при имеющемся составе черноморский флот вполне может одержать победу в противостоянии с более сильным неприятелем.
К сожалению, все же корабли российского черноморского флота стремительно стареют. Если не принять срочных мер по ремонту, модернизации и улучшению состава флота, то в течение 10 лет, подавляющая часть кораблей выйдет из строя из-за физического износа. Гордостью черноморской эскадры является ракетный крейсер "Москва". Уже долгие годы ему помогают решать насущные проблемы - от ремонта и материально-технического снабжения до набора призывников, власти города Москвы. Но этого, конечно, не достаточно. Флот необходимо обновлять. Но на пути укрепления российского черноморского флота оказалась практически непреодолимая политическая преграда - власти Украины сделали боевой черноморский флот разменной монетой в своем споре с Россией по скидкам на газ.
Отношение украинской власти к российскому черноморскому флоту и военным, живущим в Крыму, хуже, чем к нелюбимому пасынку. Но как разменная карта в переговорах с Москвой вполне подходит, поэтому и терпят украинцы присутствие российских моряков на территории Крымского полуострова. В 2010 году Киев успешно для себя увязал свои требования по скидкам на газ с продлением нахождения русских кораблей у берегов Крыма. Но не только российско-украинские газовые проблемы висят дамокловым мечом над ЧФ РФ. Министерство обороны России уже длительное время ведет переговоры с украинской стороной по использованию российских объектов военной инфраструктуры, находящихся на Крымском полуострове. Но пока обсуждение ведется не на уровне специалистов, как предлагает Москва, а посредством публичной дипломатии с привлечением СМИ, как решила украинская сторона. Поэтому до сих пор не удается провести конструктивный диалог по этому, немаловажному для всех сторон, вопросу.
Хотя в 2010 году было подписано соглашение о продлении базирования ЧФ РФ на территории "незалежной" до 2042 года, но до сих пор остаются нерешенными вопросы, связанные с обновлением боевых единиц российского флота, совместного использования севастопольских причалов и проблем с неурегулированностью налогообложения всех товаров, поставляемых из России на поддержание функционирования ЧФ.
Украинская сторона, не дожидаясь результатов, проводимой инвентаризации военных объектов российского ЧФ, требует уже сейчас выплачивать компенсацию за 38 причалов, которые используют российские моряки.
В соответствии с договором от 1997 года, Россия не имеет право увеличивать число боевых единиц в Крыму, а также проводить работы по обновлению вооружения. Но по заявлению российских военных чиновников, Украина не возражает против замены устаревших кораблей ЧФ РФ на новые. Киев настаивает на том, что модернизация и переоснащение черноморского флота России может начаться только после подписания межправительственного договора. Основной преградой в подписании такого документа служит требование украинской стороны предоставить полный перечень нового вооружения, которое заменит устаревшее. По словам киевских чиновников, Украина опасается, что на российской черноморской военно-морской базе будут размещены корабли, оснащенные элементами тактического ядерного вооружения. Министерство обороны, в свою очередь, пытается в переговорном процессе отстоять свою позицию по автономности России в Черноморском регионе. Минобороны планирует разместить в Крыму на своих базах шесть новых подводных кораблей (проект "636М") и около шести корветов (проект "20385"), десять малых ракетных и артиллерийских кораблей.
Украина ставит решение вопроса о модернизации ЧФ РФ в прямую зависимость от переговоров по дополнительным скидкам на газ. Харьковские соглашения по оплате за российский газ для Украины оказались очень экономически невыгодными - а тут такой прекрасный повод выторговать для себя льготы, положив на чашку весов вопрос о согласовании модернизации российского черноморского флота.
Переговорный процесс благополучно завис в воздухе - никто ничего не приобрел, но и, пока, не потерял. С одной стороны украинское руководство, которое готово принять нужное для России решения при условии энергетических и экономических уступок с российской стороны, с другой российские политики, которые не хотят терять достигнутые дипломатические и экономические решения. А Черноморский флот России ждет, пока политики обеих стран поймут, что мощный военный флот на черноморском побережье выгоден обеим странам.
Использованы материалы:
http://www.km.ru/v-rossii/2013/04/17/vneshnyaya-politika-ukrainy/709017-chernomorskii-flot-obrechen-byt-razmennoi-kar
http://flot.com/nowadays/structure/black/priceofforce/index.php?print=Y
http://e-news.com.ua/show/212679.html
http://korrespondent.net/worldabus/1075441-ria-novosti-chernomorskij-flot-cena-sily
http://news.rambler.ru/17908196/