Европеизация осколков. Порты Украины уходят с молотка
|
Юрий Тюрдьо |
Обозреватель проекта «Однако. Евразия». Родился в 1974 году в день «Кровавого воскресенья» и объединения Украины. Образование высшее. С 1998 года участвует в политических, предвыборных и имиджевых проектах. Со временем «исторические» интересы переросли в экономические. Работает и живет в Киеве.
«Интеграция и воссоединение технологических, экономических и общественных связей на постсоветском пространстве – процесс закономерный и необратимый в глобальном масштабе. Наша задача – ему всемерно способствовать».
|
Год, отведенный на проведение портовой реформы на Украине, подходит к концу. С июня 2013 года должен вступить в действие закон «Про морські порти України». Страна планирует, за счет прихода в порты крупных инвестиций, создать современную инфраструктуру и, таким образом, сделать морские ворота Евразии более конкурентоспособными.
Ставка делается и на то, что вместе с инвесторами придут и дополнительные грузопотоки. Закон разрешает аренду либо концессию портовых причалов сроком до 49 лет, а также предусматривает возможность продажи на конкурсных началах целостных имущественных комплексов государственных предприятий и 100% публичных АО, созданных в процессе корпоратизации подразделений госпредприятий – морских портов.
К 14 июня 2013 года все 18 морских торговых портов Украины должны быть реорганизованы. Порты становятся территориями, где будут работать предприятия различных форм собственности на условиях концессии, аренды и других инвестиционных договоров.
Согласно Закону «О морских портах Украины», портовая акватория, средства навигационного оборудования и другие объекты навигационно-гидрографического обеспечения морских путей, системы управления движением судов, другие стратегические объекты портовой инфраструктуры не подлежат передаче в концессию. Вместо государственных предприятий будет создано ГП «Морская администрация портов», которую, вероятно, возглавит начальник Одесского морского торгового порта, Юрий Васьков.
В ведение ГП перейдут стратегические объекты (причальная стенка, подходный канал и т.д.), которые будут участвовать в хозяйственной деятельности и могут быть переданы в аренду или концессию инвесторам.
Главное отличие портов до и после реформы заключается в том, что порт из предприятия превращается в географическое понятие. Он становится определенной территорией, на которой работают операторы разных форм собственности. Рядом с государственными терминалами на равных правах будут находиться частные, а Государственная администрация морских портов будет следить за состоянием и развитием акватории и безопасностью судоходства.
Ожидаемая сумма концессионных платежей государственных морских портов Украины после внедрения реформы может составлять 600 млн грн в год (2 млрд 216 млн руб). По итогам 2011 года, поступления в бюджет от портовой отрасли составили 460 млн грн (1 млрд 700 млн руб)
Эксперты, работники отрасли, ученые отраслевых ВУЗов критикуют реформу, поскольку считают неправильным подход, когда государство практически теряет контроль над этой стратегической отраслью народного хозяйства. И это несмотря на то, что ситуация довольно сложная. Изношенность основных фондов достигает 60–90%. Минимальный объем инвестиций оценивается в 25 млрд. грн (92,36 млрд руб).
Но дело вовсе не в инвестициях. Ситуация осложняется тем, что на месте единого субъекта появляются сотни частных причалов и обслуживающих операторов. При такой схеме управления в порту никто никогда не сможет понять истинные объемы импорта/экспорта, регулировать контрабанду, серый импорт и пресекать наркотрафик и торговлю оружием.
Похоже, что такая сложная и слабо контролируемая государством схема была самоцелью авторов закона. Источник: odnako.org.
Рейтинг публикации:
|