Медведчук — ночной кошмар Виктора Януковича
Себастьян Загданский, Nowa Europa Wschodnia
Виктор Медведчук остался в памяти большинства украинцев главой Администрации президента Украины Леонида Кучмы и серым кардиналом, который в первой половине двухтысячных годов оказывал существенное влияние на все важнейшие решения, которые принимались на вершинах власти. Сможет сейчас пророссийский политик стать альтернативой Януковичу, чей рейтинг тает на глазах?
По образованию Медведчук юрист. Хотя о своей карьере адвоката, которому в коммунистические времена выпала участь безуспешно защищать ряд диссидентов, наверное, предпочел бы забыть. С 2006-го он находился за пределами большой политики, сосредоточившись на развитии собственного бизнеса. Медведчук вернулся в политическую игру в прошлом году, когда Киев начал удаляться от Москвы, чтобы позаботиться о российских интересах над Днепром.
Крестный отец Украины
Несмотря на то, что в свое время Виктор Ющенко окрестил его «никому ненужным политическим нафталином» (кстати, интересно, что именно Ющенко теперь соответствует этому определению), трудно представить себе личность, которая бы лучше смогла представлять русских в Украине. И хотя в последние годы влияние Медведчука на процессы, происходящие в Украине значительно ослабело, а ключевые посты в государстве не занимают люди, имеющие с ним связь, однако все же, его возвращение противники отметили с откровенным беспокойством. Потому Медведучк продолжает оставаться политиком с гигантским опытом, который пользуется доверием и поддержкой самого Владимира Путина (между прочим, крестного отца его дочери).
Миссия, которую себе определил Медведчук (или скорее ту, которую ему определили в Москве) — это побуждение Украины к вхождению в Таможенный Союз с Белоруссией, Казахстаном и Россией, а также изменение территориального устройства — из унитарного государства в федеральное. Этим двум стратегическим целям подчинены ряд дополнительных задач, которые должны не позволить Киеву снизить зависимость от российского энергетического сырья (критика планов добычи сланцевого газа и действий власти связанных со строительством терминала LNG в Одессе), а также углубление противоречий в украинском обществе (лоббирование признания русского языка вторым государственным или предложение выдачи российских паспортов украинским работникам в России).
Неясные мотивы
Украинская власть, опасаясь чрезмерной зависимости от Москвы, пытается удерживать равновесие между Европейским Союзом и Россией, неохотно идет на реализацию концепции Медведчука.
Ключом стратегии экс-главы администрации Кучмы является широкое и активное участие в ней украинского общества. Каким образом это должно осуществляться не совсем ясно, хотя сам Медведчук дает подсказки, пропагандируя проведение всеукраинского референдума, который должен решить внедрение пропагандируемых им изменений. Этому выражению воли народа будет предшествовать то, чем сейчас занимается созданная им организация «Украинский выбор», — «осознание» украинского целесообразной необходимости экономической интеграции с бывшими советскими республиками и вычурность стремлений к членству в ЕС (читай: советская пропаганда в чистой ипостаси).
Определенная часть политологов считает, что роль, которую должна сыграть Медведчук на самом деле другая. Его деятельность, по их мнению, имеет целью не стремление проведения референдума (ибо успешный результат для Москвы, как и раньше, нереальный), скорее всего, он выполняет роль «ночного кошмара» Виктора Януковича. Базовый, пророссийский электорат бело-голубых очень разочарован политикой Партии регионов; Медведчук должен об этом постоянно напоминать, одновременно указывая партии власти, ее недовольны избиратели могут быть мобилизованы другой политической силой: например, под его руководством.
Очевидно, что приведенные теории не являются взаимоисключающими; вполне возможно, что Медведчук, прежде всего, является орудием измерения мощности давления на Януковича. Если этой стратегии будет недостаньо, он может быть использован Москвой для достижения полезных для нее решений, но уже другими методами.
Контролируемая демократия
Кажется, что Медведчук представляет реальную угрозу для Партии регионов как сила, способная отобрать ее электорат. Разочарование Партией регионов уже во время парламентских выборов 2012 года привело к тому, что она потеряла безусловную поддержку в своих базовых регионах. Этим подарком ловко воспользовались коммунисты, а Медведчук, который выступает в роли современного политика и предлагает реальные шансы нормализации отношений с Москвой. Для многих он может быть намного привлекательнее, чем партия Петра Симоненко. О его потенциале свидетельствует тот факт, что уже появляются голоса, которые убеждают, что он имее реальные шансы на победу в президентской гонке 2015 года. Такие утверждения, разумеется, несколько преждевременны , но фактом остается то, что проект «Медведчук вместо Януковича» при соответствующих обстоятельствах, может быть реализован.
Гораздо менее реален сценарий общенародного референдума.
Во-первых, несмотря инвестирование гигантских средств в пропагандистскую работу, она до сих пор не дает ожидаемых результатов. Люди не до конца поняли смысл плакатов и билбордов, а вся рекламная акция столкнулась даже с акциями сопротивления (скажем, депутаты Львовщины потребовали их демонтажа). Трудно назвать удачной и интернет-кампанию, осуществляемую с помощью порталов Facebook i Youtube. Медведчук с лэптопом Apple в руках не выглядит убедительно, а читабельность материалов, которые размещаются в «Украинском выбор» довольно скромная.
Парадоксально, но, несмотря на упомянутые проблемы, сбор трех миллионов подписей, необходимых для проведения референдума, не должен стать для Медведчука проблемой: «Украинский выбор» имеет свои представительства во всех областях, а также может рассчитывать на помощь 150 организаций, которые с ним активно сотрудничают. Кроме того, Медведчук имеет опыт в этих вопросах, ему уже раз удалось собрать достаточное количество подписей. Правда, тогда вся акция закончилась фиаско: президент Ющенко не согласился на организацию референдума, несмотря на решение суда.
Похоже ситуация могла бы и теперь. Новый закон о референдуме, принятый в прошлом году, совсем не такой, каким хотел бы видеть его Медведчук. Власть и дальше обладает рядом инструментов, позволяющих заблокировать неконтролируемые общественные инициативы. Поэтому, пока, угроза обхода правящих сил и непосредственная смена государственной политики, посредством волеизъявления граждан не выглядит убедительно.
Источник: Nowa Europa Wschodnia , перевод «Хвилі» Источник: hvylya.org.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 2393
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 892
Рейтинг поста: