Забавная традиция сложилась у граждан постсоветского пространства - сравнивать жизнь до и после 1991 года, тут, в независимом государстве, и там, в России. Хоть и живут порознь третий десяток лет, а всё как не чужие. Так и тянет подойти к заборчику да посмотреть, что там за границей делается? Если дела у соседа идут худо, так и спокойно на душе становится, а если лучше? Тут и начинает сосать под ложечкой: толь зависть гложет, толь печаль о безвозвратно потерянной дружбе народов. В последнее время печали стало больше, особенно если некие аналитики-эксперты, как обухом по голове, ВВП на душу населения огреют. Как не верти этот загадочный ВВП, а в России он выше. Да так выше, что хоть снизу посмотри, хоть с боку, а всё одно выше.
Недавно на глаза мне попался один прелюбопытный материал, в котором автор рассказывал о своём житье-бытье в России и путешествии на Родину-Украину. Приехал он в незалежную, посмотрел и расписал свои впечатления, налив канистру бальзама на душу украинцам. Дескать, жить можно в самостийной, можно даже радоваться жизни, ведь несмотря ни на что, в России не так-то и лучше. Зарплаты и пенсии, конечно же, в России выше, только и цены в России выше. А если подойти к жизни именно с этой стороны, то печалиться украинцам не о чем. Автор сделал вывод, что формула существования простого труженика «от зарплаты до зарплаты» верна как для украинцев, так и россиян. Так-то оно так, да есть маленький нюанс, о чём я и хочу рассказать. А начну с цен - излюбленной темы любителей сравнений.
К примеру, приедет гражданин Украины в Москву, проедется из одного конца города в другой, оставит доллар американских денег в транспорте и скажет: грабеж, у нас в Киеве, подобное удовольствие стоит значительно дешевле. Тут бы и позавидовать киевлянам, ведь действительно, проезд в киевском метро стоит всего лишь 20 центов, а в московском - около 80. Однако то, что хорошо киевлянину, не всегда хорошо киевскому метрополитену, ведь в современных рыночных условиях тот же подвижной состав стоит приблизительно одинаково. А ведь это ещё не всё. В итоге, гордость за низкие цены на транспорт рано или поздно сменится глупым вопросом: а где новые поезда? Да нет новых поездов. Старые ездили, вас по 20 центов катали, - за эти деньги никакой модернизации быть не может в принципе. Подобная ситуация наблюдается в любом виде транспорта. Конечно, весело полюбоваться южнокорейским «Хундаем» в степях Украины, но он не только оказался непригоден к использованию в местных условиях, но и не решает всех проблем пассажирских перевозок. Основная масса поездов давно просится на металлолом, но заменить их нечем, так как украинцы не в состоянии платить рыночную цену за проезд. К тому же, щедрые души украинских чиновников никак не могут решить проблему перевозки пенсионеров, для которых проезд в электричках бесплатный, то есть, очень дорогой для государства и перевозчика. Нетрудно догадаться, чем грозит подобная политика украинской железной дороге – банкротством.
Аналогичные сравнения можно сделать в отношении услуг ЖКХ. Платят за них украинцы меньше, нежели россияне, только до тех пор, пока существуют прежние коммуникации. А ведь трубы, лифты и многое другое давно пора менять, но не меняют, не за что, а цены за услуги повышать боятся, чтобы не вызвать праведный гнев населения перед перманентными украинскими выборами. Хотя уже сегодня граждане Украины то и дело возмущаются: а почему лифты не работают, почему трубы лопаются? Слава богу, что в последнее время перестали вспоминать «проклятый совок», который делал столь ненадёжную продукцию. Озарило наконец, что советская продукция как раз надёжная, только и она имеет свой срок годности. Если бы украинские власти занимались обновлением всего того, что относится к ЖКХ хотя бы по 5% в год, то большой бы беды не было, но ведь когда-то придётся менять всё и сразу, на что никакого бюджета Украины не хватит.
Не менее забавными выглядят сравнения цен в украинских и российских магазинах. Действительно, со своей среднестатистической зарплатой я в столь же среднестатистическом российском городе перейду на хлеб и воду, а в Киеве - вроде как «средний класс». Только вот подумаешь, к чему всё это рано или поздно приведёт, и мурашки по коже бегут. Ведь производить и продавать качественную продукцию на Украине попросту невыгодно. Потому и импортирует Украина пальмовое масло, чтобы удешевить продукцию. А украинцы кушают суррогат, так как качественные продукты не могут себе позволить. При этом, никого уже не удивляет тот факт, что в сельском хозяйстве Украины царит нездоровая обстановка. Не слышно о том, как открываются новые фермы, растёт поголовье скота, а на украинских чернозёмах бегают новёхонькие комбайны. Невыгодно вкладывать на Украине в развитие сельского хозяйства, при низких ценах на продукцию и практически мировых на топливо и удобрения. Да и производители сельскохозяйственной техники для него влачат жалкое существование. Но у наших «сравнивателей» цен «тута и тама» пока оптимистичное настроение.
Хотелось бы попросить любителей сравнений вспомнить, как часто мы слышим об открытии новых производств на Украине? Может быть автомобильные гиганты торопятся переносить сюда свои заводы? А ведь Украина так старалась быть привлекательной для иностранных инвестиций. В том-то и беда, что иностранные инвестиции меньше всего волнует демократия, их интересует прибыль, а с той финансово-экономической политикой, которую проводило украинское руководство, никакой прибыли быть не могло. В противном случае, Украина давно бы превратилась в восточно-европейского тигра, как обещали когда-то украинцам. Но нет, выросла обычная украинская хрюшка,и не она кого-то скушает, а её кто-то зажарит.
Впрочем, это ещё не всё. Цены можно увидеть и сравнить, семейный бюджет можно потрогать и расписать по статьям расходов, но есть то, что нельзя потрогать, - это бюджет Украины. Нет, какие-то цифры мы знаем и слышим, только для нас они столь же абстрактны, как величина американского долга. Астрономическая сумма, да и только. Но если мы сравниваем жизнь в России и на Украине, то обязательно должны сравнивать и то, сколько выделяют в одной и другой стране на медицину, сколько идёт на науку, спорт, образование, армию и многое другое. Не буду напрягать вас цифрами, они существуют и открыты для любого интересующегося, в настоящий момент мне они не нужны. Просто Россия тратит на все эти нужды в разы больше, чем Украина. Могла бы не тратить, а в порыве популизма раздать гражданам, и тогда моментально бы сложилось впечатление, что уровень жизни россиян много выше… Но российское руководство не раздаёт «лишние деньги», а тратит на модернизацию экономики, думает о национальной безопасности, то есть формирует будущее государства и каждого его гражданина.
Для полноты картины можно посмотреть на золото-валютные резервы России и Украины. Особое внимание следует обратить на государственный долг, на кредиты, которые вынуждено привлекать правительство, чтобы заткнуть одну бюджетную дыру, тем самым образовав новую. Население информацию о новых кредитах пропускает мимо ушей. Чем грозит подобная политика, люди не думают, а «сравнители» цен в России и на Украине не знают, как приспособить государственный долг к уровню жизни украинца. Возможно, они где-то в глубине души понимают, что за всё когда-то придётся платить, но вот сказать вслух смелости не хватает. Сегодня правительство берёт деньги, расписывает по своему усмотрению, а завтра - гражданам будет выставлен счёт. Более того, украинская экономика в перспективе ближайших пяти лет не пойдёт на поправку, напротив, в одной точке сойдутся все накопившиеся за много лет проблемы ЖКХ, транспорта, экономики и так далее, а тут вам на десерт выложат счёт к оплате за «скушанные вчера кредиты».
Конечно, я многое упростил в своих размышлениях об уровне жизни на Украине и в России. Но ещё более упрощают те, кто в попытке убежать от реальности, оправдать грустную реальность нынешней Украины, пытаются сравнивать цены и зарплаты.
Однако нет худа без добра. Не будем предаваться унынию и мы. Украине давно нужен хозяин, а не мелкий грызун-хищник, пусть и вырядившийся в дорогой европейский костюм. Как сказал один перестройщик: «процесс пошёл», кризис методично, как меткий снайпер, будет отстреливать олигархов и передавать их собственность в более надёжные руки. Найдётся собственник для НАК «Нафтогаз-Украина», железные дороги получат своего нового хозяина, как и морские порты, авиакомпании, чернозёмы, да и украинские руки вполне пригодны для полезной деятельности. Только надо им создать условия и несколько подправить мозги от либерально-демократической дури. И будет на Украине всё хорошо…
NB. Источник моего вдохновения размещён в разделе
БЛОГ. Материал называется:
Блогосправка для россиян об Украине
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 77
комментариев 290
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 8
комментария 1794
Рейтинг поста: