Не так давно харьковский политтехнолог Константин Долгов предложил Инне Богословской пари на 100 тысяч долларов. Предметом спора является вступление Украины в Таможенный Союз (далее-ТС). Данное предложение было реакцией на высказывание Богословской о том, что Янукович никогда не подпишет присоединение нашей страны к ТС. Тут мне сразу вспомнились события еще Президентства Ющенка. Тогда Богословская бегала на передачи к Савику Шустеру и с невероятным упоением вступала в словесные перепалки с бывшими в то время у власти евроинтеграторами. Теперь евроинтегратором стала и она. И на ее примере можно увидеть изменение почти всех представителе Партии Регионов-они стали евроинтеграторами.
Для того, что бы попытаться понять причины такого изменения попробуем копнуть глубже. Кто финансирует ПР, УДАР, остальные политические силы, стремящиеся к Европе? Ответ достаточно прост: олигархи. Те самые олигархи, которые владеют украинскими предприятиями, и продукция которых является, чуть ли не единственной украинской продукцией, востребованной в Европе. Получается, европейский выбор-выбор олигархов, но выбор ли это народа?
Игра в кошки-мышки с Европейским Союзом (далее - ЕС) началась сразу после вступления В. Ющенка в должность Президента. Наверное, навсегда останется загадкой, верил ли он в реальность вступления в ЕС за пару лет, но вид делал искренний, как и все, кто с Майдана пришел в кабинеты органов власти. Не буду углубляться в последующие политические кризисы, но факт есть один: эта игра в кошки-мышки продолжается уже 8 лет. И поводов думать про ее завершение так же практически нет, учитывая то, что европейцев она вполне устраивает.
Зачем ЕС играет с Украиной? Тут существует две причины. Первая - не допустить экономическое сближение Украины с Россией. Причем это в интересах как Европы, так и США. В декабре Хиллари Клинтон заявила, что целью страны является предотвращение развития ТС. Фактически, американка открыто всем объявила: мы боимся ТС, потому что мы и так кучу денег "вбухали" в развал СССР, а теперь все идет насмарку! На самом деле, с точки зрения Штатов, так и есть, но об Украине там никто не думает. Вторая причина - затащить Украину в Зону Свободной Торговли с ЕС и убить сразу двух зайцев: открыть 45-миллионный рынок для своих товаров и полностью обратить Украину в сырьевой придаток. Само собой, заполнение европейскими товарами украинских рынков приведет к ущемлению местного производителя и постепенному его исчезновению. То есть это усугубление процессов, которые мы видим после вступления Украины в ВТО.
Еще одной проблемой при подписании ЗСТ является то, что, безусловно, Европой будут выдвинуты жесткие требования, касающиеся торговли со странами ТС и СНГ в целом. Фактически, вполне возможно прибалтийское развитие событий. Там, на фоне ярой послесоюзной русофобии, страны вышли с рынков СНГ, но на рынки ЕС их просто не пустили, как следствие, тысячи закрытых предприятий, ну и тысячи безработных на улице. Но об этом подробнее в другой публикации.
Сейчас же надо обратить внимание на то, что получит Украина от членства в ТС. По данным Госкомстата, в первом полугодии 2012 года, экспорт из Украины в страны СНГ составил 38.2%, для сравнения в ЕС 24.7% (в 2011 году было 28.1%). Для тех, кто говорит, что при вступлении в ТС, украинские товары будут вытеснены российскими, тоже есть цифра: по тем же данным, импорт из стран СНГ уменьшился и составил 40%, а вот из ЕС увеличился на 10% (!) и составил 32.3%. 38.2%-40%, против 24.7%-32.3%, почувствуйте разницу, как говорится.
В целом, ТС - это большой общий рынок, созданный с учетом всех ошибок, допущенных при создании ЕС, и проявляющихся сейчас. И этот большой рынок позволяет рассчитывать на повышение спроса на украинскую продукцию в связи с облегчением условий экспорта. Если брать по отраслям, то основные отрасли-химическая, агропромышленная и машиностроение-ориентированы на рынок СНГ. В Украине многие предприятия уже действуют на основе кооперационных соглашений с российскими, вступление в ТС сможет стать стимулом увеличения количества подобных коопераций. Таким образом, логично прийти к выводу, что рынок ТС - чуть ли единственный реальный рынок спроса на украинские товары. В Европе спросом пользуются лишь некоторые позиции, о которых я писал выше, и это далеко не продовольственные товары, а ведь аграрный комплекс имеет огромное значение для Украины. Практически фактом является то, что ЗСТ с ЕС вполне может стать решающим фактором в разрушении украинского производства. От вступления же в ТС, по подсчетам, Украина получит около 9 млрд. долларов, фактически, ежеминутной прибыли.
Учитывая все это, задаешься вопросом: а есть ли выбор? Если в ТС нас зовут, то ЕС скорее развалится, чем примет Украину. Да и если ТС сулит серьезную экономическую выгоду и оздоровление экономики, то сближение с ЕС ничего кроме проблем не обещает. Так есть ли выбор? На самом деле, фактически, его нет. Но наши политические лидеры его вовсю придумывают. Источник: Украинский выбор.
Рейтинг публикации:
|