В последние годы со стороны украинской власти прослеживается желание ситуативно использовать Черноморский флот, базирующийся в Севастополе, как средство давления в переговорах с Россией по газовому и другим сложным вопросам двусторонних отношений. Такая практика идет в ущерб самой Украине, поскольку российский Черноморский флот является мощным геополитическим фактором, поддерживающим сложившийся баланс сил в Причерноморском регионе.
Украинская сторона, к сожалению, довольно часто игнорирует общепринятую международную практику, в соответствии с которой основой для пребывания и функционирования иностранных военных баз на территории государства является комплекс договоров и дополнительных соглашений.
Все спорные вопросы должны решаться исключительно на уровне дипломатических переговоров при строгом соблюдении ранее заключенных договоренностей.
Функционирование подразделений российского флота в Севастополе и Крыму ежедневно требует бесперебойного обеспечения их топливом и электроэнергией.
27 ноября российский МИД сделал заявление о том, что украинская таможня в Севастополе задерживает оформление 14.000 тонн дизельного топлива, жизненно необходимого для флотских нужд. Таможенники «продолжают требовать выплаты налогов (налога на добавленную стоимость и акцизного налога) на грузы, завозимые в российские воинские части исключительно в целях жизнеобеспечения флота. На рынок Украины они не поступают и не имеют никакого отношения к торговой сфере, которая регулируется, в том числе таможенными правилами. Подобная ситуация сохраняется уже более 14 лет. Что касается таможенных вопросов, то следует сказать, что переговоры по ним были прекращены украинской стороной в одностороннем порядке в конце ноября 2011 года». (1)
Следует упомянуть и о том, что подобные действия осуществляются в то время, когда таможенное ведомство Украины активно заявляет о своем реформировании с целью повышения качества работы. По словам экс-руководителя Государственной таможенной службы Украины Игоря Калетника, «представители стран Евросоюза отметили, что в последнее время эффективность работы украинской таможни заметно повысилась. Главное направление реформы — внедрение современных процедур таможенного оформления». (2)
Как видим, скорость таможенного оформления европейских и российских грузов на практике имеет существенные различия.
Эксперты отмечают неслучайность совпадения таможенной задержки и очередного раунда непростого переговорного процесса между Россией и Украиной по «газовому вопросу». Так, учредитель общественной организации «Институт стран СНГ в Севастополе» контр-адмирал в отставке Владимир Соловьев полагает, что истинная причина подобных демаршей Киева – стремление набрать себе очки перед серьёзными переговорами. «Такие проблемы, на самом деле, возникали и раньше. Но настолько напористо украинская сторона действует, пожалуй, впервые. И раньше наши корабли уходили на заправку в Новороссийск или заправлялись вне украинских территориальных вод прямо с танкеров». (3)
«Киев показал Москве: не будете соглашаться с нашими требованиями — не будем давать вам здесь жизни» — так поясняет позицию украинской стороны директор международных программ Центра НОМОС Дмитрий Штыбликов. (4)
«По большому счету история с удержанием дизельного топлива, возможно, и не играла бы столь большую роль, если бы не наличие других значительно более сложных проблем двусторонних отношений: модернизация ЧФ, делимитация морских границ, “мясо-молочные войны”, цена на российский газ и, наконец, Таможенный союз», — отмечает эксперт по вопросам национальной безопасности Алексей Ижак. (5)
Поэтому маловероятно, что до конца нынешнего года будут подписаны какие-либо важные соглашения, регламентирующие пребывание частей российского Черноморского флота на территории Украины.
Поведение украинской власти в вопросе обеспечения функционирования частей российского Черноморского флота сегодня нельзя назвать дальновидным и с точки зрения обеспечения стратегических геополитических интересов государства. Ведь любое препятствование нормальной деятельности Черноморского флота в Севастополе ведет к усилению геополитической активности Турции и внерегионального государства - США.
Парадоксально, но в отношении пребывания Черноморского флота в Крыму, действующая украинская власть ведет себя не лучше иных парламентариев - представителей «Батькивщины» и «Свободы». Разница лишь в том, что националистически настроенные политики публично требуют денонсации Харьковских соглашений и вывода флота, а структуры исполнительной власти Украины идут по пути создания для подразделений российского флота невыносимых условий базирования.
Характерно, что действующая украинская власть, ставя препоны нормальной жизнедеятельности российского Черноморского флота, в то же время не предпринимает серьезных усилий в направлении повышения престижности службы в собственных Военно-морских силах. Так, недавно глава общественной организации «Союз офицеров Украины» горько посетовал на то, что «военнослужащие Черноморского флота, которые у нас живут, на нашей земле, получают в шесть-восемь раз больше, нежели военнослужащие ВМС Украины. И поэтому цены в Севастополе на все значительно больше, чем в Киеве. И как там выживают наши моряки – только Богу известно». (6)
Отметим также, что серьёзной проблемой как для российского Черноморского флота, так и для ВМС Украины является обновление корабельного состава. Россия решает эту проблему комплексно, на основе существующей государственной программы вооружений на 2011-2020 годы. Закладка первой дизель-электрической подводной лодки для Черноморского флота (Б-261 «Новороссийск») состоялась в августе 2010 года, спуск ее на воду запланирован в конце 2013 года. Вторую подводную лодку (Б-237 «Ростов-на-Дону») заложили в ноябре 2011 года, а третью (Б-262 «Старый Оскол») - в августе 2012 года. В общей сложности до 2017 года российский Военно-Морской Флот получит шесть подводных лодок проекта 636.3, которые образуют бригаду. (7)
Происшедшие в этом году кадровые перемены в российском оборонном ведомстве, помимо всего прочего, свидетельствуют и о смене стратегии перевооружения российского флота. На смену закупке «Мистралей» за границей приходит строительство кораблей и подводных лодок на российских верфях.
В то же время в начале октября 2012 года президент Украины подписал закон № 5199-VI «О проведении экономического эксперимента по государственной поддержке судостроительной промышленности». Целью настоящего Закона, как сказано в документе, является содействие улучшению финансового положения предприятий судостроительной промышленности, предотвращения их банкротства, потере научно-технического, интеллектуального, технологического и производственного потенциала. Среди других мер по спасению украинского судостроения было названо и «повышение уровня государственных заказов, в том числе государственных оборонных заказов».
Но эксперименты – это хорошо. А что же на практике? Дальше текущего ремонта кораблей Военно-морских сил Украины дело не идет. А если что-то и делается, то такими темпами, что лучше бы и не начиналось. В начале этого года было заявлено, что на корветную программу в 2012 году Кабмин Украины предусмотрел в госбюджете 433 млн. грн. Подобная ситуация с корветом настораживает. Ибо простой арифметический подсчет показывает, что при таких темпах финансирования корветная программа растягивается не на заявленные 10 лет (с 2011 по 2021 годы), а как минимум на 37,5 лет. (8)
Критическое состояние финансирования военного судостроения из государственного бюджета Украины не позволяет сегодня надеяться на успешное и своевременное завершение намеченных программ.
Для качественного обновления состава Военно-морских сил Украины необходимо усиление сотрудничества и взаимодействия профильных предприятий двух стран. В нынешних условиях «таможенной конфронтации» создан негативный фон для такой работы. Несмотря на призывы украинской стороны ремонтировать российские корабли на севастопольских верфях, до сих пор не удалось достичь серьёзного успеха в этом вопросе.
Важно отметить, что нынешние украинские верфи и судоремонтные предприятия являются частью некогда единого советского военно-промышленного комплекса, следовательно, для их успешного функционирования, получения и выполнения заказов, необходимо максимальное устранение таможенных барьеров, двойного налогообложения, бесперебойной поставки комплектующих. Практически выгодный для Украины вариант комплексного обеспечения собственных судоверфей российскими заказами можно осуществить лишь при активном участии страны в деятельности Таможенного союза. В таком случае России действительно будет выгодно и ремонтировать имеющиеся, и строить новые корабли для Черноморского флота непосредственно в Севастополе и Николаеве.
Пока же «маловероятно, чтобы украинской стороне удалось добиться участия украинских судостроительных заводов в модернизации военной техники ЧФ РФ», считает директор международных программ Центра НОМОС Дмитрий Штыбликов. (9)
Промедление украинской власти в вопросе присоединения к Таможенному союзу не способствует укреплению партнерских отношений между Украиной и Россией в сфере судоремонта и судостроения. Поскольку при перманентно возникающих проблемах украинская сторона не может гарантировать того, что инцидент с задержкой топлива не повторится вновь, на этот раз уже в отношении поставок комплектующих для кораблей и частей российского Черноморского флота.
1. http://www.kommersant.ru/news/2077016
2. http://www.qdpro.com.ua/node/16753
3. http://blackseafleet-21.com/news/30-11-2012_rossijskij-admiral-ukraina-blokiruet-toplivo-chernomorskogo-flota-nabiraja-ochki-pered-ga
4. http://zn.ua/POLITICS/flotskaya_poshlina-113462.html
5. http://inotv.rt.com/2012-12-08/Gazovij-spor-portit-zhizn-CHernomorskomu
6. http://www.nr2.ru/sevas/415648.html
7. http://blackseafleet-21.com/news/14-12-2012_vtoraja-podvodnaja-lodka-dlja-chernomorskogo-flota-prohodit-gidravlicheskie-ispytanija
8. http://flot2017.com/posts/new/sudostroitelnye_fantazii_janukovicha
9. http://zn.ua/POLITICS/flotskaya_poshlina-113462.html
АФАНАСЬЕВ Виктор, кандидат политических наук, доцент