В ноябре Украину посетила Меланн Вервир, специальный посол по глобальным женским проблемам Госдепартамента США.
Украину не часто посещают американские дипломаты такого уровня. Зачем же она приезжала?
Ради двух заявлений. Первое — в поддержку Юлии Тимошенко. «В США, в ЕС, вообще в мире, — заявила она, — отмечают, что ситуация с заключением Юлии Тимошенко в Украине — плохая, неприемлемая. Не думаю, что можно привести хоть какой-то аргумент, который помог бы с этим смириться».
В Киеве она приняла участие в круглом столе, во Львове — выступила в Украинском католическом университете с лекцией «Продвигая демократическое будущее Украины».
Второе — «целесообразно говорить о женщинах в политике», ибо «политика - одна из самых недоступных твердынь для женщин в любой части мира». По ее словам, «если женщин отстранить от власти, теряется много талантов, полезного опыта и ресурса». В качестве подкрепления этой авторитетной позиции Вервир сослалась на мнение своего начальника, госсекретаря США Хиллари Клинтон: «Решение активнее подключать женщин к политическому процессу - не только правильное, но и разумное».
Госпожа Вервир — 68-летний американский политик, выпускник факультета русской филологии Джорджтаунского университета, бывший руководитель аппарата Хилари Клинтон в ее бытность первой леди США. Также Вервир учредитель и глава совета директоров неправительственной организации под названием «Vіtal Voіces Global Partnershіp», занимающейся поддержкой глобального женского лидерства.
Меланн Вервир, Юлия Тимошенко и «женский вопрос»
Первое, что сразу напрашивается для понимания того, зачем в Киев приезжала Вервир: это политическая поддержка г-жи Тимошенко. Нынешние и бывшие руководители внешнеполитического ведомства США довольно много заявляют о ней у себя в стране. Здесь же преследовалась цель выступить в самой Украине, ответить на вопросы местной аудитории.
Второй немаловажный аспект. Если посмотреть на современные аспекты нынешней американской политики, в контексте действий в Украине аккредитованных у нас американских «грантодающих» организаций, то в течение последних двух лет действительно заметен весьма серьезный уклон в сторону прав женщин.
1 марта 2012 года, в Киеве состоялась дискуссия «Укрепление политических партий через привлечение женщин». Ее проводила директор Национального демократического института Кристина Вилфор вместе с партиями «Фронт змін» и «Удар».
30 сентября 2012 года эта же структура вместе с Комитетом Верховной Рады по вопросам евроинтеграции и межпарламентским клубом «Украина-ЕС» провела семинар по повышению роли женщин в украинской политике. Приглашенный международный эксперт Селинда Лейк заявила тогда, что «в случае принятия закона о выборах народных депутатов Украины по смешанной системе в будущем парламенте будет лишь 6,2% женщин — народных депутатов, а в нынешнем работает 8,1% женщин».
Давайте проанализируем ситуацию. Для начала — разберемся со следующими вопросами.
Действительно ли большее участие в украинской политике женщин гарантирует более высокое качество этой политики? И есть ли вообще такая связь? Или может, все проще? В США новая мода, которую пробуют имплементировать в Украине?
И, наконец, какова возможная цель активизации «женского фактора» в украинской политике?
Эпидемия простых решений
Великий врач, основоположник военно-полевой хирургии Николай Иванович Пирогов, как известно, заявлял, что «война — это травматическая эпидемия». В политике, особенно американской, часто возникают своего рода эпидемии простых политических решений, простых объяснений, когда предлагаемые элементарные решения объявляют средством немедленного улучшения мира вокруг нас, способом сделать его более справедливым.
В США раньше так относились к вопросу избрания в представительские органы людей из национальных меньшинств. Избранию президентом США первого чернокожего американца Барака Хусейна Обамы предшествовали общественные компании, начиная практически с середины позапрошлого века. Первым чернокожим, получившим в США высшее образование стал Александр Люциус Твилайт: в 1823 году он закончил колледж Миддлберри в Вермонте. В 1836 он был избран в законодательное собрание Вермонта, став первым черным афроамериканцем в представительных органах власти. Вершина этого процесса – то, что 2001 году президент Джордж Буш назначает Колина Пауэлла государственным секретарем, Кондолизу Райс — советником по национальной безопасности. И каждый раз это событие объявлялось тем, что приведет к большему торжеству демократии. Привело?
Я говорю об этом так подробно, потому что иногда политики сами не могут разобрать, где заканчивается политическая пропаганда и начинается реальная жизнь. Скажем, в СССР Основной закон, Конституция, гарантировали равность политических, трудовых и всех иных прав мужчин и женщин.
И это тоже было простое решение. Его предметно-практическую реализацию в СССР, конкретное «равенство», мы наблюдали, например, при строительстве железных дорог: лица женского пола в оранжевых накидках поверх безразмерных фуфаек таскали шпалы.
Политика — женское занятие?
Одна из самых знаменитых книг о Великой Отечественной войне, где войну нам впервые показали глазами женщины — Светланы Алексиевич, которая называлась «У войны — не женское лицо». Книгу перевели на 20 языков, включали в школьную и вузовскую программу. Она – о правдивой войне, когда женщина не только спасала, перевязывала раненых, а и убивала. «Не женская это доля — убивать», говорит одна из героинь этой книги. А другая – оставила свой автограф на стенах поверженного рейхстага: «Я, Софья Кунцевич, пришла в Берлин, чтобы убить войну».
Я бы не сказал, что с тех времен что-то слишком изменилось. Разве что характер войны.
В середине апреля 2009 года люди Барака Обамы, разбираясь с действиями предыдущей администрации, придали гласности четыре секретных документа, принятых при Джордже Буше и содержащих подробное описание разрешенных методов проведения сотрудниками ЦРУ допроса подозреваемых в терроризме. Позже появился доклад Сената США, посвященный этим документам. В нем отмечалось, применение спецслужбами пытки под названием имитация утопления, которую якобы одобрила лично Кондолиза Райс. Сама она никогда не выступала с подтверждением или опровержением этой информации.
А вот пример совсем другого рода.
В августе 2012 года Энн-Мари Слотер, тогдашний директор отдела стратегического планирования государственного департамента США, опубликовала во влиятельном журнале «Атлантик» статью под названием «Почему женщины по-прежнему не может иметь все это». Там она с подкупающей откровенностью говорит о том, что ее работа фактически высасывала из нее все силы и не оставляла времени на семью – поэтому она и оставила руководящую работу в госдепе США. Откровения Слотер взорвали политическую атмосферу и вызвали настоящую сенсацию в Вашингтоне. Слотер, ныне профессор политики и международных отношений в Принстонском университете, пишет, в целом, о понятных вещах: «я хотела иметь возможность проводить время с моими детьми в те несколько лет, которые являются решающими для их развития».
Весь вопрос в том, что в Вашингтоне считалось, что говорить о таких вещах не принято. О том, что, идя в политику, женщина по умолчанию оставляет «за бортом» массу других возможностей, отказывается от них.
Американский опыт и Украина
К счастью, в нашей стране есть свой опыт пребывания в большой политике женщин. Есть опыт даже советской Украины. Многие годы, с марта 1984-го по июнь 1990-го председателем Президиума Верховного Совета УССР работала Валентина Семеновна Шевченко. Так получилось, что она стала самым высокопоставленным политиком-женщиной Украины в составе СССР.
В независимой Украине немало женщин, избравших политику своей основной профессией, по всей видимости, единственной на ближайшее будущее. Но из опыта общения с этими людьми я не могу сказать, что они принесли в украинскую политику нечто женское, если подразумевать под этим что-то специфическое
Женщины-политики из Партии регионов, как и Юлия Тимошенко, Наталия Витренко, Лилия Григорович, Оксана Билозир, Александра Кужель, Алла Александровская из других парламентских партий – того, что разделяет их, намного больше, чем объединяет.
Разделяет их, конечно же, опыт того, чем они занимались до прихода в политику. Практически всегда они вносили в украинскую политику не некий специфически женский опыт, а тот, который был накоплен на предыдущей работе – журналиста, бизнесмена, преподавателя, эстрадной персоны. При этом линия поведения этих женщин в политике в целом соответствовала тому, как ведут себя в парламенте политики-мужчины их фракции. Та или иная политическая последовательность также не принималась во внимание как нечто присущее именно женщинам.
Скажем, сейчас можно спокойно говорить о вопиющей политической непоследовательности Александры Кужель, поменявшей в своей жизни едва ли не все существовавшие в стране партии, критиковавшей Арсения Яценюка, а ныне избранной в парламент по списку его партии «Фронт змін». Но разве только одна она в украинской политике непоследовательна или уникальна своей непоследовательностью?
Мне кажется, что новый поворот со стороны грантодающих организаций США – больше женщин в украинской политике, хороших и разных, – это вариант политической моды. Да, не исключено, что с большим количеством женщин в украинской политике она как род деятельности может претерпеть некоторые изменения. С другой стороны, это опять ловушка простого решения, когда некто решил, что сложные вопросы решаются простой революцией в гендерном подходе. Но в нынешней политике уже ясно, что для решения политических задач не существует альтернативы человеческому глазу, человеческой интуиции и человеческому разуму, тому, что присуще в равной мере и мужчинам, и женщинам.
Правда, существует и третий вариант. Накануне «оранжевой революции» американские грантодающие организации всячески взращивали так называемые «молодежные организации» — я взял эти слова в кавычки, ибо после известных событий 2004 года все эти шарашкины конторы типа «Поры» исчезли в никуда.
Не могу исключить, что сейчас ставка, которая в 2004 году была сделана на «молодежные организации», ныне делается на «женские организации». Тогда это совсем другое, «предреволюционное дело», которое вполне может объяснять смысл приезда Вервир в Украину.
Вячеслав Пиховшек
Источник: Союз граждан Украины.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Были наверное в истории исключения. Но чёт на ум не приходят.
А лучше всего стоять позади кресла, в тени.
При умной и мудрой женщине мужчине легче достичь всего: и в политике и в бизнесе и вообще в жизни. И роль "второго плана" не такая уж легкая. Но и менее "травматичная". Зато рулить проще
И вообще: зачем нам это? Передовая - не для женщин. Если только они не меняют пол. Это ж теперь так модно