Помнится, еще старина Конфуций говорил, что три самые увлекательные и даже завораживающие вещи в мире – это смотреть на пылающий огонь, на текущую воду и на то, как работают другие.
Жаль, что великий философ не знал еще об одном значительно более мощном, впечатляющем, завораживающем мегазрелище – смотреть, как работает украинское правительство.
А это зрелище, на мой взгляд, именно мегамасштаба, поскольку все наши маленькие частные работы и работенки – будь мы бизнесмены, чиновники, ученые или врачи – зависят от громадной, титанической работы нашего Кабмина.
Поэтому я постоянно наслаждаюсь работой правительства во всех его проявлениях.
Меня впечатляет даже его виртуальная деятельность, обильно представленная на сайте Кабмина. Последние дни, например, я с упоением читаю бесчисленные телеграммы, которые приходят с мест в адрес Кабмина с горячей поддержкой его же варианта нового "Бюджетного кодекса".
Сладкой советской истомой и ностальгией веет от этих наивных, но искренних текстов, всемерно и единодушно одобряющих и поддерживающих деятельность правительства.
Самое трогательное – это лаконичность содержания телеграмм. Простые труженики, видимо, еще не овладели искусством витиеватой многоречивости наших политиков, поэтому они пишут четко и лаконично. Например: "Юлия Владимировна, все, что вы предлагаете, здорово и разумно".
Я думаю, что это действительно серьезная моральная поддержка правительству Украины.
Поскольку, как сказано на сайте, подобных телеграмм тысячи.
И я уверен, что завтра их будет десятки тысяч. А точнее – одиннадцать тысяч шестьсот. Поскольку по новому "Бюджетному кодексу" планируется, что именно столько местных бюджетов будет разрабатываться и приниматься в Кабмине и, соответственно, столько местных громад будет зависеть не от собственной смекалки и трудолюбия, а от щедрости киевских правительственных чиновников.
Конечно, завтра эти громады не будут уже захлебываться от восторга, а будут отправлять правительству (если будет на что) телеграммы с просьбами и мольбам. Но это будет завтра. А пока все "здорово и разумно".
Впечатляющая работа!
Конечно, кабминовский виртуал – это "жесть". Но еще круче кабминовский реал в виде непосредственных, "вживую" заседаний Кабмина. Пусть на меня не обидится "великий украинец", но Кабмин-лайф – это посильнее не только доктора Фауста, но даже Шустер-лайфа.
Хотя и там, и там практически одни и те же действующие лица, но режиссура, конечно, разная.
Почему круче?
Во-первых, потому что длиннее. И даже такой великий телемарафонец как Савик не может соревноваться по длительности своих передач с кабминовскими заседаниями.
Во-вторых, явно тематически богаче. Если у Савика проговаривается сразу 10-20 тем, то на одном заседании Кабмина легко "поднимают" и тридцать, и сорок, и пятьдесят: причем самых разных по уровню и содержанию, и никак системно не связанных друг с другом.
В-третьих, на Кабмин-лайфе, в отличие от Шустер-лайфа, отсутствуют всякие там "регионалы" и коммунисты, и поэтому никто не отвлекает главную ведущую - Юлию Владимировну – разными дурацкими вопросами, репликами и комментариями.
А в-четвертых, и это самое впечатляющее, формат и состав обоих "лайфов" идентичный, но второй проходит почему-то без самого Савика. И ничего, справляются!
Впрочем, я увлекся формальными вещами. А суть, конечно, в содержании. И содержание замечательно!
Хотя бы тем, что на каждом Кабмине говорится о перевыполнении бюджета, перевыполнении поступлений в пенсионный фонд и т.д. Проверить это все равно нельзя, поскольку Кабмин засекретил экономическую статистику.
Но все равно приятно, поскольку правительство, видимо, нашло какие-то свои эффективные, но пока еще, может быть, секретные способы и пути преодоления кризиса. Наверное, это какие-то дерзкие, необычные и смелые инновации.
Меня, в частности, на последнем Кабмине поразила отчаянная, по своей политической смелости и государственной дерзости попытка нашего премьера практически с голоса, после пятиминутной компьютерной презентации, получить поддержку своего правительства на выдачу госгарантий на 400 миллионов долларов под кредиты для молодой фирмы, производящей яйца. (Сразу скажу, чтобы отмести ненужные, грязные инсинуации и ассоциации, не перепелиные яйца, а обычные – куриные).
Почему меня зацепила и восхитила именно эта инновационная и антикризисная тема?
Просто я, как политолог, много лет с удивлением наблюдаю некую мистическую сакральную роль яиц в украинской политике.
Это и бронебойное яйцо, остановившее в свое время железную поступь одного из кандидатов в президенты.
Это и "дорогие яйца" Еханурова, фактически стоившие дорогого ему поста министра обороны.
Это и футбольный удар министра Луценко - по сами понимаете чему у киевского мэра…
В свое время я даже изобрел загадку: что общего между кексом, сексом и украинской политикой? – с простым логичным ответом: везде замешаны яйца.
И вот опять, теперь уже на Кабмине, я в подтверждение своей гипотезы увидел крутой антикризисный яичный замес: почти на полмиллиарда "зеленых". Правда, с первого раза замес не состоялся, поскольку на вопрос приглашенному главе яичной фирмы от и.о. министра финансов: "А чем фирма будет гарантировать возврат кредита?", тот не решился озвучить подсказку одного из сидевших рядом чиновников: "Собственными яйцами".
И поэтому вопрос пока завис в воздухе. Хотя я уверен, что в ближайшее время будет решен положительно, поскольку и проект действительно интересный, и схема его реализации, предложенная на Кабмине, отработанная и стандартная: пройтись по всем заинтересованным министерствам и ведомствам и договориться.
А мы ведь знаем, что договариваться бизнесмены с чиновниками у нас умеют. Уверен, что все наверняка будут довольны.
Хвала яйцам!
Так что, еще раз повторюсь, все у нас в правительстве "здорово и разумно". Есть, правда, одно маленькое "но".
Я понимаю, что правительству нельзя рассекречивать все их антикризисные заготовки, может быть, кроме "яичных". Но мне, как человеку много лет занимавшемуся методологическими проблемами, хотелось бы все-таки - хоть в виртуальном режиме, хоть в реале – получить от правительства хотя бы намек на его стратегию выхода из кризиса.
Уже абсолютно очевидно для большинства экспертов, что наш украинский экономический кризис, хотя и связан с общемировым, но имеет, в принципе, иную природу.
Если мировой кризис был сдетонирован в основном дисбалансом между финансовыми и реальными секторами экономики, то наш кризис - это, прежде всего, кризис рентабельности всей украинской нереформированной экономики.
Многие годы наша многострадальная экономика поддерживала свое относительно нормальное существование и даже некоторый рост не за счет модернизации, повышения своей эффективности и производительности труда. А за счет в основном трех внешних факторов: 1) низкой ценой на энергоносители; 2) низкой цены труда; 3) внешних и внутренних кредитов.
Когда все эти три факта зашатались, а первый вообще завалился, тогда, собственно, и начался специфический украинский системный экономический кризис.
Неудобно подсказывать нашему просвещенному правительству банальные и очевидные вещи, но выход из системного кризиса возможен только системный. Достаточно также очевидны и те системные ходы, действия, способы, которые сегодня должны быть основой антикризисной программы.
Во-первых, это радикальное и стремительное усиление конкуренции. Добиться этого можно ликвидацией всех существующих в стране монополий, а в идеале – и "олигархатов", поскольку в наших условиях олигархи как раз и являются чаще всего монополистами целых громадных отраслей – от трубного производства до громадных земельных латифундий.
Пока же мы видим, что правительство действует строго наоборот. Монополии не разрушаются, а создаются – в энергетической, транспортной и так далее сферах. Более того, само правительство становится монополистом. Например, в сфере финансовых услуг избранным банкам и избранным производителям.
Во-вторых, это борьба с коррупцией. Если в некризисные периоды коррупция, как это ни дико звучит, может даже выполнять какие-то почти позитивные функции, выступая чем-то типа "смазки" в быстром принятии решений, то в кризисном периоде – все наоборот.
В периоды кризисов, тем более системных, коррупция – это своего рода "контрольный выстрел" в голову едва дышащей экономике.
Сегодня в типично коррупционной связке "законодатели выделяют - чиновники осваивают" теряется от 10 до 50 процентов финансовых ресурсов.
То есть если раньше у нас был налог на Чернобыль в несколько процентов, который существенно тормозил экономическое развитие, то своего рода "налог на коррупцию" в десятки процентов просто добивает нашу экономику.
Поэтому вопрос сегодня стоит очень жестко: либо выжигание коррупции любыми способами дотла (включая, прежде всего, политическую реформу, которая должна трансформировать и очистить главные центры коррупционной эмиссии – парламент и политические партии), либо страна просто не выйдет из кризисного пике.
В-третьих, как это не антилиберально звучит, но на определенном этапе необходим контроль над нормой прибыли ведущих экономических игроков.
(Наверное, не совсем правильно, когда в тяжелый период для всей страны отдельные счастливчики, близкие к госзаказам, получают прибыль и 50, и 100, и более процентов).
Еще раз извиняюсь за банальность, но даже в тех постсоциалистических странах, где эти меры начали применять быстро и системно, сразу ощутили реальный результат.
Ну и, конечно, само собой, – это жесткая экономия и концентрация средств. То есть не распылять деньги, а концентрировать их на наиболее перспективных направлениях.
Не так давно я с одним ведущим мировым экспертом сделал небольшую поездку по регионам Украины, где мы смотрели правительственные проекты по производству так любимого премьер-министром биотоплива.
Когда этот американский эксперт осматривал полуразрушенные районные масло-жир заводики, в которые правительство планировало вложить по несколько миллионов гривен для перепрофилирования их на биотопливо, он смеялся до слез. (Как смеялся американский водитель в фильме "Брат-2", когда смотрел на купленный за 500 долларов "Кадиллак").
А дело в том, что подобные заводы становятся рентабельными только при определенной технологической оснастке и мощности. Во что, кстати говоря, надо вложить хотя бы по полмиллиарда евро в одну производственную единицу.
А распылять и так скудные бюджетные деньги на сотни мелких "самогонных аппаратов" – это все равно, что когда-то неуклюже пытался сделать Китай, создавая тысячи сельских доменных печей и потерпев, в конце концов, сокрушительное фиаско…
Хотя, может быть, я слишком строг в своем правительственном критицизме. Ведь системные реформы - это вещь достаточно заумная, и даже абстрактная. Систему ведь руками не пощупаешь. Другое дело – яйца!
|
Автор Дмитрий Выдрин