Украинская газета "День" 4 апреля анализирует роман румынского писателя Кристиана Негри, моделирующий украино-румынский военный конфликт вокруг Бессарабии.
"Кровь на Днестре" - именно так переводится новое произведение Кристиана Негри. Написано оно по образцу многочисленных скандальных романов последнего времени о войнах между соседними державами... И могло бы не вызвать столько эмоций в Румынии, Молдове, Украине, России и в непризнанной Приднестровской республике, если бы все участники конфликта не осознавали: описан один из сценариев разрешения застарелого территориального конфликта. Причем этот сценарий - не плод воображения эпатажного автора, а один из вероятных вариантов радикального решения проблемы постсоветских границ в отдельно взятом случае... Конечно, автор "Крови на Днестре" мог иметь цель лишь эпатировать читателя и тем самым повысить продажи своего романа. Но такого рода настроения неизменно высказывает часть политического истеблишмента Румынии, вплоть до нынешнего президента Траяна Бэсеску. Последний называл даже дату аннексии Бессарабии - 2025 год (30 ноября 2010 года, отвечая на вопросы издания Romania Libera, президент Румынии Траян Бэсеску заявил следующее: "Romania Libera: Существует ли такая временнАя перспектива, например, 25 лет, в которой Румыния и Республика Молдова объединятся? - Траян Бэсеску: Почему нет? - RL: Каким вы видите этот регион через 25 лет? - ТБ: Границы ЕС будут по Днестру, а демократическое развитие в регионе послужит стимулом и для других стран - таких как Украина - устремиться в ЕС. Через 25 лет Балканы будут частью ЕС и НАТО. - RL: С Румынией и Бессарабией в составе одной страны? - ТБ: Если на то будет желание румын с обоих берегов Прута" - прим. ИА REGNUM) На 15 лет позже, чем в романе Негри, но тоже в обозримом историческом будущем", - пишет издание.
"Не только Украина является потенциальным объектом территориальных вожделений. Молдова и Приднестровье в этом плане не менее уязвимы и привлекательны. Замороженный уже 10 лет конфликт на Днестре (Россия остановила вооруженную агрессию Молдавии против Приднестровья летом 1992 года - прим. ИА REGNUM) каким-то образом должен быть решен. И в Румынии много тех, кто не прочь увидеть его решение военным путем... Украина может быть вовлеченной в военный конфликт не только из-за посягательств на свои территории, но и в случае территориальных конфликтов у ближайших соседей. И самым актуальным из приграничных конфликтов является как раз приднестровская проблема - наследница, как и большинство подобных конфликтов, иезуитской сталинской национальной политики. Искусственные границы, в которых существуют бывшие республики СССР, делают их внутренне и внешне уязвимыми и во многом служат причиной проблем с национальной самоидентификацией у граждан этих государств. Украина - одно из государств, страдающее от подобной ситуации, но на ее территории слава Богу не было вооруженных конфликтов и этнических стычек. Иное дело - Молдова и Приднестровье. Конфликт этот не может быть разрешен без радикальных мер, предусматривающих инкорпорацию Приднестровья либо в Украину, либо в Молдову, либо в единое румыно-молдавское государство, - полагает издание. - Воссоединение Молдовы ("бессарабской Молдовы") и Румынии не столь уж нереально (Очевидно под "воссоединением" подразумевается повторная оккупация Бессарабии Румынией, по аналогии с оккупацией в 1918 - 1940 и 1941-1944 гг. Аннексия Бессарабии Румынией не признавалась СССР, до вторжения Румынии в декабре 1917 года на территорию принадлежавшей Российской империи Бессарабии, последняя никакого отношения к Румынии и румынам не имела - прим. ИА REGNUM). Румыния в последние годы значительно усилила свой военный потенциал, поэтому идеи "Великой Румынии" никуда не делись".
"Нарастив за последние годы свою военную мощь и имея за спиной поддержку США и НАТО, Румыния может и далее вести себя залихватски в отношении Украины. Ей многое удается - и во многом из-за действий или бездействия украинской стороны: как в случаях со Змеиным и Джурджулештами. Другое дело - поддержат ли европейцы и американцы прямую военную агрессию Румынии. Пока что такое развитие событий кажется сомнительным. Ставки не столь велики, чтобы поощрять румынский реваншизм до критического уровня. Тем более, если это может привести к войне не только с Украиной, но и Россией, реши та выступить в защиту Приднестровья. Конечно, Россия тоже вряд ли готова к войне с Румынией (то есть с НАТО) за Приднестровье. И вряд ли готова Украина. Однако в таких крайних ситуациях есть очень много обстоятельств, просчитать которые невозможно (от мировой геополитической ситуации до персональных качеств лидеров вовлеченных в конфликт стран), и потому они дают повод для фантазий романистов", - резюмирует "День".
Также издание приводит мнение румынского эксперта Оаны Попеску, директора Центра предупреждения конфликтов в Бухаресте: "Что касается книги Кристиана Негри, то в своем блоге он определяет ее как "военно-политический триллер" - фантастический роман, в котором подается сценарий войны в 2014 году. Я сомневаюсь, что это получит какую-то поддержку в румынском обществе. У меня даже нет представления, почему автор видит такую возможность. Если быть честной, я даже не представляю этого в осязаемом будущем. Эта книга - не политическая и не научная, это фантастический роман. Поэтому, так как это фикция, можно себе представить все что угодно - в том числе войну между Швейцарией и Люксембургом или между Австралией и Канадой! Книга Негри не отражает никакого "конфликтного настроения" в румынском обществе. Никто не хочет находиться в конфликте с любым соседом через политический и социальный диапазон, напротив, мы с озабоченностью наблюдаем происходящее на Балканах, где снова возникают некоторые межэтнические насилия. Мы вовсе не рады этой нестабильности в нашем регионе. Именно поэтому Румыния поддерживает евроатлантическую интеграцию всего региона: так, чтобы он смог стать пространством твердого и прочного мира и процветания. Что касается заявления Бэсеску о том, что Молдова может в следующие 25 лет вернуться в пределы Румынии, а граница Европейского Союза пройдет по Днестру, которое было процитировано РИА-Новости, - это очень неточная цитата заявления президента Румынии. Бэсеску отметил, что через 25 лет Румыния и Республика Молдова будут снова вместе в качестве членов ЕС, где границы не имеют значения. Он сказал, что как только Республика Молдова и балканские страны станут членами ЕС, это также даст мощный стимул для других соседей, таких как Украина, сделать то же самое. Румыния всегда решительно поддерживала стремления своих соседей стать членами ЕС и НАТО. И снова-таки, речь идет не об объединении с Республикой Молдова, а о том, чтобы быть вместе в ЕС".
Впрочем, украинский политолог Виталий Кулик в своем Facebook отмечает: "Вопрос не в футурологии, а в том, что в Румынии есть спрос на подобную литературку, она именно ОТОБРАЖАЕТ общественные настроения".
Подробности: http://regnum.ru/news/polit/1517574.html#ixzz1r6rZpixa
Владимир Коробов: Украина лакирует проблему Румынии
ИА REGNUM публикует текст доклада заведующего кафедрой философии и социологии Херсонского национального технического университета, директора Центра исследований южно-украинского пограничья, кандидата социологических наук Владимира Коробова на международной конференции "Присоединение Бессарабии к России в свете многовекового молдавско-российско-украинского сотрудничества" (2-4 апреля 2012 года, Вадул-луй-Водэ, Молдавия).
Проблема Румынии в контексте украино-молдавских отношений: национальные идеи и проблемы регионализации
...............
Проблема Румынии имеет вполне конкретный масштаб, она локализована в пространстве и времени. Эту проблему нельзя переоценивать, она не может стать основой для мировой повестки дня, в то же время, она несводима к межгосударственным отношениям Украина-Румыния, Молдова-Румыния и т.д. Это проблема региональная, проблема, влияющая на весь Черноморский регион, его безопасность и стабильное развитие.
Каковы очертания реальной политики Румынии на восточном направлении?
Главное направление - молдавское. Румыния сосредоточила усилия на том, чтобы не только получить доминирующее влияние в Республике Молдова, но и воспользоваться этим влиянием с целью изменить карту региона. Создаются условия для быстрого переформатирования карты мира в этом "пруто-днестровском углу".
Вторая важнейшая цель Румынии, которая только с вступлением в Евросоюз вышла из-под влияния России, это - вывод российских военных формирований из Приднестровья.
Крайне неблагоприятный вариант развития событий для Румынии - это возможное усиление координации политики между Россией и Украиной. С учетом ограниченности ресурсов для проведения Украиной активной и эффективной внешней политики, именно координация внешней политики с Россией является для Украины правильным решением.
В настоящее время румынские советники и специалисты работают в молдавских учреждениях, направляя свои усилия на фактическое сближение стандартов двух государств, по сути, на внедрение румынских стандартов в молдавское государство и общество.
Румынская политика отличается смелостью, решительностью, наступательным потенциалом. Деликатность международных проблем требует осторожности в критике румынской политики. Такое стремление привело к тому, что украинские журналисты, социологи, историки более жестко критикуют политику украинского правительства, чем политику румынского правительства. Свобода слова сжимается и минимизируется, когда речь заходит о Румынии...
Внешняя политика Румынии имеет сильные традиции. Ее отличают осторожность и прагматизм, тактика лавирования между центрами силы, склонность к "игре на нескольких досках", сочетание глобального и регионального подходов, конъюнктурность, использование метода интернационализации региональных проблем. Особо следует отметить традиционную антироссийскость и проявившуюся в последние десятилетия антиукраинскость внешней политики Румынии [3].
........
В чем состоит проблема Румынии? На ее внутриполитические состояние, на ее внешнюю политику, на психологическое состояние ее лидеров и всего политического класса в той или иной мере оказывает воздействие политическая фрустрация, недостижимость ее амбициозных целей, которые существуя в латентной форме, проявляются, прорываются "наружу" то в виде эпатажных высказываний политических лидеров, государственных руководителей на тему оправдания участия Румынии во Второй мировой войне на стороне фашистской Германии, то в виде научных исследований на тему "молдавского сепаратизма", то в форме такого радикального политического поведения как "ползучая паспортизация" населения в Республике Молдова, Одесской и Черновицкой областях Украины.
Какие основания есть для надежд на изменение международной конъюнктуры у открытых и скрытых сторонников румынского экспансионизма? Возможности отвоевать спорные территории, надеюсь, остались в 20 веке. Инструмент удовлетворения геополитических амбиций, показавший свою эффективность в веке 21-ом - международный суд, который как известно, помог Румынии получить контроль над значительной частью черноморского шельфа, ранее принадлежавшего независимой Украине. Используется европейское международное право. На службу решения румынских проблем поставлены мощные ресурсы Европейского Союза, союзников по евроатлантическому сообществу, союзу НАТО, в этом состоит новый вызов, новая острота проблемы.
Важнейшие составляющие проблемы Румынии в Черноморском регионе состоят в следующем:
- поведение Румынии в отношении Республики Молдова и в открытой, и в скрытой форме объективно способствует утрате Молдовой своего суверенитета и независимости;
- Румыния на государственном и общественном уровне не отказалась от пересмотра итогов Второй мировой войны, не провела мероприятия по моральному осуждению фашизма, устами своих государственных деятелей, ученых и политиков ставит вопрос о пересмотре итогов Второй мировой войны и изменении существующих границ;
- Румыния использует мировые центры силы для достижения целей своей внешней политики, ресурсы Евросоюза и США открыто используются двусмысленной румынской политикой (международный суд по о.Змеиному, размещение элементов ПРО США на территории Румынии и т.д.);
- Румыния допускает нарушения европейских стандартов и стандартов, общепринятых в остальном мире в отношении национальных меньшинств, в частности, венгерского, молдавского, украинского и т.п. Во всяком случае, в информационном пространстве нескольких стран обсуждаются возможные случаи таких нарушений.
Восточная политика Румынии за последние годы не отличается стабильностью. Еще при Ионе Илиеску в 1991 г. была сделана попытка официально предъявить претензии на Бессарабию, но во время своего второго президентства Илиеску признал суверенитет Республики Молдова, установив отношения с этим государством как приоритетные. В настоящее время кризисное развитие Европейского Союза, самой Румынии, в которой значительно выросла социальная напряженность и произошли в последнее время акции массового протеста и недовольства политикой правительства и президента - все это способствует радикализации и идеологизации румынской восточной политики. Неудачи во внутренней политике всегда создают предпосылки для отвлечения внимания обманутого народа с помощью радикальной внешнеполитической риторики.
Эксперты не исключают, что в обозримом будущем румынский экспансионизм найдет свое новое проявление на официальном уровне. Проблема Румынии состоит в частности в использовании этой страной "окон возможностей", ситуаций, которые предоставляет динамика международных отношений, международные процессы. Если ситуация в мире обострится, а зависимость от "центров силы" ослабеет, восточная политика Румынии вне всякого сомнения радикализируется, как это бывало в истории уже не однажды.
Проблема Румынии объединяет Украину и Молдову. Вместе с тем, есть существенные отличия в понимании этой проблемы в наших странах, общественного восприятия этой проблемы и ее интерпретации. С одной стороны, и Молдова, и Украина озабочены возможными угрозами суверенитету наших стран со стороны Румынии. С другой стороны, близость молдавского и румынского государств, и сходство молдавского и румынского народа только осложняют ситуацию. В отличие от Украины, которая едина и на Западе, и на Востоке в своих симпатиях к Молдове и однозначной поддержке независимости и суверенитета Республики Молдова, в самой Молдове есть прочная и широкая социальная база для так называемого унионизма, объединения Молдовы и Румынии. Процесс трансформации партийно-политической надстройки, выражающей и защищающей интересы этой социальной базы не завершен. Значительная часть граждан Молдовы воспринимает, например, Либеральную партию, ее ярких лидеров Михая Гимпу и Дорина Киртоакэ как маргинальные силы. Но уже унионизм Либерально-демократической партии и ее талантливого лидера Владимира Филата - это выражение политической респектабельности той же системы взглядов на геополитическое будущее Молдовы.
Украина, в тесном контакте с молдавскими экспертами и экспертами, которые работают в украинском Причерноморье, могла бы предложить Румынии План действий, направленных на кардинальное улучшение украино-румынских отношений. Принципиальной основой такого Плана может быть осуждение Румынией преступлений, совершенных в период оккупации 1918-1940 и 1941-1944 гг. Важнейшее решение, которое должно быть принято - заключение Договора с Молдовой о границах без всяких оговорок, признание ныне существующих границ. Румыния может отказаться от идеологии унионизма хотя бы на официальном уровне, прекратить государственную поддержку соответствующим организациям в Молдове. Было бы правильным изменить и поведение в отношении молдавского и румынского меньшинств в Украине.
Украинская внешняя политика нуждается в активном, глубоком и креативном изучении проблемы Румынии. .... Источник: regnum.ru.
Рейтинг публикации:
|