Подписанные соглашения «Газпрома» о строительстве трубопровода «Южный поток» с рядом европейских государств остаются в центре внимания экспертов. По их мнению, после того как «Газпром» подписал пакет документов с энергетическими компаниями Болгарии, Греции и Сербии (KM.RU писал об этом), уже можно говорить, что сделан важный шаг в развитии проекта. В частности, соглашения регулируют вопросы, связанные с деятельностью предприятий, которые займутся строительством и эксплуатацией «Южного потока».
Однако, пожалуй, ключевым моментом стала договоренность между «Газпромом» и итальянской Eni о значительном увеличении пропускной способности трубы с ранее запланированных 31 млрд кубометров в год до 63 млрд кубометров в год. Соответствующую бумагу в Сочи подписали глава «Газпрома» Алексей Миллер, и его итальянский коллега Паоло Скарони в присутствии премьеров России и Италии Владимира Путина и Сильвио Берлускони.
«Южный поток» — это масштабный и дорогостоящий проект. «В ходе переговоров мы говорили о вопросах финансирования проекта, и сегодня я могу проинформировать — капитальные затраты на строительство морского участка через Черное море и сухопутных участков через транзитные страны-участники проекта составит 8,6 миллиарда евро»,— сказал Миллер. «Нет никаких сомнений, что этот проект является финансово обеспеченным, и никаких проблем с финансированием «Южного потока» не будет»,— цитирует главу «Газпрома» РИА Новости. И надо сказать, что появление новой столь значительной «трубы» серьезно повлияет на расклады энергетического рынка в Европе. Особенно это важно в свете частых «газовых споров» между Россией и Украиной, ведь проектируемый маршрут проходит в обход нашего соседа.
Когда «Южный поток» вступит в строй, гипотетические демарши Киева вряд ли будут иметь столь же серьезный резонанс, как это случилось в январе. Так что для России этот проект выгоден. Разумеется, нужен он и европейцам. До недавнего времени потребности экономик стран Евросоюза в энергоресурсах быстро росли, и кризис не сможет уничтожить эту тенденцию. Вот тут-то и понадобятся дополнительные объемы газа, которые может предоставить «Южный поток».
О значении подписанных соглашений обозревателю KM.RU рассказывает Директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Татьяна Митрова.
— Подписание договоренностей означает реальное начало реализации проекта, до этого шла подготовительная часть проекта. Что касается увеличения мощности проекта, то мне кажется, это нуждается в дополнительных проработках, в первую очередь,— в анализе спроса и экономической эффективности. Я думаю, сейчас принято просто принципиальное решение о возможности такого расширения.
- Можно ли назвать «Южный поток» потенциально одним из крупнейших в мире газопроводов?
— Мощность получается очень большая, это будет один из самых больших газопроводов в мире. В Америке таких крупных трубопроводов вообще не строят, труба из Алжира в Италию и Испанию – меньше, в Китае тоже меньше. С «Южным потоком» сравнима система, идущая на Украину. Она построена в советское время. Трубопроводы гигантского размера — это особенность российской газовой отрасли. Вероятнее всего, проект будет реализовываться в несколько этапов: обычно кладут трубы параллельно.
- Достаточно ли газа для заполнения такой огромной трубы?
— У нас в прошлом году началась активная фаза освоения месторождения газовых месторождений полуострова Ямал. Так что, в стране будет достаточно газа для заполнения трубопровода. У нас заключены контракты с центрально-азиатскими странами о покупке практически всех объемов их экспортируемого газа, и этот газ тоже может пойти в «Южный поток». «Южный поток» — частичный конкурент «Набукко», потому что часть газа из «Южного потока» направлена на тот же рынок, на который нацелен и «Набукко». Но «Набукко» остается в очень подвешенном состоянии, потому что никак не могут найти ресурсы для его заполнения.
- А возможно ли, что какие-либо страны будут ставить «палки в колеса» проекту «Южный поток»?
— Приведу пример «Северного потока». Позиция Польши и прибалтийских стран абсолютно прозрачна. Это страны, которые теряют очень большие доходы от транзита. Там используются «экологические» доводы, хотя всем понятно, что речь идет о больших деньгах. И нельзя исключать, что то же самое будет и на юге. Например, Украина может выдвинуть такие аргументы.
Комментарий от редакции: Ага сейчас, два раза, Украина выдвинет аргументы. При первой же попытке Россия применит флот, причем на поражение и введет пропускной режим на Черном море. Турция только поддержит, после того "умные" на голову решили "Набукко" заполнить мифическим курдским газом Турция пойдет на любые договора с Россией, чтобы этого не было ни когда.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+