Проблема выборности и проблема целостности
Сергей Черняховский
доктор политических наук
В Госдуму внесён законопроект о прямых выборах глав регионов.
|
|
Инициатором идеи был Владимир Путин, высказавший её во время телемоста с гражданами страны. Она и логична, и отвечает настроениям и предпочтениям большинства граждан.
Собственно, когда выборность отменялась – и тогда говорилось, в том числе и Владимиром Путиным, что это мера вынужденная и своего рода чрезвычайная.
Председатель Конституционного суда РФ Зорькин отмечал, что выборность будет восстановлена через несколько лет, примерно в начале второго десятилетия века.
Инициировав её возвращение, Владимир Путин лишь выполнил своё обещание.
Назначение губернаторов, противореча общедемократическим нормам, имеет эффект повышения управляемости и пресечения местного произвола.
Но этот эффект в какой-то момент нивелируется в связи с тем, что возникает разрыв между интересами и проблемами региона и интересами его главы, ответственного перед назначившим его центром.
В результате, если сначала губернатор работает эффективно – поскольку назначается центром с постановкой перед ним задач решения проблем, вызвавших это экстренное назначение, то через некоторое время его интересы сосредотачиваются не на решении проблем региона и его жителей – а на произведении благоприятного впечатления на центр.
Равно как и на скрытии от него существующих проблем.
То есть, отказ от выборности может быть оправдан как чрезвычайная мера – но не работает как постоянная.
Выборность – с одной стороны, позволяет гражданам самим определять, кому они доверяют управлять регионом, с другой – сохраняет механизм контроля и оценки действий региональной власти.
Причём понятно, что губернатор, вызывающий симпатии власти и негативное отношение жителей, людям не нужен.
Но важно и другое: он на самом деле не нужен и власти – потому что, может, и создаёт приятное впечатление о себе – но для неё же порождает потенциальный конфликт в регионе.
В то же время есть и другая проблема, и другие противоречия.
Есть интерес региона и интерес страны. И интерес части не может быть выше интереса целого. И в первую очередь такой базовой ценности, как сохранение целостности государства.
Задача главы региона – решать проблемы жителей и его развития, не выходя за рамки общенациональных интересов.
И здесь встаёт вопрос о том, какой институт может обеспечить сохранение действий губернатора в этих рамках.
Тут две стороны вопроса.
Первая – это отсечение от избрания на волне популизма тех кандидатов, кто ставит целью противопоставление интересов региона интересам страны.
Вторая – пресечение деятельности выбранного губернатора в ситуации, когда он в какой-то момент начинает выходить за рамки принятых им на себя при избрании обязательств.
Крупная федерация с выборностью губернаторов – США.
Но кроме того, что там табуирована тема отделения от Союза (после разгрома в ходе гражданской войны сепаратистов Юга), есть ещё сильная двухпартийная система, где практически невозможно выбрать губернатора, который не будет поддержан одной из партий, а с другой – партии могут контролировать выдвинутых ими губернаторов.
Губернатор, существенно вышедший за пределы очерченных ему партией ограничений, будет отрешён от должности по инициативе партии.
Обе главные партии имеют доминирующие общенациональные установки. Тогда как те или иные местные и сепаратистские организации существуют на политически незначимом уровне.
Проблема для России – отсутствие нескольких сильных партий.
Ни одна из существующих не обладает рычагами контроля над губернатором – и просто не имеет сил для такого контроля.
Выдвигая идею возвращения выборности губернаторов, Владимир Путин говорил о создании институционального фильтра, обеспечивающего соблюдение рамок общенациональных интересов уже при выдвижении кандидатов в губернаторы.
В законопроекте, представленном в Госдуму, идея несколько модифицирована, хотя и сохранена.
У президента есть возможность отрешения губернатора в двух случаях – при выявлении фактов коррупции и зафиксированного случая «конфликта интересов» (имеется в виду – коммерческих). Также предусмотрен механизм отрешения губернатора от должности по инициативе граждан.
Но этих оснований для отрешения – недостаточно. К ним как минимум должно быть добавлено право на отрешение главы региона в случае проведения им сепаратистской политики.
Проект надо дорабатывать и в плане усиления гарантий от регионального произвола и сепаратистских тенденций.
Вопрос в том, чтобы сохранить и не выхолостить два базовых принципиальных момента: прямая выборность губернаторов населением – и сохранение институционального фильтра, не допускающего или не сохраняющего во власти людей, ведущих к конфликту интересов региона и страны. Источник: file-rf.ru.
Рейтинг публикации:
|