Поиск долгосрочной стратегии
Сергей Черняховский
доктор политических наук
Как следует из статьи Владимира Путина «Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить», интересы большинства должны признаваться основными и первичными.
|
Фото с сайта premier.gov.ru.
|
Наиболее ценное в статье – это перевод политических споров и полемики от разговоров о ситуативных моментах, от краткосрочной и даже среднесрочной стратегии к обсуждению долгосрочных проектов.
Заявлена уверенность, что время распада постсоветского периода пройдено. И теперь стоит задача нового строительства, выхода на принципиально иной уровень развития.
Путин старается найти путь между революционным рывком и застоем, предлагая концепт стабильности – как стратегии не простого упования на эволюцию, а целенаправленного поступательного развития. Причём вторую опасность он считает как минимум не менее порочной:
«Другая тенденция, противоположный вызов – склонность к застою, к иждивенчеству, неконкурентность элит и высокий уровень коррупции. Причём при каждом удобном случае "ниспровергатели" буквально на глазах превращаются в "самодовольных господ", которые противятся любым переменам и ревностно охраняют свой статус и привилегии. Либо происходит ровно обратный процесс – "господа" превращаются в "ниспровергателей".
Отсюда – очень "короткое дыхание" политики, её ограниченность вопросами текущего сохранения или передела власти и собственности», – так считает Владимир Путин.
И он предлагает пойти дальше и найти согласие в том, какова будет перспектива развития страны.
Старый путь развития в зависимости от того или иного сырьевого экспорта исчерпан. И это очевидно. И нельзя жить лучше, чем работаешь: «Кто не работает, тот не ест. От каждого – по способностям, каждому – по труду».
Отсюда – выход на простой, казалось бы, но странно затерянный в последние двадцать лет вывод: чтобы успешно развиваться, страна должна развивать своё производство.
«10 млн человек занято на производствах, построенных на архаичных, отсталых технологиях. Такие технологии должны уйти в прошлое – и не только потому, что проигрывают на рынке. Часть из них – просто опасна для здоровья работников и для экологического благополучия», – пишет автор.
Отсюда выстраивается задача – создать экономику, которая обеспечит более высокие доходы, удовлетворённость от творческой работы, возможности для профессионального и карьерного роста.
Однако наиболее радикальные оппоненты Путина ведут разговор не о стратегии развития, а о распределении власти. Хотя и получить её хотят для перераспределения собственности – и большей частью не в интересах народа.
А Владимир Путин предлагает вести разговор о том, какое общество мы хотим получить. И в статье он намечает то, что можно считать главным направлением развития страны, – создание новой экономики.
Причём не виртуальной – а экономики новой промышленности.
Необходимо сделать так, чтобы большинство общества составляли образованные, высокопрофессиональные и одновременно материально благополучные люди. Это действительно значимая задача, требующая колоссального труда и колоссального переворота в производительных силах.
Много можно спорить о том, нужны ли исторические рывки и нужна ли политическая революция. Но задачи, которые Путин предлагает поставить на повестку дня, – это в любом случае технологическая и промышленная революция. И тут есть два уровня, по которым возможна дискуссия.
Первый – принимаются ли эти установки как стратегические? Потому что в современной России большая часть политически активных групп вообще на уровне стратегических целей не мыслит. Путин пытается вытянуть их на этот уровень мышления.
Второй уровень обсуждения – это те пути и инструменты, с помощью которых можно решать данные задачи.
Но для того чтобы о них говорить, нужно всё же определиться – признаются ли эти цели и задачи как главные.
Сущностно важна также постановка вопроса о соотношении свободы (признаваемой безусловно необходимой) с ответственностью и базовыми ценностями. Это вопрос особо актуален в нашу эпоху постмодернизма с его моральным релятивизмом и утверждением множественности истин.
Во-первых, действительно свободен лишь тот, кто способен отвечать за последствия своих решений, – иначе он становится рабом собственного произвола. Во-вторых, в том, что признание ценности свободы не может быть безграничным по определению.
Свобода одного не может быть его правом на нанесение ущерба другому. И она не может быть правом на оскорбление другого и его святынь и ценностей. Также она не может быть правом наносить ущерб общим интересам. И доминирующим в обществе ценностям.
И свобода в конечном счёте не может быть правом меньшинства пренебрегать интересами большинства.
Потому что пока общество социально неоднородно, в нём будут разные интересы – интересы большинства и интересы меньшинства.
Можно искать пути их согласования. Можно уважать любое меньшинство – разумеется, если оно уважает большинство.
Но не могут интересы большинства ни в коем случае приноситься в жертву интересам меньшинства.
И Путин предлагает взять это за неоспоримое основание: интересы большинства должны признаваться основными и первичными. Источник: file-rf.ru.
Рейтинг публикации:
|