Согласно данным предновогодних соцопросов ФОМ и ВЦИОМ рейтинг Владимира Путина стабилизировался на уровне 45-50%. На мой взгляд, этого вполне достаточно для успешного старта его президентской кампании. Следует иметь в виду, что в конце декабря критические настроения после митингов на Болотной площади и проспекте Сахарова в отношении власти достигли своего пика. А обсуждение этих событий было на первых полосах практически всех СМИ и даже государственных телеканалов.
Я не считаю, что Путину нет никаких альтернатив
В такой ситуации стартовый рейтинг в 45-50% – это достаточно много. Он позволяет Владимиру Путину надеяться на победу в первом туре, потому что в ходе продолжительной кампании рейтинг обычно демонстрирует тенденцию к росту. Так или иначе, Путин при всех нареканиях в его адрес объективно остается наиболее харизматичным и популярным политиком в России.
При этом я не считаю, что ему нет никаких альтернатив. В конце концов, это – лишь человек, и рано или поздно он будет должен уйти с политической арены. Однако было бы глупо отрицать тот факт, что он является наиболее популярным политиком в России. Таким образом, в ходе кампании он, скорее всего, удержит свои нынешние показатели, а может еще и увеличить их на 5-10%. Вот почему у него есть шансы на победу в первом туре без фальсификаций и использования административного ресурса. Хотя чисто теоретическая возможность второго тура по-прежнему существует.
Некоторые политологи считают, что Путину выгоднее одержать победу во втором туре, поскольку это якобы выглядело бы более убедительно для избирателей. Однако, насколько я понимаю, команда Путина делает ставку именно на победу в первом туре, причем, что называется, чистую победу, без использования админресурса. Очевидно, что его задействование бессмысленно и будет лишь играть против наиболее вероятного победителя, т. к. это даст его противникам возможность обострить ситуацию на этапе подведения итогов выборов. Вот почему, как я думаю, Путин будет делать ставку на достаточно открытую кампанию.
К тому же второй тур невыгоден ему с чисто психологической точки зрения. Во-первых, это было бы интерпретировано его конкурентами как подтверждение относительной слабости позиций Владимира Путина. Собственно, этого и хотели бы противники действующего премьера – чтобы его условная легитимность была ниже, чем на прошлых выборах. Что, в свою очередь, позволит в будущем более эффективно оказывать на него давление.
Кандидат для участия во втором туре пока не просматривается
Во-вторых, следует иметь в виду, что в случае назначения второго тура выборов появляется необходимый временной лаг для организации протестных действий со стороны оппозиции. Вот почему никакой кандидат, обладающий предпочтительными шансами, никогда не будет по доброй воле стремиться к тому, чтобы «организовать» себе второй тур. Тем более что уже сегодня очевидно, что где-то готовятся протесты – вне зависимости от того, каким будет результат. Это является следствием установки на раскачивание ситуации в России, чтобы сделать Путина в перспективе более податливым и мягким при обсуждении различных правил игры как внутри страны, так и вовне ее. Другое дело, что эффективность подобных акций в значительной степени будет зависеть от того, как будет проходить предвыборная кампания и с каким результатом победит Путин.
По состоянию на сегодняшний день кандидат для участия во втором туре пока не просматривается, тем более что рейтинг партии власти в целом в лице «Единой России» нельзя экстраполировать на Путина, потому что президентские выборы по сравнению с думскими – это совсем другая электоральная реальность. Это – гораздо более персонифицированная вещь. Рейтинг Путина выше, чем рейтинг «Единой России», и, напротив, антирейтинг Путина ниже, чем антирейтинг «ЕдРа». Вот почему по сравнению с парламентскими выборами действующий премьер находится в более выгодной ситуации, в отличие от того же Зюганова, потому что электорат коммунистов голосует за эту партию скорее из общепротестных соображений, нежели персонально за Зюганова. Как личность и харизматичный политик последний привлекает внимание избирателей гораздо меньше.