Тимур Алиев, советник президента Чечни, главный редактор газеты «Чеченское общество»
Кампания «Хватит кормить Кавказ» есть обычная пиар-акция людей, делающих себе имя на этой теме. Кто-то репостит в блогах, накручивая своему ЖЖ рейтинг, кто-то призывает на митинги, набирая политические очки в реале. И чем дольше они занимаются раскруткой темы, тем она популярнее, тем больше людей присоединяется. В блогосфере то, чем занимаются «хватиткормитькавказцы», называется троллингом. Так вот, «Хватит троллить Кавказ!».
«Что же теперь, выдвигать лозунг «Хватит кормить оружие»?» Естественно, что с того момента, как тема вышла в народ, ее раскруткой занимаются не только пиарщики. Если семь человек нарочно назовут черное белым, восьмой поверит, что так оно и есть.
Но на самом деле никакой реальности за этим лозунгом не стоит. Однако возражения почти не воспринимаются общественным мнением, прежде всего по причине малого количества высказывающих их экспертов.
Существуют две практики ответов на лозунг, что Кавказ – это балласт, живет за счет российских налогоплательщиков, пора или прекратить дотировать его, или отделить от России вовсе.
Первая: в пример приводятся и другие регионы Российский Федерации с высокой степенью дотаций, помимо северокавказских республик. Это Камчатка, Магадан, Якутия, Тыва и еще несколько. Активисты кампании «Хватит кормить Кавказ», или, проще сказать, провокаторы отвечают, что перечисленные регионы расположены на Севере, что без дополнительного финансирования им не выжить, поэтому никак нельзя сравнивать. Совершенно верно, сравнивать и не нужно. Речь идет лишь о том, что, если исходить из критерия «балластности» и если вы хотите отделить от страны некоторые регионы по причине их нерентабельности, то Север и Дальний Восток должны быть первыми в очереди. Пусть себе чахнут в вечной мерзлоте и самостоятельном одиночестве, зачем переводить на них средства?
Вторая практика ответов – объяснения, что на самом деле Кавказ вовсе не дотационен, что бюджет страны получает не меньше, чем вкладывает в него. В частности, если брать в пример Чечню, то обычно отвечают, что выкачиваемая из республики нефть высокого качества при нынешних ценах за баррель вполне реализуема за деньги, сопоставимые с размером дотаций Чечне. Приводятся разные расчеты по получаемым доходам от чеченской нефти, которые в той или иной степени перекрывают дотации. Вот один из примеров: «За 2011 год количество добытой нефти в ЧР составило (по официальным отчетам компании «Роснефть») чуть более 1 млн тонн, или 7,4 млн баррелей, что равно 20 млрд 510 млн 506 тыс. рублей. На 2011 год по проекту Минфина России запланировано было выделить дотаций Чечне в размере 13 021 рублей на человека. Или 16 млрд 524 млн 951 тыс. рублей на регион». Получается даже перекрытие. С учетом же того, что разработкой недр в ЧР занимается государственная компания «Роснефть», прибыль идет напрямую государству. Тем более что и основной налог с добычи (налог на добычу полезных ископаемых – НДПИ) – федеральный и платится Роснефтью не в бюджет республики, а в федеральный бюджет.
Можно предложить и третью практику. Снова сравнительную, как и в первом случае, но не с другими регионами, а с другими бюджетополучателями. Например, можно еще вспомнить о тех средствах, что выделяются на футбольные клубы. Скажем, спонсор «Зенита» (официальный бюджет за 100 млн долларов) – Газпром, а ЦСКА – Роснефть. Обе компании – государственные. Так что теперь, господа провокаторы, может, вам выйти на улицы с плакатами «Хватит кормить «Зенит»?
Или можно прочитать информацию о том, что на программу перевооружения Южного военного округа до 2020 года уйдет 5 трлн рублей. Между тем вся ФЦП развития Северного Кавказа до 2025 года «весит» на 1 трлн меньше. Что же теперь, выдвигать лозунг «Хватит кормить оружие»?
Но лично я полагаю, что нет никакой необходимости доказывать все три практики ответов с цифрами на руках. И ни в коем случае не призываю отказаться от большого российского футбола, дотаций Северу или даже переделывать налоговое законодательство, переводя НДПИ из федерального в региональный. Однако существуют и другие соображения, которые перевешивают все остальное.
Смысл в другом. Чечня (один из регионов РФ) и ее инфраструктура были разрушены в ходе военных действий и нерационального хозяйствования в период с 1991 года. Сейчас республика всего лишь восстанавливается в социально-экономической и промышленно-производственной сферах до того состояния, в котором находилась в советское время.
Деньги республике выделяются целевым и абсолютно прозрачным образом (куда конкретно они направлены, можно прочитать на сайте, где перечислены все ФЦП). Первое время деньги предназначались в основном на «социалку». Теперь больше с креном на производство.
Однако до сих пор республика не вышла на тот, советский уровень, тем более в области промышленности и производства. Нет разрушенного нефтекомплекса, нет завода когда-то союзного значения «Красный молот». А по нынешним временам, думаю, выстроить такие комплексы обойдется в триллионы рублей. Интересно, что сказали бы «хватиткормитькавказцы», если Чечне выделили бы средства на промышленность пускай даже того, советского масштаба.
Естественно, что пока у республики нет возможности зарабатывать самой, она вынуждена жить на дотации. Запускаемые производства пока не идут ни в какое сравнение с теми гигантами, что функционировали в Чечне в советское время. Кроме того, им нужно время, чтобы выйти на окупаемость и прибыльность. Стремительный подъем сельского хозяйства, которое было одним из образующих в ЧИАССР, невозможен – огромное количество земель, в том числе и пахотных, до сих пор не разминировано, а необходимые на это средства (огромные) не выделяются. Тем не менее республика сделала ставку на агропромышленный сектор, на переработку продукции сельского хозяйства, выстроены и функционируют два агрохолдинга – на севере и юге республики.
Одновременно сама республика предпринимает гигантские усилия по привлечению в нее инвесторов. Уже несколько лет вопрос инвестирования и в социальную сферу, и в промышленность – один из приоритетных в политике главы ЧР Р. А.Кадырова. По большей части инвестиции идут через бизнесменов – выходцев из Чеченской Республики (Руслана Байсарова, Абубакара Арсамакова). Кроме того, активно вкладывают в Чечню или планируют это делать предприниматели из Турции, арабских стран, Азербайджана. Можно выделить такие проекты, выстроенные на средства инвесторов, как высотный деловой многофункциональный комплекс «Грозный-сити», торгово-развлекательный центр «Грозный-сити», горнолыжный курорт «Ведучи».
Безусловно, дотационность не нравится никому в Чечне, однако пока республика не встанет на ноги, этого не избежать. А она не встанет на ноги самостоятельно, если не вывести ее хотя бы на уровень 80-х годов.
Иначе говоря, дотации Чечне нужны до тех пор, пока республика не перестанет быть дотационной. Как только республика сможет самостоятельно обеспечивать свои нужды, необходимость в дотациях отпадет. Простой вывод – нужно помочь Чечне придти к этой самоокупаемости.
Парадоксально, но как только «хватиткормитькавказцы» видят этот вывод, они говорят, что в таком случае Чечня сразу потребует независимости. Ну так вы сами предлагали только что отделить Кавказ! В чем проблема? Ваша мечта осуществится... Или нет, не отпускать. Что тогда – не позволять Чечне быть финансово самодостаточной? Значит, снова дотации, сказка про белого бычка?
Кстати, никакого стремления к независимости никогда не возникнет, если привязать республику к единому экономическому пространству. Кто-то скажет, что ЧИАССР уже была привязана к остальной стране такими узами в начале 90-х, однако отделилась. Аналогия неуместна. Чечня устремилась в независимость по причине общего парада суверенитетов. А если сегодня не требовать разделения страны, то и регионы по своей инициативе не пойдут на такой шаг.
«Никто тогда не требовал прекратить «кормить Кавказ» бомбами и ракетами» Еще встречались вопросы: а почему восстановлением Чечни должны заниматься российские налогоплательщики? Почему не сами жители Чечни? Кто виноват и кто разрушал?
Во-первых, Чечня – часть и субъект Российской Федерации. Во-вторых, жители Чечни – тоже российские налогоплательщики, а значит, восстановление Чечни идет и на их деньги. В-третьих, у Чечни недостаточно собственных ресурсов для этого. Требовать от человека, не имеющего инструментов и материалов, чтобы он сам построил себе дом, – это какое-то изощренное издевательство. В-четвертых, сама постановка вопроса – «а кто виноват» – цинична. Вопрос не в том, кто виноват, а в том, кто пострадал. Ну и в-пятых, а где были нынешние провокаторы в то время, когда на Кавказе шли боевые действия? Уж эти действия точно забирали больше денег, чем все строительно-восстановительные работы. Однако никто тогда не требовал прекратить «кормить Кавказ» бомбами и ракетами. Почему допустили такую затратную штуку, как война, на свои «деньги налогоплательщика»?
Кампания «Хватит кормить Кавказ» не есть следствие некой несправедливости по отношению к некавказским регионам, как пытаются представить ее организаторы. Это информационный повод для вброса националистических идей, основанных на ложном понимании бюджетной политики государства в отношении Северного Кавказа. Бороться с самой кампанией бессмысленно, это все равно что бороться с мыльными пузырями. А вот устранить это самое «ложное понимание» можно и нужно.
Специально для газеты ВЗГЛЯД
Источник: http://vz.ru.
Рейтинг публикации:
|