aif.ru. Матвей Урин
Тверской суд Москвы наложил арест на часть бюджета Ленинградской области. По версии следствия, 440 млн рублей, находящиеся на счетах региона в ЦБ РФ, были похищены теневым банкиром Матвеем Уриным. Как стало известно "Росбалту", ходатайство о наложении ареста на бюджетные средства Ленинградской области было подано в Тверской суд Главным следственным управлением при ГУ МВД РФ по Москве, которое и расследует дело в отношении Матвея Урина.
Полицейские потребовали заблокировать 400 млн рублей и 41,3 млн рублей, находящиеся на двух счетах Комитета финансов Ленинградской области в ГРКЦ ГУ Банка России. Арест денег, как полагают в ГСУ, необходим для удовлетворения гражданских исков банков, пострадавших от действий Урина – АКБ "Славянский банк", Банк "Монетный двор", "Уралфинпромбанк", "Донбанк" и "Традо-банк". Из этих финансовых учреждений их "теневой хозяин" Урин, по версии следствия, вывел в общей сложности 15 млрд рублей. Часть этих денег оказался на бюджетных счетах Ленинградской области.
Дело в том, что весь бизнес Урина строился по довольно простой схеме. Он покупал банки, выводил из них активы, подменяя их на "липовые" пакеты акций, а часть вырученных средств пускал на покупку новых банков. Незадолго до ареста (Урина взяли под стражу в ноябре 2010 года), бизнесмен "положил глаз" на Рускобанк, доля в котором (25 %) официально принадлежала Леонобласти. Однако фактически к тому времени под контролем региона находился весь банк, поскольку другой его совладелец – скандальный банк ВЕФК — имел перед Ленобластью долг в 400 млн рублей. В случае невозможности расплатиться деньгами, ВЕФК обязался передать региону контрольный пакет акций Рускобанка.
Ленобласть нуждалась в средствах, поэтому решила переуступить право требования долга с ВЕФК, а также и право требования крупного пакета акций Рускобанка, принадлежащему Урину ЗАО "ТК "К-Трейд". Эта фирма перечислила Комитету финансов области 441 млн рублей, которые, по версии следствия, бизнесмен похитил из подконтрольных ему банков. Однако истребовать с ВЕФК акции Рускобанку Урин не успел — его задержали. Структуры бизнесмена попытались было вернуть деньги, но получили отказ региона. С отказом столкнулось и Агентство по страхованию вкладов (АСВ), которое сейчас разбирается с вкладчиками подконтрольных Урину банков. В Ленобласти полагали, что они являются "добросовестными выгодоприобретателями" и 440 млн рублей должны оставаться в бюджете.
Тогда в ситуацию вмешалось ГСУ ГУ МВД по Москве. Тверской суд удовлетворил ходатайство следствия о наложении ареста на бюджетные средства. Комитету финансов ЛО запрещено расходовать 441,3 млн рублей на счетах в ЦБ РФ, а также проводить какие-либо операции по счетам в пределах указанной суммы.
Представители региона попытались оспорить такое решение в Мосгорсуде, заявив, что действующее законодательство РФ не предусматривает наложение ареста на денежные средства, "находящиеся на счетах бюджетов бюджетной системы РФ". Однако Мосгорсуд оставил решение Тверского суда в силе.
Напомним, Матвею Урину предъявлены обвинения по двум эпизодам части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). В постановлении ГСУ говорится, что Урин похитил "денежные средства АКБ "Традо-Банк" и АКБ "Славянский банк" в сумме более 10 млрд рублей, которые впоследствии были переведены на расчетные счета подконтрольных ему и фиктивных обществ с ограниченной ответственностью". Общая сумма ущерба от его действий оценивается полицейскими в 15 млрд рублей.
По версии следствия, к моменту задержания в ноябре 2010 года Урин контролировал банк "Монетный двор", "Уралфинпромбанк", "Донбанк", "Славянский банк" и "Традо-банк". Два последних финансовых учреждения были самыми крупными в империи бизнесмена.
Для вывода средств, по версии следствия, Урин разработал следующую схему. "Славянский банк" и "Традо-банк" заключали с подставными фирмами договора на покупку ценных бумаг первоклассных эмитентов, в том числе "Газпрома". Под этим предлогом из банков на счета фирм-"однодневок" перечислялись деньги – в среднем по 200-300 млн рублей по каждому из договоров. В дальнейшем эти средства либо переводились на личные счета Урина, либо по "липовым" контрактам отправлялись за границу, либо обналичивались.
Часть денег бизнесмен, как считает следствие, направлял на приобретение новых банков. Купленные же "Славянским банком" и "Традо-банком" акции вносились в отчетность этих банков, благодаря чему у них были хорошие показатели. По данным ГСУ, на самом деле ценные бумаги были не более чем "воздухом", они вообще никогда не существовали. Под контролем Матвея Урина находилось несколько депозитариев, которые и вносили соответствующие записи о сделках с акциями. В реальности дорогие ценные бумаги ни "однодневкам", ни банкам Урина никогда не принадлежали. Чтобы скрыть аферу, бизнесмен постоянно закладывал акции по кредитам в другие подконтрольные ему банки.
До ареста денег на счетах Ленобласти, следствию удалось найти только 207 млн рублей из похищенных Уриным 15 млрд рублей. Летом 2010 года эти деньги под предлогом покупки ценных бумаг были перечислены из "Традо-банка" и "Славянского банка" на счета подставного ООО "Эдвантис Кэпитал" в "Инвестбанке", а потом переведены на личные счета Урина все в том же "Инвестбанке". На них наложен арест.
Империя Урина рухнула осенью прошлого года. 14 ноября кортеж банкира двигался по Рублевскому шоссе, когда его подрезал BMW. Охранники бизнесмена избили водителя иномарки гражданина Голландии Йоррита Фаассена – бывшего сотрудника "Газпромбанка" и "Стройтрансгаза". Он сообщил о случившемся в правоохранительные органы и назвал номера машин обидчиков. После этого Урин и его охранники были задержаны.
После ареста Урина и выяснилось, что капитализация его банков дутая, у большинства из них ЦБ отозвал лицензии. А с вкладчиками пришлось разбираться Агентству по страхованию вкладов. На конец прошлого года пострадавшим было выплачено 4,8 млрд рублей. Как рассказал "Росбалту" источник в банковских кругах, у структур бизнесмена также возникли проблемы и с криминалитетом. Вскоре после того как Урин оказался за решеткой, в одно из его финансовых учреждений приехали крепкие ребята из Кузбасса – у крупного местного холдинга в этом банке "зависло" 300 млн рублей. Только после того как они поколотили заместителя председателя правления, проблема была решена. Визитерам переуступили долги перед банком одной из реально существующих фирм.
Александр Шварев Источник: rosbalt.ru.
Рейтинг публикации:
|