В России появился новый феномен – неверующие православные… Об этом и о многом другом рассказывает известный религиовед, руководитель учебно-научного центра изучения религий РГГУ Николай ШАБУРОВ.
- Николай Витальевич, мир наш меняется очень стремительно, буквально на глазах – новые технологии порождают новые возможности, новые отношения между людьми новую мораль. То, что вчера считалось ненормативным - например, брак между однополыми партнерами, эвтаназия и так далее - сегодня в развитых странах становится вполне нормативным просто в силу возрастающих гуманности и толерантности цивилизованного общества. Но, как известно, церковь – один из самых ригидных механизмов социального организма, и особенно это касается православия… Не приведет ли прогресс к тому, что религии просто отомрут в мире будущего?
- Глобальная тенденция действительно такова - ослабление роли традиционных религий. Наиболее комфортно христианство чувствовало себя в Средневековье. Затем началось Возрождение, произошли научная, промышленная революция. Но западное христианство сумело к этому приспособилось. Обычно, как самую адекватную времени конфессию приводят в пример протестантизм. Протестантизм способствовал развитию капиталистических отношений, гражданского общества, демократического государства». Но и католичество тоже не стояло на месте - в результате Контрреформации, а фактически католической реформы, оно неплохо вписалось в новое время. Причем, обновления проходили там буквально до последнего времени - в 1960-е годы состоялся Второй Ватиканский собор с очередными новациями.
- Какими?
- Произошло изменение тех вещей, которые не относились к ядру вероучения, но традиционно связывались с католичеством. Была провозглашена поддержка экуменизма, произведена демократизация церковной жизни, проведена литургическая реформа - переход с латинского языка богослужения на национальные языки. Наконец, католическая церковь приняла ценности гражданского общества - демократию, веротерпимость, свободу совести... которые еще в 19 веке полностью отрицала.
Однако, изменения, происходящие в мире, столь быстры, что традиционные религии, неповоротливые как большие корабли, за ними все же не поспевают. Поэтому на религиозном рынке появилась масса мелких религиозных структур - более мобильных и потому готовых к удовлетворению дробящегося спроса. Неудивительно, что у крупных религиозных корпораций сейчас возникает некоторое недоумение, они перестают понимать, каковы же их функции в этом быстро меняющемся мире. В частности очень "тугая", консервативная позиция у Русской православной церкви. Ее лучше всего сформулировал один православный деятель: "Не церковь должна приноравливаться к миру, а мир должен приспосабливаться к церкви, как хранительнице вечной истины." Причем, рядом с такой позицией всегда присутствуют эсхатологические ожидания - ожидания конца света.
В результате неповоротливости традиционных религий количество их приверженцев уменьшается. Но это не означает вытеснения религий как таковых: традиционные религии вытесняются не секулярным мировоззрением, а именно новыми религиозными формами. Отсюда - всплеск интереса к оккультизму, восточным религиям, новым религиозным образованиям. Это явление подробно описано в научной литературе.
Любопытно, что даже в рамках христианства начинают пользоваться успехом не очень традиционные формы и направления. Сейчас, скажем, во многих латиноамериканских странах очень быстро распространяется нехарактерный для Латинской Америки протестантизм, причем, в самых радикальных его формах. Слишком уж сильно одряхлело тамошнее католичество, слишком уж оно ассоциируется с существующим социальным порядком.
Вот пример из другого региона. Япония. Страна, казалось бы, абсолютно секулярная. Страна, в которой традиционные формы религиозности практически без остатка растворились в культуре – в качестве ритуалов. Но при этом именно в Японии возникает Аум Синрике. И таких радикальных религиозных новообразований там полно, просто они никого не травили в метро, поэтому менее известны, чем Аум Синрике.
В России происходят сходные процессы, которые подстегиваются тем, что сейчас православие быстрыми темпами становится институциональной религией, пользуется поддержкой государства и все более этой поддержки ищет. Подобный путь для православия – тупиковый, он будет только провоцировать альтернативные формы религиозности. Пока это мало заметно в силу того, что после обрушения коммунизма православие для многих – все еще новинка. Но чуть погодя мы столкнемся с уходом многих людей, считающих себя сегодня православными, в иные религиозные течения.
- Как вы думаете, решится ли РПЦ на реформы, необходимые для ее выживания? Повернется ли она лицом к клиенту? Скажем, начнут ли они вести службу на современном русском языке, поставят ли в храмах скамьи для удобства прихожан?.. Мне кажется, судя по тем настроениям, что царят в московском патриархате, они скорее умрут, чем реформируются.
- Я думаю, все дело в сроках. В данный историко-политический период РПЦ не пойдет на реформу. Другой вопрос, сколько этот период будет длиться. Сейчас православие ориентируется на традиционалистские, консервативные круги, которые ценят в РПЦ именно отсутствие динамизма, нежелание перемен. Это те самые слои общества, которые болезненно воспринимают рыночные реформы, которые настроены антизападнически, изоляционистски. Сегодняшнее православие обслуживает именно этот сегмент общества. Те силы в Церкви, которые ориентированы на либеральные реформы, сейчас очень слабы. Просто потому, что люди, настроенные реформаторски, по большей части далеки от церковности, это люди иной ментальности. Поэтому церковь и ориентируется на ретроградов. Но эта ситуация изменится, как только вектор развития нашего общества изменится в сторону подлинных реформ, в сторону либеральных ценностей. Вот тогда православная церковь перейдет на русский язык и вообще станет проводить внутренние реформы вслед за общественными. Что, конечно, может вызвать уход из РПЦ МП консервативно-традиционалистских элементов. Ведь в католической церкви после Второго Ватиканского собора тоже не обошлось без расколов. Главное, чтобы не слишком поздно были проведены необходимые реформы.
- А почему так получилось, что сейчас на православие ориентируются, в основном, ксенофобы, антиреформаторы, антизападники и ретрограды?
- Все общественные институции, существовавшие в советскую эпоху и перешедшие в новую эпоху, в той или иной степени подверглись реформированию в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Институт же Церкви никакому реформированию не подвергся. Значительная часть церковных иерархов – люди с советской ментальностью. И они существуют все в той же структуре, созданной Сталиным в середине 1940-х годов по примеру обычных советских наркоматов и управлений – это произошло после исторической встречи Сталина с митрополитами Сергием и Николаем.
Есть и еще одна причина… В ситуации гонений, в ситуации подавления любая система переходит в жесткую консервативную позицию – это форма защиты против неблагоприятного внешнего воздействия. Это не только у нас, католичество в странах Восточной Европы тоже более консервативно, чем католичество Западной Европы, где его не давили коммунистические режимы.
Поэтому и произошел симбиоз консервативной и не реформированной в постперестроечное время церкви со всеми консервативными слоями общества.
- Неужели РПЦ, не понимает, что без реформы не выдержит конкуренции за потребителя с западными религиозными корпорациями? РПЦ ведет себя как наш АвтоВАЗ! Но нельзя же все время бегать к государству за протекцией! Любой протекционизм губителен в первую очередь для самого производителя – он загнивает в затхлой атмосфере государственной любви. Только конкурентная среда оздоровляет и заставляет повернуться лицом к потребителю!
- На Поместном соборе 1917-1918 гг выдвигались предложения по реформированию церкви, были идеи о переводе литургии на русский язык; предлагалась практика избрания епископата мирянами. Хотели ввести в Собор, помимо епископов, белое духовенство и мирян, имея ввиду, что Собор должен быть собором всей Церкви, а не только церковного «Политбюро». Предполагалось учреждение гласного церковного суда… Но до сих пор ничего этого нету – до сих пор Синод назначает епископов, кооптирует епископов в свои ряды... Нынешняя РПЦ - абсолютно замкнутая иерархическая система.
В 1920-е годы в среде православных священников возникло течение, которое объявило себя полностью лояльным новой власти, они заявили, что идеалы коммунизма и христианства – в сущности, одно и тоже. Этих священников назвали обновленцами. Они также предлагали давно назревшие новации – ту же литургическую реформу, разрешение епископам жениться и так далее… Как людей лояльных к новой власти, их поддерживало ОГПУ. И эта поддержка плохо отразилась на реформе. Обновленцы себя скомпрометировали связями с «органами», травлей патриарха Тихона... Поэтому тем редким священникам, которые сегодня призывают к реформе церкви, ретроградные церковники тут же вешают ярлык неообновленцев, играя на исторической памяти. И хотя РПЦ потом сама встала на путь безоговорочного сотрудничества с безбожной коммунистической властью, тем не менее в сознании верующих почему-то именно обновленцы слывут предателями церковного дела. Поэтому этот ярлык очень активно используется церковными консерваторами.
- Когда же, наконец, рухнет этот колосс на глиняных ногах – РПЦ?
- Не стану давать никаких прогнозов. Да и не считаю РПЦ колоссом на глиняных ногах. Речь, скорее, не об обрушении, а о расколе. Но до раскола, конечно, будет длительный этап катастрофической утраты авторитета. Сейчас церковь второй раз наступает на одни и те же грабли. Когда-то она настолько слилась с самодержавием, что, круша опостылевший царизм, российские мужики с тем же остервенением крушили церкви и убивали священников. Следы этого народного остервенения до сих пор напоминают о себе развалинами монастырей и колоколен. У нас теперь как-то принято валить все на большевиков, вот , мол, подлецы этакие, взяли да порушили церкви!.. Но большевики ведь не с Марса упали, они вышли из народа. И народ активно им помогал крушить церкви. Свидетельством тому – невероятное количество разрушенных храмов по всей России. Без народного энтузиазма такую работу не провернешь. Аналогичная картина, кстати, во Франции. Там тоже церковь ассоциировалась с Бурбонами, и после Французской революции народ сокрушил не только Бастилию, но и массу храмов по всей стране.
Слияние церкви с властью – опасный симптом. Ведь, политические режимы не вечны. Я вовсе не хочу сказать, что Россию вскоре ждет потрясение соразмерное 1917 году – нет, разумеется, но в конечном итоге поддержка церковью сегодняшней власти будет поставлена обществом ей в вину.
Мне не хотелось бы предрекать катастрофические сценарии, но… Сейчас активно верующих в России, несмотря на все разговоры о духовном возрождении страны – всего 3-5%. Они ходят в церковь, соблюдают ритуалы. А огромный процент людей, которые сегодня называют себя православными, на самом деле просто «болото». Об этом говорит, кстати, тот статистический парадокс, что у нас число людей, называющих себя православными, превосходит число людей, считающих себя верующими! Это значит, что размывается само понятие православия. Православие для многих граждан всего лишь культурно-идентификационная марка. Они «православные», но не церковные. И за Московский патриархат на баррикады не пойдут. Особенно если вместо одного православия – «московско-патриархатного» - предложить что-то другое с тем же лейблом – более живое и менее заскорузлое, более отвечающее духу времени и настроениям людей.
То, что сейчас больше половины населения называет себя православными – это просто дань посткоммунистической моде на «русскость». С развитием капитализма, который по сути своей интернационален, этот «этно-конфессиональный комплекс» растворится. А по-настоящему православных, как я уже сказал, 3-5%.
- Стоп! А как вообще определить, православный человек или нет, если он сам называет себя православным? Этого достаточно или этого мало? В конце концов, если человек сам себя считает Наполеоном, это ведь не значит, что он Наполеон! Нужно еще и сражения выигрывать, то бишь ходить в церковь, стоять на службах, причащаться и делать прочие вещи, которые у нас практически никто не делает.
- Хороший вопрос. Есть разные критерии определения конфессиональной принадлежности, и все имеют право на существование. Можно принять такой критерий: если человек считает себя православным, значит, он православный. Можно принять и иной критерий – знает ли человек хотя бы основные догматы, может ли ответить на какие-то вопросы по своей вере, активно ли участвует в церковной жизни… В зависимости от того, какие критерии будут приняты, получится разный результат.
В Католической церкви издавна существует разделение на практикующих католиков и непрактикующих. Непрактикующий католик был когда-то крещен, возможно, венчался в церкви, а в храм заглядывает раз в год, на Рождество и то не обязательно. Но когда его спрашивают про вероисповедание, он отвечает, что католик. Практикующий католик – реальный католик, он регулярно посещает храм, соблюдает ритуалы, знает о вере… В РПЦ не принята такая терминология. Но от того, что она не принята, само явление никуда не девается – подавляющая часть называющих себя православными – это непрактикующие православные.
- То есть, считая себя православными, они, по сути, живут, как стихийные атеисты?
- Конечно.
- РПЦ очень боится раскола. Слово «раскол» у наших церковников почти ругательное. Если нужно прогрессивного попа обвинить в чем-то, его коллеги часто обвиняют его в раскольничестве. Это все равно, что при Советах – обвинение в антисоветской деятельности. Почему они так этого боятся?
- Потому что имущество делить придется… Русская церковь пережила огромное число расколов, в том числе и в ХХ веке. Сейчас, помимо Московского патриархата в России действуют несколько православных Церквей – Российская православная автономная церковь (РПАЦ), различные ответвления Истинно православной церкви (ИПЦ), не говоря уж о староверах и прочих мелких православных образованиях. Раскол – просто нормальный эволюционный процесс, когда от одной ветви эволюционного древа религий отделяется другая веточка и так далее. Поэтому не думаю, что грядущий раскол РПЦ будет расколом ровно пополам. Просто отделится еще одна ветвь… Но какое-то время РПЦ еще просуществует за счет непрактикующих, которым греет душу называть себя православными. Посмотрим, насколько их хватит.
Александр НИКОНОВ
http://razgovor.org/interviu/article745/
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 132
Рейтинг поста:
Бъюкеннен в своей книге "Смерть Запада" именно отречением людей от ортодоксального христианства объяснил разложение и уже практически на наших глазах наблюдаемую смерть запада.
Цивилизации Русь э\то не грозит- потому что мы как всегда - пойдём другим путём- отбросив иудейские наветы павлианства- возьмём
Светлую Идею Исуса Христа и соединим с первичной верой-знанием людей о боге и мире.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
но осведомленный есть сведения имеющий, а - какие и откуда? от людей же и имеющий! мауглическая философия и наука - уж точно! - не имеют места быти в нас. мне вот пришлось столкнуться с переходом из одной парадигмы осведомленности в другую - мало не показалось. но я не отринул старое, я его интегрировал и - противоречий познания и веры не нахожу. Вера - это состояние, защитная программа, к которой обращаешься, когда страшно, когда Дух не готов рискнуть Жизнью. Малыш побежит к маме в таких случаях. Вам сие не есть знакомо...?!
кстати, по паппилярным узорам на пальцах можно - кое-что осознать. это, кстати, не хиромантия. meine Glueckwuensche!
Статус: |
Группа: Главные редакторы
публикации 32764
комментариев 24112
Рейтинг поста:
О чем спорим? Тут спорить не о чем. Церковь общественная социальная структура созданная и решающая задачи адаптации населения к реальному общественному процессу, помощи в поиске в нем смысла и содержания . Как и любая реальная общественная структура она не может быть идеальна по определению.Она состоит из людей с их проблемами, чаяньями, финансами, предметами быта и прочим и прочим. Кто думает иначе и пытается осуждать церковь за то, что она не идеальна, тому надо сходить к психиатору. Другое дело Вера, т.е. религия, эта тема Табу на портале потому, как мы справедливо считаем, что вопросы Веры сродни интимному процессу и не могут быть предметом обсуждения публично, кроме самих участников этого процесса т.е. верующих. Часть людей, так уж повелось, ассоциирует церковь и веру в единое целое, для них это единое и неделимое явление. Ошибочна или не ошибочна их точка зрения это их вопрос. Раз так то негоже другим участникам обсуждения пытаться их разуверить в их позиции. Вообще все обсуждение ярко демонстрирует свою беспредметность и верность нашего решения не обсуждать подобные темы. Эта тема приведена для иллюстрации данного решения. Вообще Портал ОКО ПЛАНЕТЫ для всех думающих читателей вне зависимости от их Веры или атеизма (таких в природе мало большиство агностики). Мы обьединяем тех кто хочет и умеет задавать вопросы с целью поиска ответов, подчас вне любых классических рамок. Не будем забывать что любая человеская теория в любой области это всего лишь наша антропологическая интерпетация из ходя из уровня наших знаний сейчас в данной точке пространства. Сама природа разнообразнее наших интепретаций и более того имеет тенденцию изменяться со временем и пространством. Вот на этой позитивной ноте думаю можно подвести итог этому обсуждению.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Весьма авторитетный источник по части сравнительного религиоведения, особенно учитывая страну, в которой был отснят этот фильм.
Хотелось бы попросить посетителей и журналистов Портала вдуматься в причину своей ненависти к РПЦ (тех, кого она - ненависть - одолевает), определить ее и по возможности избавить остальных от ее письменных проявлений. Ненавидьте втихую, за собственными закрытыми дверями. Или представьте веские доказательства причин такового чувства. Может она, РПЦ, то есть, кому-нибудь и впрямь ногу или свободную мысль отдавила, и действительно достойна самого отрицательного отношения. А пока предлагаю считать ненависть недостойным человека чувством, а особенно ненависть неосознанную и утробную... Некрасиво. Не делайте Портал местом антирелигиозной пропаганды.
Он другим вещам посвящен.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 528
Рейтинг поста:
торговля, торговля в храме
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Чем именно уважаемый оппонент? Будьте любезны, приведите конкретные факты.
Отчего же Вам все-таки так плохо? Осмелюсь предположить, может быть все же мнительность заела? Или общая идеологическая ориентация требует? Или однополых браков с демократией и толерантностью хочется?
Плохо знает. Рекомендую отъехать километров на 100 от Москвы в любую сторону.
А батюшкам следует велеть не на подержаных машинах разъезжать - а на лошадках, тогда все путем будет.
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 5
комментариев 1158
Рейтинг поста:
Да, РПЦ в том виде, что есть, весьма неприглядна, возомжно, что скоро это кончится для неё плохо, но выбора, по большом счёту, у церковных чиновкиков нет. Они себя загнали в угол, и теперь любая реформа лишь подорвёт фундамент РПЦ. Массовая "православизация" объясняется очень просто, на мой взгляд: это островок стабильности в современном бушующем мире, где вековая мораль смывается стремительным потоком глобализации. При том, что многие прихожане являются, практически, атеистами и язычниками (в ругательном смысле этого слова), для них это что-то вроде клуба по интересам, где они встречаются с себе подобными, а это хорошая моральная поддержка.
Интерес власти к РПЦ тоже понятен - в церкви железная вертикаль власти, это неприступный бастион, в который ещё не просочилась разлагающая попса. Да, РПЦ, в стратегическом плане, плохой союзник, но всё же союзник. Ничего другого у власти сейчас нет.
Да, меня тошнит от политики РПЦ и её деятелей, но если взять не моральный срез проблемы, а геополитический, я вполне могу понять консерватизм церкви и политику нашей власти.
Однако, должен заметить: в статье правильно заданы вопросы, и не менее верные прозвучали ответы. Церковь давно живёт чудовищными двойными стандартами, которые никак не перекрываются "хорошими попами", встречающимеся в небольших деревнях. И если глядеть на перспективу, долго такой организм протянуть не сможет.
Верующие - без обид, пишу о политике, а не о вере.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Знает, знает! Много чего знает. И "чорные бумеры" с батюшками за рулем частенько видит.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
- И что, господа, вам все это действительно нравится в силу вашей толерантности? Браки однополых партнеров? И особенно демократия, которой никогда и нигде не существовало, разве что лет тридцать в Афинах?
- Ой, не дай Бог! К сожалению, столь уважаемый деятель не знает простейшего факта: религия является этнообразующим фактором
И если не станет православия, прощай и русский народ
По всей видимостии потому, что реформы были проведены не те и не так как надо, людьми, спровоцировавшими антиреформаторские, ксенофобные и антизападные настроения в обществе. Церковь-то ксенофобией не страдает, она универсальна - согласно ее учению несть ни еллина, ни иудея.
Ох уж мне это любовное внимание к церковному карману. Полон-де. А как живет подавляющее большинство деревенских священников, автор знает? И на какие шиши им приходится отстраивать разрушенные не народом, а коммунистическими властями храмы? Которые до сих пор наполовину стоят в руинах...
Кстати, а Храм Христа Спасителя, что, по просьбе народа взрывали?
Словом, статью прочитал, как свежим ветром повеяло... словно на кафедре научного атеизма побывал. Спасибо Порталу за ностальгическое воспоминание
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Одно утверждение противоречит другому наблюдению : повсеместное увеличение количества церквей, что говорит о росте паствы. Иначе бизнес бы не пошел.
Но, я еще во времена СССР, всегда относил себя к православным атеистам, понимая под этим, что мне более приемлимы провославные ценности, чем любые другие, мои предки и я живу в мире провославной культуры. Наша культура не чем не хуже католической, а в чем-то человечнее
Журналист провокатор, проплаченный западом. Статья явно заказная. Надо разрушить, то, что объединяет ядро нации - религию русских. Придурки реформаторы уничтожили идеи коммунизма в мире потребления. Альтернативы этим идеям руководство страны нашло в религии. Но религия не только объединяет, но и разделяет народы. Как вырваться из этого круга ни правители, ни вшивая интэллигенция не знает. Зато знают наши враги - разрушить веру, тех кому необходимо верить и вера, которых позволяет как скала стоять на поле брани, а провославные атеисты уже доказали, что умеют без веры в бога, но в Родину стоять на смерть, как это было под Москвой, Сталинградом, Курском и другими великими и малыми сражениями Великой отечественной войны.
Русская провославная церковь делает свое дело по сплачению страны и по обогощению себя родной. Но так было всегда, и характерно для всех концессий, особенно для католической в части обогощения.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
В девяностых РПЦ была крупнейшим импортером алкоголя и табака, благодаря таможенным льготам. Практически беспошлинный ввоз. Это хороший бизнес, но сейчас то что?
А на счет веры... в Питере, аккурат на против Спаса на Крови, метров через пятьдесят, спокойно функционирует бар со стриптизом. И двери, этого веселого заведения, прямо на храм божий смотрят. Ну что тут еще сказать?
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 150
Рейтинг поста:
На мой взгляд, если РПЦ реформируется, то потеряет последнии 3-5 процентов своих "клиентов".