ВАЛЕНТИН КАТАСОНОВ
К 100-летию появления в России твёрдой валюты
Сегодня в денежном хозяйстве России проблем очень много.
Во-первых, обесценение российского рубля на внутреннем рынке, что выражается в инфляционном росте цен на самые товары и услуги. По оценкам Росстата, по итогам прошлого года инфляция в стране составила 8,4 %. На конец мая в годовом исчислении (последние 12 месяцев) показатель оказался уже в два раза выше – 17,1 %.
Во-вторых, неустойчивость курса рубля по отношению к другим валютам. Она стала особенно заметной с того времени, когда Банк России отказался от поддержания валютного курса рубля (в 2014 году). Уже через несколько месяцев (в декабре 2014 года) произошел обвал рубля (двукратное снижение валютного курса по отношению к доллару и евро). Санкционная война против России, стартовавшая 24 февраля 2022 года, стала дополнительным триггером валютной волатильности рубля. Сначала (в первой половине марта) рубль обвалился до значений свыше 120 рублей за доллар США, потом качели пошли в обратную сторону. Рубль стал укрепляться; сейчас его курс находится в диапазоне 53-54 рубля за доллар.
Кроме того, серьезными проблемами является низкий уровень монетизации российской экономики (отношение суммарного объема наличной и безналичной денежной массы к ВВП). По итогам 2021 года монетизация экономики России составила 50,65 %. В то же время значение этого показателя в развитых экономиках колеблется в диапазоне 80-100 %, а у динамично развивающейся экономики Китая – около 200 %.
Наконец, в России деньги являются очень дорогими, о чем свидетельствует ключевая ставка Центробанка. В начале санкционной войны ЦБ установил эту ставку на уровне 20%. Сейчас она снижена до 9,5 %. Однако и при таком значении ставки кредиты недоступны для подавляющей массы юридических и физических лиц. Для сравнения: в США ФРС сейчас держит ключевую ставку на уровне 1,75 %. А у центробанков Японии и Швейцарии ключевые ставки вообще имеют отрицательные значения.
Сегодня в России нет недостатка в советах, как навести порядок в денежном хозяйстве. В неисчислимом количестве предложений есть и такие, в которых главная ставка делается на использовании в денежном хозяйстве золота. Сегодня деньги в России и во всем мире являются знаками. А когда-то они имели товарную природу, т. е. обладали внутренней стоимостью. И такими идеальными товарными деньгами на протяжении многих веков выступало золото. Желтый металл был окончательно изгнан из мира денег в 1976 году на Ямайской международной валютно-финансовой конференции. Тогда было принято решение о замене золотодолларового стандарта на бумажно-долларовый. Сегодня мировая долларовая система трещит по швам. И многие опять вспомнили о золотых деньгах.
Есть предложения о создании золотых денег, которые бы обслуживали международные расчеты и другие трансграничные операции. Есть предложения об использовании золота во внутреннем денежном обращении. Вот последняя новость на данную тему (от 22 июня). Эксперты госкорпорации ВЭБ подготовили доклад «Международные платежи в санкционных условиях: состояние и перспективы». В нем содержатся предложения по созданию альтернативной национальной финансово-денежной системы, адаптированной к условиям перманентной санкционной войны. Главная ставка в международных расчетах сделана на использование бартерных и клиринговых сделок, а также криптовалюты. Эксперты госкорпорации предложили создать привязанный к курсу золота цифровой рубль, операции с которым не смогут, по их мнению, заблокировать США. Такой «золотой рубль» будет использоваться для внешних расчетов, в том числе между третьими странами (т. е. без участия России).
Подобного рода предложения об использовании золотого рубля не являются чем-то совершенно новым. Хочу вспомнить сильно подзабытую историю золотого червонца, который появился на свет ровно век назад. Надеюсь, она может оказаться полезной и сегодня.
После Октябрьской революции 1917 года Россия вступила в полосу тяжелейших испытаний. Гражданская война, иностранная интервенция, голод, высокая смертность, разруха экономики. Остатки экономики управляются путем жесткого распределения ресурсов и товаров. Денежное хозяйство развалено. В обращении находятся самые разные денежные знаки: царские кредитные билеты, «керенки», «совзнаки» (бумажные денежные знаки, которые стали выпускаться Народным комиссариатом финансов РСФСР с 1919 года), многочисленные суррогаты и местные выпуски. Денежные знаки стремительно обесцениваются, свирепствует гиперинфляция. Для примера: в 1921 году покупательная способность 100 тыс. совзнаков равнялась стоимости одной дореволюционной копейки. Деньги утрачивают свою прежнюю роль (как мера стоимости, средство обмена, платежей, накопления). Доминируют прямой продуктообмен и товарообмен, реквизиции, продразверстки, нормированное распределение. В партийно-государственной верхушке превалирует идея, что деньги – пережиток буржуазного общества. Строительство коммунизма будет осуществляться без использования денег и уж тем более кредита. В начале 1920 года упраздняются центробанк (он назывался Народным банком РСФСР) и все остальные банки.
Как известно, весной 1921 года политика военного коммунизма была заменена так называемой новой экономической политикой (НЭП). Ставка была сделана на восстановление товарно-денежных отношений. По сути, это была частичная реставрация капитализма, но временная, ибо затягивание НЭПа угрожало политической власти большевиков. Переход к НЭПу сопровождался проведением денежной реформы 1922-24 гг.
Денежная реформа предписывалась декретом ВЦИК «О мерах по упорядочению финансового хозяйства» от 10 октября 1921 года. А также декретом СНК РСФСР от 3 ноября 1921 «О денежных знаках образца 1922 года». Реформе предшествовало учреждение 15 октября 1921 года Государственного банка РСФСР. На него была возложена задача управления денежным обращением. Руководство реформой было возложено на наркома финансов Г. Я. Сокольникова.
Первым шагом реформы стало проведение двух деноминаций и унификация денежного обращения (ликвидация пестрого набора денежных знаков разных видов). Деноминации и унификация были проведены, но совзнак они не укрепили. В марте-апреле 1922 года на XI съезде РКП(б) было принято решение о том, что экономическая и финансовая политика должна ориентироваться на восстановление золотого обеспечения денег. Декретами Совнаркома от 25 июля и 11 октября 1922 года Госбанку было предоставлено право эмиссии банкнот, получивших название «червонец».
Устанавливалось, что «…в целях увеличения оборотных средств без дальнейшего расширения эмиссии денежных знаков, в интересах урегулирования денежного обращения и исходя из наличия накопленных реальных ценностей…» Госбанк получил право выпустить в обращение банкноты достоинством в 1, 2, 3, 5, 10, 25 и 50 червонцев. Принятию этого решения предшествовало обсуждение будущего названия новых советских денег. Наркомфин предложили именовать единицу твердой советской валюты «федералом». Обсуждались и более традиционные названия «целковый», «гривна». Приняли решение именовать новую валюту «червонцем». Название происходит от словосочетания «червонное золото» – старинного названия высокопробного вида золота. 22 ноября того же года был начат выпуск банковых билетов Государственного банка РСФСР в червонцах. В конце 1922 года в обращение поступили первые банкноты достоинством в 5 и 10 червонцев. Купюры в 1, 3 и 25 червонцев были пущены в оборот позднее, к лету 1923 года. Предусмотренные декретом банкноты в 2 и 50 червонцев так и не появились на свет.
Советский червонец был обеспечен на 25 % своей стоимости золотом, другими драгоценными металлами и иностранной валютой и на 75 % – легкореализуемыми товарами и краткосрочными обязательствами. Параллельно с банкнотами продолжали обращаться и совзнаки, которые продолжали обесцениваться. Весной 1924 года на смену совзнакам пришли казначейские билеты. Совзнаки исчезли. Остались банкноты и казначейские билеты. Началась чеканка серебряной разменной и медной монеты. Советский рубль наконец стабилизировался. Червонцами называли любые банкноты Госбанка, ведь на них была надпись о частичной (25-процентной) обеспеченности золотом. В течение 1923 года удельный вес червонцев в общей денежной массе вырос с 3 % до 80 %.
Маяковский даже стих сочинил:
Равны серебро
И новый бумажный билет,
Ныне
Меж ними
Разницы нет.
Бери,
Какая бумажка больше на вкус, –
Теперь и бумажкам твердый курс.
С 1 апреля 1924 года курс червонца начал котироваться на Нью-Йоркской фондовой бирже. В 1925 году советский червонец официально котировался на биржах Австрии, Италии, Турции, Италии, Эстонии, Латвии, Литвы, Ирана, Китая (шанхайская биржа) и ряда других стран. В 1924-1925 годах неофициальные сделки с червонцем совершались в Лондоне и Берлине. В это время в Европе уже начиналось восстановление золотого стандарта (действие которого было заморожено в 1914 году в связи с началом Первой мировой войны). Ожидали, что и Советский Союз восстановит золотой стандарт в виде червонца, который будет размениваться на драгоценный металл. Нарком финансов Г. Сокольников (которого тогда называли «советским Витте» по имени царского министра финансов Сергея Витте, который в 1897 году ввел золотой рубль) обещал, что размен банкнот на золото вот-вот начнется. Для пущей убедительности с 1923 года проводилась чеканка небольших партий металлических червонцев, получивших название «Сеятель» (на реверсе изображен крестьянин-сеятель). На аверсе сначала изображался герб РСФСР, позднее – герб СССР (правда, последняя версия является крайне редкой). По своим весовым характеристикам (8,6 г, 900 проба) и размерам советский червонец полностью соответствовал дореволюционной монете в 10 рублей. Такие золотые моменты преимущественно использовались для расчетов за границей. Правда, говорят, там случались казусы, когда советские деньги отказывались принимать из-за советской символики на монетах. Поэтому в 1925 году на Ленинградском монетном дворе стали чеканить золотые монеты царского образца времён Николая II, номиналом 5 и 10 рублей (с указанием года на реверсе «1911»).
И в Советском Союзе, и особенно за его пределами многие ждали, когда начнется свободный размен червонцев (банкнот Госбанка СССР) на металл. Но он так не начался. Наркома финансов Григория Сокольникова, ярого поборника продолжения и углубления НЭПа, в январе 1926 года сняли с поста наркома финансов. В декабре 1925 года проходил XIV съезд ВКП(б), на котором было объявлено, что страна берет курс на индустриализацию. Все понимали, что для проведения индустриализации нужна совсем другая экономическая политика, нежели НЭП. Нужна была совсем другая модель экономики, другая денежно-кредитная система. Классический золотой рубль (который характеризуется не только тем, что у него есть золотой паритет и золотое обеспечение, но и свободным разменом бумажного знака на золото) не мог стать инструментом индустриализации. На золотом червонце (в том виде, как его понимал Сокольников и другие тогдашние сторонники либерально-рыночной модели экономики) в середине 1920-х годов была поставлена точка.
Прошло еще несколько лет, и в 1930-32 гг. в СССР была проведена денежно-кредитная реформа. Была создана новая банковская система. Произошло укрепление советского рубля, но не золотом, а мощной экономикой. Сокольникову хотелось, чтобы рубль стал золотым, Сталин сделал его товарным.
Кстати, в советском народе на десятилетия сохранилось слово «червонец». Им называли банкноту Государственного банка СССР номиналом в 10 рублей.
Источник: Фонд Стратегической Культуры.
Рейтинг публикации:
|