Художники не рисуют, а пишут, моряки не плавают, а ходят, артисты не играют, а служат. И только лётчики не выёживаются, а летают.
Небольшое отступление о своём личном отношении к авиации.
Так случилось, что заболел авиацией с детства: виноваты «Дельфины» (L-29), серебристо сверкающие на солнце прямо над домом и почти в ежедневном режиме вытворявшие петли, бочки и прочие эквилибры, заставляющие замирать мальчишечье сердце и мечтать о небе…
Мечте не суждено было сбыться, но авиация от меня никуда не ушла. В то время я не мог этого понять, но, похоже, вмешалась Высшая сила. Из моего курса, с которым я начинал познавать азы лётного искусства, несколько ребят впоследствии погибли в Афгане. Остальных помотало изрядно по всему Союзу, многие служили на Украине. Мой лучший друг по училищу Лёха недавно многое рассказал про ребят – он летал тоже на Украине и после майдана не выдержал, оставил семью и вернулся на родину в Борисоглебск.
Второй раз Высшая сила вмешалась, когда, уже будучи на срочной, мы с приятелем под самый Новый год 1979/1980 написали рапорта добровольцами в только что рванувший… тот самый Афган. Рапорта все писали, но из всего полка только мы двое пошли к начальнику штаба добиваться реальной отправки и таки добились.
Когда мы в январе 80-го прибыли на место окружного сбора (штаб того самого военного авиационного училища), я нос к носу столкнулся с замполитом, который меня хорошо помнил (ещё бы, на доске лучших курсантов до сих пор висело моё фото). Он сначала удивился, потом выдернул меня к себе в кабинет, жёстко наехал и отпустил. За это время всех оформили, а меня, по непонятной до сих пор (для меня) причине, завернули обратно, в часть, откуда я и прибыл.
К сожалению, приятель написал всего два письма и всё. Теперь-то я понимаю, что Высшая сила в лице замполита меня фактически спасла, а тогда серьёзно расстроился…
Потом был дембель-80 и тут же, сразу из поезда – МАИ, затем аспирантура…, а параллельно: ускорение и перестройка (будь они неладны). Аспирантура на кафедре теплотехники – той самой, многие выпускники которой сейчас трудятся, в частности, над ЯСУ, гиперзвуком и не только. Причём настолько успешно, что «мультики», показанные 1 марта 2018-го – на сегодня это уже практически пройденный этап, а что там есть ещё в «портфеле», никому не скажут, даже после литра. На той же кафедре, кстати, поработал и Миша Задорнов, только лет на 12 пораньше…
В общем, сегодня к авиации, считаю, имею сильно косвенное отношение, но пройти мимо не могу, потому как старая любовь не ржавеет.
А теперь несколько позитивных новостей.
6 августа в Польше завершился чемпионат мира по высшему пилотажу: 34 лётчика из 9 стран, в том числе Польша, США, Канада, Франция, Германия, в общем, самые-самые. Всё золото забрали русские лётчики, выступавшие на отечественных самолётах Су-31МХ. Летчик Дмитрий Самохвалов завоевал кубок абсолютного чемпиона мира по высшему пилотажу и пять золотых медалей. Две золотые медали и бронзовую получил Василий Плотников, золото также завоевал Константин Боровик.
Для справки: с 1992 года Россия побеждала почти во всех чемпионатах мира по вертолётному спорту и лишь единожды, в 1999 году, заняла 2-е место.
***
13 августа совершил первый дальний полёт из Воронежа в Жуковский легкий военно-транспортный самолет Ил-112, который будет представлен на форуме «Армия-2021».
***
Про выдающийся средне-магистральный МС-21-300, практически полностью состоящий из российских комплектующих со 100%-но российскими двигателями ПД-14, думаю, говорить излишне. В настоящее время построено 7 машин, завершаются государственные испытания и сертификация самолёта.
***
После разрухи 90-х, когда усилиями «партнёров» и отечественных реформаторов была почти полностью разрушена авиационная промышленность, началось настоящее возрождение отечественного авиапрома, способного осуществлять полный цикл: от проектирования до серийного производства. Сейчас в России активно работают несколько хорошо известных КБ («Ильюшин», «Яковлев», «Туполев», «Сухой», «Бериев», «Камов», «Миль»), а также авиационные заводы:
Наиболее известные авиационные заводы, выпускающие гражданскую продукцию:
Комсомольск-на-Амуре, авиационный завод имени Ю. А. Гагарина
Ежегодно КнААЗ выпускает около 30 современных ближне-магистральных пассажирских самолетов Сухой Superjet SSJ-100. Общее количество выпущенных Суперджетов за 10 лет приблизилось к 220 единицам.
Авиастроительный завод в Ульяновске АО "Авиастар-СП"
Завод Авиастар серийно выпускает транспортные самолеты Ил-76ТД-90. Участвует в производстве SSJ-100, МС-21, Ил-114-300 и Ил-112.
Авиационное предприятие в Воронеже – Воронежское акционерное самолётостроительное общество (ВАСО)
Авиационным комплексом «Ильюшин» разработаны и построены на Воронежском авиазаводе современный транспортный самолет Ил-112, который заменит широко распространенный транспортник Ан-26. Подготавливается серийное производство данной машины.
Так же на ВАСО строится первый широкофюзеляжный самолет Ил-96-400, который в ближайшее время пойдет в серию.
РСК "МиГ", Луховицы
Авиастроительной корпорацией разработан и построен первый региональный самолет Ил-114-300, оснащенный новейшими отечественными двигателями ТВ7-117СТ, предназначенный для замены Ан-24 и Ан-140. Сейчас полным ходом идет строительство первого серийного Ил-114-300.
АО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА)
Авиационное предприятие, расположенное в г. Екатеринбург, серийно выпускает 20-местные региональные пассажирские самолеты L-410.
Самолет L-410 был разработан Чешской авиастроительной компанией Let Kunovice, которая на 2021 год на 100% принадлежит России. Ежегодно выпускается около 20 самолетов. В планах нарастить производство.
В перспективе, на 2023 год, запланировано начало производства регионального 40-местного самолета L-610, который займет нишу между L-410 и Ил-114-300.
Также на заводе выпускаются легкие пассажирские самолеты: однодвигательный Diamond DA-40 и двухдвигательный DA-42. В год выпускается около 30 самолетов.
Иркутский авиационный завод
Иркутский авиационный завод – самое перспективное авиастроительное предприятие. На заводе разрабатывается и выпускается современнейший среднемагистральный пассажирский самолет МС-21.
Авиастроение в России – одна из самых высокотехнологичных отраслей промышленности, в которой трудятся сотни тысяч высококвалифицированных рабочих и инженеров.
Суммарно в год в России серийно выпускается порядка 200 единиц гражданской авиационной техники, включая самолеты и вертолеты (без учёта экспериментальных моделей). Если к этому прибавить военную авиацию (боевые самолеты и вертолеты – 2-е место в мире после США), производство которой значительно сократилось относительно пиковых значений 2014-2015 годов ввиду выполнения гособоронзаказа, то в любом случае получится сильно более трёхсот единиц.
В итоге, преодолев последствия «святых 90-х», Россия сейчас выходит на одно из ведущих мест в мире по серийному производству высокотехнологичной авиационной техники, а по внедрению новых перспективных технологий становится уже негласным лидером. В ближайшее время будет реализован, заложенный в последние годы, потенциал и страна закроет всю линейку гражданских самолётов: ближне-, средне- и дальнемагистральных машин и окончательно займёт заслуженное место в ТОП-ряду самых высокотехнологичных мировых держав.
С Праздником, с Днём Воздушного Флота России!
Красота и мощь русской боевой авиации – 1
Красота и мощь русской боевой авиации – 2
Александр Дубровский
Рейтинг публикации:
|