Обычно, говоря о вопросах национальной безопасности, мы подразумеваем исключительно те ее аспекты, которые непосредственно связаны с деятельностью нашего ВПК, оборонного ведомства и прочих «силовых структур». В то же самое время повседневная практика убедительно показывает, что на сегодня главным оружием Запада в его деятельности, направленной на завоевание и удержание доминирующих позиций в мире, являются вовсе не баллистические ракеты и многоцелевые истребители.
В первую очередь это инструменты по организации в странах с неугодным для «мирового сообщества» руководством, проводящим «неправильную» внешнюю и внутреннюю
политику, хорошо всем нам знакомых «цветных революций». События в Белоруссии – свежайшее тому подтверждение.
Следовательно, и «передний край» защиты суверенитета и независимости нашего Отечества пролегает не только по нашим внешним рубежам, но имеет и «внутренний контур», оборонять который, пожалуй, даже сложнее. В последнее время Государственной Думой России был утвержден либо принят на рассмотрение целый ряд законопроектов, на первый взгляд, не связанных между собой непосредственно, однако совершенно очевидно преследующих одни и те же цели. Кажется, наши законодатели наконец-то решили вспомнить о тех аспектах обеспечения национальной безопасности России, которые долгое время оставались за пределами их внимания. Что ж, в который раз повторю: лучше позже, чем никогда...
Новые приключения иноагентов в России
Достаточно обширный список новаций в сфере отечественного законодательства, которые пока что обсуждаются и анализируются в экспертной среде, в основном, по отдельности, уже сейчас можно условно объединить в несколько различных «кластеров». Первый из них – это, конечно же, изменения в Конституцию и связанные с ними поправки к федеральному закону «О безопасности». Среди них главными представляются пункты, окончательно закрепляющие вторичность решений различных «межгосударственных органов» по отношению к Основному закону нашей страны и отказ от выполнения таковых в случае, если они вступают в противоречие с национальным законодательством и национальными интересами России. Не менее знаковым является и запрет на наличие каких-либо средств (в виде счетов, вкладов и прочего) в иностранных банках за пределами нашей страны для руководителей и постоянных членов отечественного Совета Безопасности. Давно пора было...
Вообще говоря, проводимая в последнее время Кремлем линия на полное «отсечение» отечественных политиков высокого ранга, и, уж тем более, государственных служащих от любых закордонных связей, которые могут быть использованы в качестве рычагов воздействия на них, является безусловно правильной, разве что изрядно запоздалой мерой. То же самое относится и к внесенному в Госдуму законопроекту авторства Ольги Савастьяновой, Павла Крашенинникова и Андрея Клишаса, в котором говорится о том, что ни одно лицо, имевшее в прошлом иностранное гражданство или вид на жительство за рубежом, на пост президента России баллотироваться не может категорически. Ну, мы же не Молдавия, в самом-то деле, чтобы нами управляла президент с румынским паспортом в кармане!
В отличие от первой группы законов, имеющих, так сказать, глобальный размах и касающихся, по большей части, «первых лиц» страны, другая, и весьма обширная их часть направлена на то, чтобы еще больше ограничить возможности для вмешательства в наши внутренние дела из-за рубежа. Думаю, никто не будет спорить, что осуществляется таковое по целому ряду направлений – от открытых демаршей иностранных лидеров и структур (того же Госдепа США, регулярно занимающегося подобными делами) до хорошо замаскированных подрывных компаний, в которых «первую скрипку» играют разнообразные, вроде бы, неправительственные и некоммерческие организации. Вот с ними-то, действующими на территории России, но отнюдь не в ее интересах, давно пора разобраться. Причем не «для галочки», а по-настоящему, вдумчиво и, не побоюсь этого слова, пристрастно. Первым шагом в этом направлении (опять-таки, не то, что назревшим, а «перезревшим») стало принятие закона «Об иностранных агентах».
Тем не менее жизненные реалии достаточно быстро показали, что данную, крайне болезненную для нашей страны тему, законодатели проработали достаточно поверхностно. Прежде всего, упущением является то, что малопочтенный статус иноагентов может быть присвоен только лишь СМИ и НКО, имеющим юридическое лицо. Либо физическим лицам, на закордонные денежки распространяющую информацию таких средств массовой информации. Законопроект, авторами которого являются Андрей Климов и Василий Пискарев (поддержали этот документ, кстати говоря, представители практически всех думских фракций), предлагает значительно расширить перечень потенциальных иноагентов. К их числу, например, могут быть отнесены также и политики, получающие финансирование из-за рубежа (при этом совершенно неважно, насколько длинной и запутанной будет цепь посредников), а также те, кто попадется на попытках сбора информации «военно-технического характера», которая впоследствии может быть использована в ущерб интересам России. Естественно, в тех случаях, когда данные действия не будут «тянуть» на статьи УК РФ о шпионаже и государственной измене. Впрочем, и это только начало...
Ни митингов от Госдепа, ни кандидатов от ЦРУ
Не менее замечательной новацией, предлагаемой рассматриваемым законопроектом, является введение в нашу политическую жизнь и, прежде всего, различного рода выборы таких понятий, как «являющийся иностранным агентом кандидат» и даже «кандидат, аффилированный с лицом, выполняющим функции иноагента». За пару лет до вступления в предвыборную гонку вы были членом НКО с соответствующим статусом? Трудились в признанном иноагентом СМИ? Или хотя бы вели политическую деятельность, получая денежки от кого-либо из этой категории? Извольте теперь уведомить об этом собственный электорат везде – от предвыборных плакатов до подписных листов. Да не мелким шрифтом где-нибудь в дальнем углу яркой листовки, а так, чтоб соответствующий текст занимал не менее 15% ее площади! Чтоб уж все знали, за кого конкретно им голосовать предлагается...
И, кстати, для «сильно умных граждан», решивших избавиться от позорного клейма путем отказа от юридического лица (как это сделала, к примеру, признанная иноагентом ассоциация «Голос», быстренько «перекрасившаяся» от греха подальше в «общественное движение»), тоже приготовлен сюрприз. Есть юрлицо, нет юрлица... Теперь это ни на что не влияет. Берешь деньги от иностранных организаций и граждан – добро пожаловать в ряды иноагентов со всеми вытекающими последствиями в виде обязательной отчетности и соответствующих уведомлений в тех же публикациях СМИ. Что особенно радует, физическим лицам, признанным иностранными агентами, дорога на государственную и муниципальную службу будет закрыта намертво. На этом, впрочем, будущие злоключения тех, кто рвется «обустроить Россию» по лекалам и методичкам западных кураторов, далеко не исчерпываются. С организацией любимых ими «массовых протестных мероприятий», на которых так замечательно «делается картинка» для зарубежных СМИ (а заодно и для отчета перед хозяевами) у них тоже скоро могут возникнуть большие проблемы.
Этому должен способствовать законопроект, внесенный на днях в Госдуму председателем ее комитета по развитию гражданского общества, единороссом Дмитрием Вяткиным. Этот политик предлагает строжайше запретить финансирование любых публичных мероприятий не только зарубежным гражданам и организациям, но также и всем признанным иноагентами НКО. А заодно – гражданам России, не достигшим 16 лет и структурам, с момента государственной регистрации которых не минуло и года. Желаешь финансово поддержать демонстрацию, митинг, пикет или что-либо подобное? Не вопрос – переводи деньги на специальный счет, но непременно с указанием подробнейших данных о себе. Касается лиц как физических, так и юридических. По словам Вяткина, регулярно осуществляемые из-за кордона более чем щедрые «вливания» в отечественные «протесты», он видит «грубым вмешательством во внутренние дела России». И считает таковое безусловно подлежащим пресечению раз и навсегда. Надо сказать, что прорабатывая собственные предложения (а на рассмотрение Думы им внесен целый ряд законопроектов), господин Вяткин подошел к вопросу серьезно и вник в дело до тонкостей.
К примеру, он считает остро назревшей необходимость урегулирования вопросов деятельности сотрудников СМИ во время различных массовых выступлений граждан. С одной стороны, коль уж ты присутствуешь там в качестве представителя «четвертой власти», то освещай, а не лезь в гущу событий, да еще с теми или иными лозунгами. Тут уж как с пресловутыми мухами и котлетами: протесты отдельно, а журналистика – отдельно. С другой стороны, давно пора навести порядок в вопросе реальной принадлежности тех или иных лиц к журналистскому корпусу. А то сегодня ведущий микроблог с десятком подписчиков деятель уже берется объявлять себя «акулой пера» и требует соответствующего отношения, и, главное – статуса. Простор для спекуляций – обширнейший. Что-то с этим пора решать.
Тот же Вяткин, помимо всего прочего, уверен, что митинги и прочие шествия с пикетированиями априори не могут проводиться рядом с местами, где квартируют те, кого он относит к категориям «экстренных служб». При этом в виду имеются не только правоохранители, но и врачи скорой помощи, а также прочие представители организаций, чьим сотрудникам приходится осуществлять реагирование на вызовы граждан в считанные минуты и секунды – пожарные, МЧС и тому подобные. Никаких мероприятий, способных парализовать их работу возле подобных учреждений, и близко быть не должно. Также местным властям предлагается делегировать право экстренной отмены даже разрешенных массовых мероприятий в случае, если в последнюю минуту получена заслуживающая доверия информация об опасности теракта или другой чрезвычайной ситуации на той локации, где должно проходить собрание граждан.
Как несложно догадаться, все эти новации уже послужили поводом для крайне резкой реакции со стороны отечественной либерально-демократической «тусовки». Понятно же – «посягательство на святые права и неотъемлемые свободы»! На самом деле, абсолютное большинство законодательных нововведений если на что реально и посягают, то только на исчисляемые в долларах и евро доходы этой крайне недовольной предстоящим ударом по собственному благосостоянию публики. «Изверги, сатрапы, душители... Родину продавать не дают!»
Если внимательно присмотреться ко всем упомянутым выше инициативам, а также целому ряду других аналогичных, которые я просто не стал упоминать здесь за недостатком места, то они являются ничем иным, как плодом творческого осмысления донельзя печального опыта тех же Украины и Белоруссии, где ничего подобного в свое время сделать не удосужились. Результаты общеизвестны. «Майданный» вирус, являющийся не менее вредоносным, чем COVID-19, увы, упорно пытаются занести и в Россию. Сделать от него надежную прививку на уровне законодательства – самое время.