Последние события в стране подтвердили, что кризис в России носит именно системный характер. На возникающие внутренние проблемы нынешнее политическое руководство реагирует обычно оперативно, однако президент России и премьер-министр осуществляют функции, более сходные с антикризисным управлением, чем с полномочиями гарантов законности и социальной справедливости.
Наиболее ярким примером «антикризисного управления» стало посещение В.В. Путиным в 2009 г. города Пикалево. Жители города взбунтовались из-за резкого упадка их социального положения вследствие остановки градообразующих предприятий города. И этот пример не единственный. Более 100 моногородов России находятся в похожем положении. Да и в самом Пикалево до сих пор решены не все социальные проблемы.
Продолжают изнашиваться основные фонды предприятий, инженерные и жилищно-коммунальные коммуникации, ветшает жилищный фонд страны.
Вводимое в строй новое жилье не удовлетворяет потребностям граждан ни своими количественными показателями, ни ценой приобретения. Из года в год под лозунгом «оптимизации бюджетных расходов» продолжает уменьшаться число дошкольных, школьных и культурных учреждений. Практически развалена система высшего образования. «У нас серьезно учатся в вузах сегодня 15-20 % студентов, остальные – тусуются», - заявил недавно министр образования и науки Фурсенко, несущий персональную ответственность за такое положение дел.
Число чиновников увеличивается. Выплаты и пенсии в абсолютном выражении вроде бы увеличиваются, но из-за инфляции граждане реально чувствуют лишь поступательное снижение своей покупательской способности.
Страна находилась в кризисе дольше всех остальных развитых государств. Казалось бы, политическое руководство страны должно было озаботиться кардинальным изменением внутренней политики. Но, по каким-то непостижимым причинам, этого не происходит. И даже, наоборот, ощущается «воля» государства – продолжать социально-экономическое «развитие» по докризисной модели. Об этом свидетельствуют неоднократные заявления президента на международных и российских форумах о продолжении либерального курса. Запланированная приватизация значительных долей государства в акциях компаний и банков почти в два триллиона рублей также свидетельствуют о том, что руководство страны готово идти до конца в проведении «реформ».
В обществе продолжает нарастать социально-экономическое напряжение. Количество и частота эксцессов возрастают, будь то синдром Пикалево, выступления молодежи против национальной несправедливости, техногенные катастрофы или теракты.
И нельзя сказать, что высшие должностные лица не реагируют на потрясения: звучат заявления с металлом в голосе, даются поручения министерствам и ведомствам разобраться, предпринять меры, доложить об исполнении и т.п.
Но принимаются, как правило, не системные, а кадровые меры: кого-то снимают с должности, а с кого-то «снимают стружку»...
В частности, «борьба» с нарастающей коррупцией приобретает какой-то несерьезный характер. Чиновники все больше и больше тратят время на написание деклараций о своих доходах и имуществе, все большее число правоохранительных и контролирующих органов занято проверкой достоверности внесенных в декларации сведений. Высшие должностные лица государства посвящают этому целые заседания, с серьезным видом ставят на них новые задачи по проверке деклараций. И вот нескольких чиновников уличили-таки в письменной лжи…
Интересно, а почему не пойти более простым путем: попросить у владельцев роскошных вилл и фешенебельных квартир подтвердить законность средств, потраченных на их приобретение? Можно, впрочем, начать и с владельцев яхт и земельных участков на лазурных побережьях. Или почему бы не поинтересоваться у «скромного» государственного служащего с годовым доходом в 400 тысяч рублей, как он исхитрился приобрести, например, автомобиль стоимостью в миллион долларов?
Или вот еще одно «направление» борьбы с коррупцией. Все большее число юристов и специалистов гражданской государственной службы, работников прокуратуры и правоохранительных органов анализирует правовые акты на предмет их коррупциогенности. Создается впечатление, что чем больше документов проверяется на наличие в них коррупционных признаков, тем в большей степени проявляются эти самые признаки, так как основные силы специалистов отвлечены на ложные и малоэффективные методы «борьбы» с коррупцией. Кроме этого, все органы власти заняты написанием и принятием регламентов по осуществлению государственных функций и предоставлению государственных услуг населению. Считается, что все это делается для «удобства» населения и уменьшения коррупционных проявлений на местах. Количество функций и услуг все продолжает расти. Растет и число регламентов – их «тьмы и тьмы». В этом массиве не разберется никто из высококвалифицированных юристов, не говоря уже о простом законопослушном гражданине. Однако чиновничество занято «полезным» делом и исправно получает за это зарплату.
Президенту России приходится лично проверять объекты транспортной инфраструктуры, будь то станции московского метрополитена или железнодорожные вокзалы, на предмет их антитеррористической безопасности. Само по себе ненормально, что силы и время главы государства тратятся на решение подобных вопросов. «Я исходил из того, что после теракта, который случился в Домодедово, руководители других транспортных подразделений и компаний сделают надлежащие выводы. Пока они не сделаны», - заявил Д.А. Медведев по итогам своей инспекции Киевского вокзала 10 февраля. Однако любые «надлежащие выводы», в рамках существующей системы, чреваты непредсказуемыми последствиями. Если везде установить рамки металлоискателей и рентгеновские аппараты контроля багажа, то это может привести лишь к толкучке и неразберихе.
Другое требование президента, касающееся увеличения числа работников транспортной милиции, не вполне согласуется с поставленной им же, несколько ранее, задачей по сокращению общего числа сотрудников органов внутренних дел.
«К сожалению, даже самые трагические происшествия нас ничему не учат, поэтому если руководители государственных подразделений не способны воспринимать информацию… придется принимать кадровые решения». Это сказано президентом после посещения Киевского вокзала. Опять кадровые решения. Помогут ли они?
А сколько было положено сил и средств на обсуждение «Закона о полиции»? Сколько еще будет потрачено? Как в эзоповской басне «гора родила мышь», так и государство «путем колоссальных усилий» породило изменение названия «милиции» на «полицию».
Зато сердюковская военная реформа мало кого развеселила. Ликвидация самых боеспособных частей, масштабное сокращение офицерского состава, изменение системы управления войсками, планы по закупке вооружения за рубежом и другие «масштабные» мероприятия ставят под угрозу безопасность страны. «Сжатие» Вооруженных сил до размеров, многократно не соответствующих геополитическому величию России, делает нас заложниками в собственной стране.
Реакция власти на выступления русской молодежи по национальному вопросу в Москве и ряде других крупных городов требует отдельного рассмотрения.
Первым заявлением по событиям на «Манежке» было «паковать и сажать». К столь эмоциональному заявлению можно было бы отнестись спокойно, если бы в дальнейшем последовали меры, направленные на искоренение причин межнациональной несправедливости. Пока же видна лишь решимость в проведении жестких полицейских мер.
Справедливости ради необходимо отметить, что из уст президента России 17 января обнадеживающе прозвучало: «Мы должны уделять внимание нашей многонациональной культуре, но, вне всякого сомнения, особое внимание должно уделяться русской культуре. Это – основа, это – костяк развития всей нашей многонациональной культуры. Это нормально, и об этом должно быть не стыдно говорить». Правда, эти слова были несколько девальвированы последующими рассуждениями о чертах русского характера. «Какие это черты? Это абсолютно понятные вещи: терпимость, отзывчивость, умение уживаться вместе с соседями, строить совместное государство, уверенность в себе. И как следствие – известное всем великодушие, широкий взгляд на вещи, на свою историю и на историю других», - сказал президент. Да, но «русское великодушие» и «широкий взгляд на историю» всегда защищались государством, созданным русскими. А сейчас государство не защищает носителей этих качеств. Перечень отличительных черт почему-то оказался усеченным. Русские еще отличаются стремлением к справедливости, сплочением в отстаивании правды, непримиримостью к внутренним и внешним врагам Отечества и многими иными качествами. А здесь акцент сделан только на «терпимость», «отзывчивость», «умение уживаться вместе с соседями». Тем более, что речь в данном случае должна идти не о «соседях», а о «гостях», которые почувствовали себя «хозяевами». Можно подумать, что президент предлагает русским «терпеть» у себя дома и дальше несправедливость со стороны тех же кавказцев.
Ну, хорошо, если отталкиваться исключительно от слов президента об особом внимании к русской культуре, то что-нибудь сделано в государстве? Ничего!
Может быть, каким-то министерством разрабатывается проект программы по поддержке и развитию русской культуры? Нет. Слова остались просто словами.
Может быть, отменен дальнейший процесс «коммерциализации» культуры? Нет. Может быть, пересмотрены направления «реформирования» сферы образования? Нет, и более того: эксперименты продолжаются. К коммерциализации учреждений образования, изменению школьной программы и внедрению ЕГЭ добавляется еще и «эксперимент» по изменению образовательных стандартов.
Возможно, властью намечены реальные меры в области упорядочивания миграционных процессов в России? Может быть, дано поручение о разработке проектов правовых актов по оптимизации миграции жителей северокавказских регионов, среднеазиатских и кавказских гастарбайтеров? Нет. Ужесточен режим их регистрации? Может быть, предпринимаются масштабные меры по организации рабочих мест в северо-кавказских республиках? Нет. Вместо этого продолжают действовать программы по переселению кавказцев на исконно русские земли.
В качестве одной из рекомендаций для укрепления национального единства предлагается сформировать такое понятие, как «российский народ». Но это приведет к еще большим проблемам. Этим не удовлетворятся ни русский народ, ибо его роль будет при этом нивелирована, ни другие коренные народы России, которые совершенно справедливо не желают «растворять» свои уникальные традиции и культуру в каком-либо надстроечном «сообществе».
Неужели отрицательный опыт формирования единой нации «советский народ» ничему не учит? Общее для всех нас понятие уже существует – граждане России. А применительно к народам России необходимо остановиться на простой и ясной формулировке «русский народ и другие народы России».
Началом всему должна быть власть, обладающая русским православным духом. Только русский народ может подняться над узкоэтническими интересами кого-либо. Только он может быть гарантом развития культуры любого из коренных народов России.
У нас же продолжается хаотический поиск рецептов по каждому из конкретных эксцессов, возникающих в обществе вследствие «углубления» либеральных «преобразований». Между тем необходимы кардинальные и комплексные меры: отказ от либеральной экономической и социальной политики, разработка, утверждение и проведение в жизнь национальной идеи России.
А национальную идею не надо выдумывать, ее необходимо лишь оформить с учетом современных требований исходя из идеологического наследия славянофилов и других великих русских мыслителей, таких как Ф.М. Достоевский и И.А. Ильин.
Все беды в нашей стране обусловлены тем, что нынешняя политическая, экономическая и культурная элита не пронизана русским духом, в ней отсутствует понимание сути русского народа, его миссии для других народов России.
Все мы желаем, чтобы подобающие изменения в России происходили именно эволюционным, а не революционным путем. Если нынешнее руководство России не предпримет системных мер, то Россию ждут серьезные потрясения. Когда? Может быть, еще и до следующих парламентских и президентских выборов. И потрясения эти, в первую очередь, будут направлены против самой власти.
Учитывая достаточно высокий административный и финансовый потенциал власти, следует предположить, что при концентрации усилий она сможет дойти до выборов на старом багаже и вновь убедить большую часть избирателей, которые придут на выборы, проголосовать за нее. В этом случае, с большой долей вероятности, потрясения могут начаться в первый же год после избрания нового президента. Если, конечно, новый президент сразу после своего избрания не станет проводить новую, национально-консервативную внутреннюю политику. А основные тезисы такой политики граждане России должны будут услышать еще при проведении им своей избирательной кампании.
В принципе, у Д.А. Медведева еще есть шанс войти в историю в качестве первого президента, озвучившего и начавшего воплощение истинной национальной стратегии России. Однако, когда видишь его ближайшее либеральное окружение, понимаешь, что такое развитие дел весьма маловероятно. Если Медведев вдруг захочет выполнить столь желаемую для народов России роль, то ему нужно начинать это осуществлять именно сейчас, безотлагательно.
Представляется, что у В.В. Путина больше шансов на изменение курса страны. Несмотря на то, что нынешняя политика государства есть продолжение политики времен его предыдущего президентства, в случае своей победы на ближайших президентских выборах он всегда может сказать: «Последние четыре года я был не совсем самостоятелен при принятии государственных решений, так как был вторым лицом государства, но теперь-то, в соответствии с волей народа, я провозглашаю реализацию национальной идеи России». Тем более, все мы помним, что в первый свой президентский срок им было сделано многое для исправления ельцинской политики суверенизации и беспредельной либерализации.
Есть еще один вариант. Вышеназванным политическим лидерам уже сейчас можно отказаться от своих претензий «на трон» и соборно подобрать достойного кандидата в президенты 2012 г. Пусть это будет центрист, но обладающий русским духом и не приверженец либеральной экономики.
Возможно, кто-то скажет, что все это пустые фантазии. Мол, не способны вышеупомянутые политические деятели на подобные действия. Но нет ничего невозможного! Исходя из высоких личностных и деловых качеств Д.А. Медведева и В.В. Путина, их громадной ответственности перед народами России, можно надеяться на то, что ими будет сделан правильный выбор. А последние события в стране просто требуют кардинальных перемен. Для того, чтобы это постичь, каждому из них нужно просто абстрагироваться от рутинных каждодневных проблем «антикризисного управления» и взглянуть на нынешнее социально-экономическое положение в России с великодержавной идеологической вершины.
Андрей Сошенко
17.02.2011 | 17:09
Специально для Столетия Источник: stoletie.ru.
Рейтинг публикации:
|