Часть 1. здесь.
Часть 2. здесь.
Пока была пауза после второй части, вновь активизировались заокеанские аналитики, констатирующие преимущества России в Арктике. Ж-л «The National Interest» с нескрываемыми печалью пишет:
«Арктика остается одним из самых холодных мест на свете, а Россия относится к числу тех стран, которые лучше всех подготовлены к ее захвату…
Наша Земля теплеет, и ледоколы становятся все более востребованными. Любой стране, проявляющей интерес к Арктике, придется ломать лед, хотя в будущем его станет меньше. Победу одержит тот, кто доберется туда первым. А у Москвы есть большие преимущества».
Трамп по-прежнему в непонятках, рыдает, что нужно срочно строить лучшие в мире американские ледоколы, а пока надо брать в аренду у кого-нибудь другого. У кого — тоже непонятно, хоть бери у русских.
Ну, Москва, как известно, слезам не верит, делает своё дело тихо, поэтому и мы спокойно продолжим знакомиться с этим суровым краем, не терпящим суеты.
О связи в Арктике.
Классика жанра — Иридиум. Это американская система, существующая много лет: группировка спутников, наземные станции и пр. К Иридиуму уже привыкли, работает надёжно, где-то на 4-5 баллов, но без конкуренции не обошлось.
Инмасарт — тоже америкосы. Система чуть хуже, но сносно., где-то на 3-4. Но тут появился ВСАТ — газпромовская системы, спутники серии «Ямал», работает везде по всему СМП на 5, сигнал проходит вообще без задержек. Проверена ещё раз только что при проводке двух газовозов Новатэка, следовавших в Китай по СМП.
Роскосмос тоже в деле, в планах к 2024 году запуск новой группировки спутников серии Кондор и Экспресс РВ. Но об этом пока мало что известно.
В общем, альтернативы есть, но система Газпрома сейчас предпочтительней, остальные — в качестве альтернатив, если что. Без связи сегодня в Арктике остаться сложно, что не отменяет постоянные новые разработки, смены устаревших спутников, обновления наземных станций и пр. Сроки навигации с каждым годом расширяются и скоро в Арктике будет тесно, так что, на месте стоять некогда.
Был, кстати, проект протянуть оптоволокно по дну Северного ледовитого океана от Европы до Азии. Предполагались чумовые скорости. С нашей стороны хозяином должен был быть Мегафон. Педалировать начали его в 2018, в 2019 продолжили, но под конец года уже ничего слышно не было. Сейчас прлоект в стадии зависшего, потому как с ним много сложностей. Непонятно, на какую глубину прокладывать, глубины везде разные и есть места (например, Обская губа), где ледяные торосы знатно пропахивают дно и будь там кабель, ему кирдык.
О портах по СМП.
Здесь простой вопрос: нужна ли серьёзная портовая инфраструктура, если недавно газовозы прошли по СМП совсем без захода в порты?
Порты, конечно, нужны, прежде всего для северных регионов. Серьёзно развивается Диксон, чуть меньше — Тикси, далее — Певек. В пути всё может быть. Когда сходит лёд, бывают шторма, которые нужно переждать. Бывают поломки — техника, всё-таки, работает в экстремальных условиях. Бывает, что надо пополнить запасы воды и топлива.
Всё же, обычно караваны в порты не заходят, запасы позволяют. Но со временем сама ситуация подтолкнёт к развитию — из-за потепления навигация будет расти из года в год, в том числе и местная. Да и потребности Минобороны — это защита северных рубежей и, конечно, секреи Полишинеля: через Северный полюс самая короткая дорога к нашим «дорогим партнёрам».
Ещё раз о структуре льда.
Лёд в Арктике — это замёрзшая солёная вода. Но процесс, что с солёной, что с пресной водой, одинаков. На поверхности воды под воздействием низких температур возникают такие как бы иглы, маленькие кристаллы. Их называют ледяные иглы. Они возникают в толще воды в поверхностном слое. Эти иглы своим количеством образуют как бы такую матовую пленку на поверхности воды, а затем вот эти иголочки начинают постепенно превращаться в длинные кристаллики. Не надо забывать, что это все сдабривается сверху снежком, превращаясь в массу такого, как бы, свинцового цвета. Когда их количество возрастает они превращаются в «ледяное сало». Есть такой термин. А когда все это смешиваются с нетающим снегом, то называется «снежура».
Затем образуются такие пористые комки как бы уже льда, а эти комки перерастают в так называемые ниласовые льды — молодые льды. Это уже лед в привычном понимании. И далее по нарастающей уже он утолщается. Еще бывает блинчатый лед, это тоже одна из начальных форм. Он реально похож на блины.
Слоистость льда возникает из-за того, что разная плотность и потом тот, что пониже, он раньше замерз, тот, что повыше, тот помоложе, он лег сверху соответственно. Потом это снежком все припорошило, процесс замерзания пошел дальше. При этом, из-за разной структуры, у слоёв льда разная теплопроводность.
Главное, что надо различать — это подвижный (дрейфующий) лед и неподвижный (припай). Но припай — это обычно лед образованный у берега и от берега, поэтому он неподвижный, однако припай бывает отрывает от берега и тогда его называют «оторванный припай». Также самые основные виды льда это однолетний, который бывает однолетний тонкий (30-70 см), однолетний средний (70-120 см) и однолетний толстый (120-200). Однолетний потому, что образовался в течение одного сезона. Если он за лето не вытаял, то он переходит в стадию двухлетнего льда. Все, что до 30 см это молодые льды и начальные формы льда.
Так что, лёд за бортом разный, но в стакан с напитком его бросать не рекомендуется. Голубой он только в море и визуально, а, например, в Обской губе он коричневатый из-за большого количества песчаной взвеси. Как его положишь в хороший напиток?!
Продолжение следует.
В следующей части более предметно поговорим о ледоколах и их устройстве.
Александр Дубровский
Рейтинг публикации:
|